Евангелие от Мемфивосфея

В своей монашеской молодости Мартин Лютер безуспешно пытался полюбить Бога. Вспоминая те времена, он говорил: “Любить Бога? Я ненавидел Его!” И это не удивительно, ведь тогда Лютер думал, что Бог исключительно суров, добрым Бога он себе не представлял. Тяжело полюбить того, кого считаешь жестоким. Не удивительно, что сатана с самого начала стремился поставить под сомнение именно милосердие Бога.

Но именно поэтому в Библии есть такие главы, как 2 Царств 9. Это история о милости Давида. Трижды Давид говорит о своём желании оказать милость (ст. 1, 3, 7), завершая свою речь словами утешения: “Не бойся; я окажу тебе милость”.

Но дело не только в том, что Давид был милостив. Писание говорит нам, что Давид был мужем по сердцу Бога (1 Цар. 13:14). И эта история выразительно раскрывает нам, как милосердие Давида и Бога связаны (2 Цар. 9:3). Давайте же рассмотрим четыре аспекта милости Давида и затем постараемся понять, как они открывают благость Бога к нам.

1. Мемфивосфей: объект милости Давида

Милость Давида была обращена к Мемфивосфею, увечному представителю враждебного дома. Внук Саула, Мемфивосфей имел все основания бояться Давида (2 Цар. 9:7). И милости от царя Израилева он, должно быть, ожидал меньше всего. Ведь искоренение наследников предыдущих правителей – дело обычное.

В раннем детстве Мемфивосфея уронила няня, и он остался хромым. Она побежала, услышав о гибели отца Мемфивосфея на войне (4:4; 9:3, 13). Двойное проклятие обрушилось на этого юношу – оказаться врагом царя и калекой, неспособным позаботиться о себе.

Вот к такому человеку решил проявить милость Давид – беспомощному потомку своего врага.

2. Завет: причина милости Давида

Вы удивитесь, но изначально милость Давида к Мемфивосфею была вызвана не любовью или жалостью к нему, но любовью к другому человеку. В доме Саула был его верный друг – отец Мемфивосфея, Ионафан.

Давид сказал: “Не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость ради Ионафана” (9:1).

Чтобы найти истоки милости Давида, нам нужно обратиться к событиям, произошедшим до Мемфивосфея, к союзу любви, заключённому Давидом и его отцом (1 Цар. 18:1–4). Несмотря на то, что Давид становился препятствием к восхождению Ионафана на трон, тот любил Давида “как свою душу”, ограждал от беспощадной ярости Саула, признал Давида законным престолонаследником и просил его проявить “вечную любовь” [עולם חסדך, олам хесед] к его дому, когда Давид станет царём (20:13–17).

Именно эту просьбу, скреплённую клятвой, стремился исполнить Давид, когда спрашивал: “Не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость [חסך, хесед] ради Ионафана” (2 Царств 9:1).

Вот причина милости Давида. Личные качества Мемфивосфея и его бедственное положение значения не имели. Всё дело было в любви Давида к Ионафану и в завете, в который они вступили друг с другом. Мемфивосфей был просто недостойным и несчастным грешником, пожинающим благословения клятвенной любви, к которой он не имел никакого отношения.

3. Щедрость: проявление милости Давида

Давид проявляет милость к Мемфивосфею тремя путями. Во-первых, он призывает его к себе и радушно принимает (ст. 5–7). Мемфивосфей не сам захотел прийти – Давид разыскал его, послал за ним и затем принял со словами утешения (ст. 7).

Во-вторых, он возвращает Мемфивосфею наследство (ст. 7, 9–10). Всё, потерянное его отцом, теперь принадлежит ему. Одно лишь наследство уже делает Мемфивосфея богатым. Теперь у него есть свой кров и пропитание. Но главное ещё впереди.

Венчает свои милости к Мемфивосфею Давид, даруя ему место за царским столом. Мы читаем об этом четырежды (ст. 7, 10, 11, 13). Это постоянное место (трижды мы слышим слово “всегда” (ст. 7, 10, 13), гарантированное ему безо всяких условий. Более того, это место члена семьи. “Мемфивосфей ел за столом [Давида], как один из сыновей царя” (ст. 11). И от желающих упрекнуть Мемфивосфея в родстве с Саулом Давид дарует ему свою защиту. Жезл и посох Давида принесут ему покой, и он пребудет в доме Давида долгие дни.

4. Благодарность: ответ на милость Давида

Остаётся лишь один вопрос: как ответить на такую доброту? Мемфивосфей “поклонился и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» (ст. 8).

Образец смирения! Он мог бы ответить с обидой: “Ты украл корону моего отца!”, или высокомерно: “Благодарю, подачек я не принимаю!”, или презрительно: “Это всё, что ты можешь сделать, ведь если бы не ты, я был бы царём, а не калекой!”

Но вместо этого он с радостью принимает неоценимый дар, благодаря такого великого царя, как Давид, за снисхождение и доброту к такому горемыке, как он.

5. Евангелие: постижение Божией милости к нам

Если всё это покажется вам знакомым – не удивляйтесь. Ведь мы с вами такие же Мемфивосфеи. И это не просто история о милости Давида к Мемфивосфею. Это история о Божией милости к нам, явленной в Евангелии.

Если мы спросим: “К кому же обращена Божия милость?”, то не к Его друзьям, а ко врагам. Не к здоровым, но к больным (Марка 2:17). К немощным, в своём падшем состоянии неспособным себе помочь (Римлянам 5:6,10).

Если же спросим: “В чём причина такой милости?”, то её корни не в нас – они неизмеримо глубже. В конечном счёте, Бог являет нам милость не ради нас, а ради Иисуса и завета искупления, заключённого Отцом и Сыном прежде сотворения мира. Это вечный завет, в котором Отцу было угодно послать Своего Сына в силе Духа Святого, а Сын совершил служение искупления и принял смерть за таких грешников, как мы, не заслуживающих ничего, кроме ада.

Если мы спросим: “Как же Бог являет нам Свою милость?”, то Евангелие говорит, что, отдав за нас Своего Сына, Он теперь призывает нас и принимает в Своё присутствие, дарует нам наследство нетленное и место за столом святых Своих. Благодаря Иисусу мы можем теперь приступать к престолу благодати, уповая на слова Отца: “Не бойтесь, ибо Я окажу вам милость” (см. Евр. 4:16).

Если мы спросим: “Как же нам отвечать на Его милость?”, то ответ прост. Осознание силы любви Божией к нам должно побудить нас воскликнуть: “Что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?” Мы знаем, что никоим образом не достойны всего этого. Мы даже не искали Его – Он Сам позвал нас. И когда Царю угодно явить нам милость, мёртвые псы повинуются безропотно. Мы принимаем наследие святых, благодарим Отца, усыновившего нас, и садимся за Его стол, как поступил Мемфивосфей.

Джастин Диллехей thegospelcoalition.org, перевод ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!