Почему я больше не молюсь словами «Господи, благослови и освяти эту пищу…»

Все знакомые мне христиане перед едой молились словами: «Господи, благослови и освяти эту пищу…».

Так молился и я, пока не встретил в жизни человека, который показал мне в Библии тексты, убедившие меня пересмотреть подобную практику. Если вы из тех, кто также «благословляет пищу» в молитве, в этой статье я собираюсь поставить под сомнение такие молитвы.

Речь не в том, что одни привыкли молиться так, а другие иначе. Речь о том, чему учит Библия и чему она не учит. И, как окажется впоследствии, вопрос о молитве за пищу острее и глубже, чем кажется на первый взгляд. Почему? Потому что он касается не только еды, но и воспитания следующего поколения. Но об этом немного позже.

Давайте неспешно и внимательно изучим эту тему вместе. В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление:

10. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.(Второзаконие 8:10)

Здесь сказано «когда будешь есть… благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе». Писание призывает евреев благословлять Бога за блага, которые им даны, включая пищу. В Израиле с тех пор и доныне молятся молитвой, которую они называют «благословение на хлеб», но что интересно, благословляется в ней не хлеб, но как и сказано в стихе выше, благословляется Сам Бог:

Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь вселенной, выращивающий хлеб из земли! (На иврите это звучит так: Барух ата, ашем эло-кейну, мелех аолам, амоци лехем мин аарец!)

Это очевидно для каждого еврея: благословлять перед приемом пищи следует Господа, Даятеля пищи. Вот почему у евреев есть такая молитва и для пищи, есть подобная и для питья. Вот мысли известного шотландского богослова и толкователя Уильяма Баркли по этому поводу:

«Когда иудей кушал фрукты, он говорил: “Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве». Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли».

Таким образом, каждый прием пищи в еврейской семье сопровождается за столом прославлением Бога и благодарностью Ему.

На страницах Нового Завета мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу:

19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики — народу. (Матфея 14:19)

41. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. (Марка 6:41)

Некоторые ошибочно полагают, что слово «благословил» в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о последней вечере:

22. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. (Марка 14:22)

Здесь мы встречаем оборот «взяв хлеб, благословил» (заметим, что здесь не сказано, что Иисус благословил именно хлеб). Вот как апостол Павел перефразировал это:

22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

23. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб (1 Коринфянам 11:22,23)

Для Павла, как для еврея, было очевидно, что, когда Иисус «благословил хлеб», Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал «взял хлеб и, возблагодарив…». Очевидно, что тут слово «возблагодарил» относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово «благословил» в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу. Молитва о еде в Новом Завете – это молитва благодарения и прославления Бога:

30. Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

31. Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1 Коринфянам 10:30,31)

Так откуда же пошла практика просить благословения на хлеб? Возможно, из-за поверхностного понимания этих двух отрывков: 1 Тим. 4:3-5 и Лук. 9:16. Начинается отрывок словами о лжеучителях, и продолжается мыслью о молитве за пищу:

3. запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

5. потому что освящается словом Божиим и молитвою. (1 Тимофею 4:3-5)

Здесь дважды сказано, что молитва за пищу – это молитва благодарения. И пища «освящается словом Божьим и молитвою». Правильно, а какой молитвой? Не молитвой прошения, друзья, а молитвой благодарения. Этот текст не дает нам никакого основания просить Бога, пославшего нам пищу, еще и теперь благословить и освятить эту пищу, но призывает нас благодарить Творца за еду. Здесь также сказано, что пища «освящается словом Божьим и молитвою» уже как факт нашей молитвы благодарности. Ни о каком прошении нет и речи. А как же этот текст, где сказано, что Иисус благословил именно хлебы?

16. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.(Луки 9:16)

3. запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

5. потому что освящается словом Божиим и молитвою. (1 Тимофею 4:3-5)

Никто из христиан, которые молятся словами «благослови пищу», не ответили мне, как именно Бог ответит на эту их молитву-прошение. Должен ли Он как-то изменить свойства пищи? Избавить ее от вредных веществ? Ответ прост: Он просто не просил нас молиться о пище таким образом. Будет ли грехом то, если я продолжу в своей молитве за столом просить Бога благословить пищу, ведь я всегда так молился раньше? Перечитайте тексты, исследуйте эту тему самостоятельно и ответьте себе на этот вопрос сами. Я ответил на него так:

«Библия не учит меня просить благословения на пищу, поэтому я не буду этого делать. отныне и всегда я буду благословлять Бога».

Вопрос глубже, чем кажется

Понимаете, есть более глубокая причина, почему меня затронула эта тема. Центром молитвы «благослови пищу» является человек. В своей сущности, это молитва «о себе», в сердце которой мысль о собственном благополучии и безопасности. Это больше напоминает мне языческую молитву. Заметьте, я не говорю, что просить Бога о Его благословении неверно (ведь Бог позволяет нам просить Его благословения, например, Числа 6:22–27), но ключевой вопрос здесь в том, кто стоит в центре просьбы об освящении пищи и о том, с каким сердцем совершается эта просьба. Очевидно, что ежедневная практика подобной молитвы лишь поощряет потребительское отношение к Богу.

Напротив, в центре молитвы «благословен Бог» находится Творец. Такие молитвы превозносят и возвеличивают Даятеля и упражняют наше сердце в благодарности Творцу, в поклонении Ему.

Ключевой вопрос: в какой атмосфере растут наши дети? Ведь прием пищи происходит несколько раз в день, и то, что они слышат за столом, как ничто другое, формирует их отношение к Богу! Подумайте, воскресную проповедь мы слышим в двадцать раз реже, чем молитву за столом. Не поэтому ли в церквах из уст христиан звучат преимущественно молитвы-прошения, и лишь на Праздник Жатвы (День Благодарения) звучит хорошая проповедь о важности благодарности Богу? Сложно возразить и сказать, что эти вещи не взаимосвязаны. «Потребительство» в современном христианстве формируется несколькими факторами, и молитва за пищу, капля за каплей изо дня в день – один из ключевых факторов.

Выводы:

В результате осмысленного изучения этой темы я поставил под сомнение свою предыдущую практику молитвы за столом и начал молиться по-новому: «Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты даешь нам эту пищу. Прославляем Тебя за Твою доброту и щедрость. Аминь». Теперь каждый завтрак, обед и ужин – это не очередное прошение, но наше семейное поклонение Богу и прославление Его. Вопрос не в том, кто как привык молиться, вопрос в том – кто в центре вашей молитвы и как это влияет на ваше ближнее окружение.

Из книги «Алфавит поклонения в семье», С. Сологуб, 2018. blagovestie.today

«Алфавит поклонения в семье» – книга о том, как начать поклонение в семье и сделать это время регулярным и неповторимым. Книга содержит 55 качеств Бога. С помощью доступных примеров, приведенных к каждой характеристике, родители смогут стать миссионерами для своих детей.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!