Оплачиваемые и неоплачиваемые пасторы

Платить или не платить, вот в чём вопрос…<

Некоторые церкви основывают в «облегченном режиме». Так поступили и мы в начале 2015 года.

Наша материнская церковь направила нас с четырьмя пасторами-основателями, все мы работали на полную ставку в других местах. Такая схема обеспечила нам значительную гибкость в первый год. Наши текущие расходы были очень низкими — по сути, мы просто арендовали зал средней школы, покупали хлеб и вино для еженедельного причастия и выплачивали скромную стипендию старшему служителю (поскольку на нем лежало больше ответственности, чем на остальных трех).

Однако, по мере роста, мы вскоре поняли, что у нашей зарождающейся церкви появились потребности, которые с трудом могли удовлетворить четыре неоплачиваемых пастора. Нам нужно было, чтобы хотя бы один из нас отложил свою работу и стал нашим первым оплачиваемым пастором на полный рабочий день — то есть сделал это своим призванием. Нам нужен был хотя бы один человек, который на данном этапе уделял бы основное рабочее время и внимание нашей молодой церкви, чтобы сохранить ее здоровье. К счастью, воскресший Христос позаботился об этом. И со временем, по мере роста церкви и изменения потребностей, мы получили дополнительных штатных пасторов, чтобы пополнить и укрепить нашу пасторскую команду.

Через три года после нашего открытия, наша дорогая церковь-сестра открыла церковь «с полным штатом», с тремя пасторами-основателями, и все они получали зарплату. Это был финансовый груз, который пришлось нести на старте. Они были более стеснены в средствах, чем при облегченной модели, но их молодая община получала необычайные вклады пасторского времени и внимания. Они тоже справились. И на этом пути Христос добавил к их числу внештатных пасторов, чтобы пополнить и укрепить их пасторскую команду.

Независимо от того, было ли вначале много персонала или мало, большинство церквей со временем обнаруживают необходимость в здоровом сочетании как оплачиваемых, так и неоплачиваемых лидеров. Природа церкви располагает к тому, чтобы со временем понадобились и те, и другие — не только начинающим и молодым церквям, но и более старым и устоявшимся общинам. Даже те церкви, в которых существует только штатное руководство, учатся в значительной степени опираться на ключевых мирян, которые вступают в различные пасторские функции (даже если их никогда не называют «пастором», «старейшиной» или «руководителем»). В любом случае, эти пасторы-учителя, говорится в Ефесянам 4:11, являются дарами воскресшего Христа на благо Его Церкви: «Он дал… пастырей-учителей». И эти дары бывают двух основных видов.

Некоторые оплачиваемые, некоторые неоплачиваемые

Поищите в Новом Завете, и вы не найдете двух типов пасторов-пресвитеров по функциям (то есть, скажем, учить или управлять). Но вы найдете два источника дохода пастора (от церкви или от другой работы) и, вместе с этим, большие или меньшие затраты времени и энергии. Все пасторы-старейшины кормят (учат) и ведут (управляют), но некоторые отдают часть (или всю) своей приносящей доход «трудовой жизни» церкви, в то время как другие формально «трудятся» на поприще вне церкви. И то, и другое может оказаться жизненно важным для здоровых церквей в долгосрочной перспективе.

Следует уточнить, что в Новом Завете пастор = старейшина = руководитель. Это три названия одного руководящего или обучающего поста в поместной церкви (на втором плане стоит вспомогательный пост под названием «диакон», Филиппийцам 1:1; 1 Тимофею 3:8-13). Старейшина — это та же должность, которую сегодня часто называют «пастор» (на основе существительного «пастырь» в Ефесянам 4:11 и его глагольных форм в Деяниях 20:28 и 1 Петра 5:2). Эта же ведущая должность также называется руководителем в четырех местах (Деяния 20:28; Филиппийцам 1:1; 1 Тимофею 3:1-2; Титу 1:7).

В этой группе пастор — старейшина — руководитель мы находим, можно сказать, «два вида пасторов». Два текста в посланиях Павла, в частности, оба опирающиеся на слова Христа, устанавливают категории для этих двух типов лидеров: одни получают зарплату, другие нет.

Труженики заслуживают своей зарплаты

Во-первых, опираясь на Иисуса, Павел в 1 Коринфянам 9 устанавливает «право» других работников Евангелия на получение заработной платы (при этом он не требует ее для себя, что свойственно Павлу). Вполне уместно, что этот аргумент привел палаточник; ни христианская зрелость, ни любовь не настаивают на своих правах, поэтому Павел излагает дело для других, для пасторов в его и наши дни. Он пишет: «Господь [Иисус] повелел, чтобы возвещающие Евангелие приобретали себе пропитание благовествованием» (1-е Коринфянам 9:14). Где Иисус сказал это? В Луки 10:7 (и Матфея 10:10) : «трудящийся заслуживает своего вознаграждения».

Во втором ключевом тексте Павел снова цитирует те же слова (наряду с Второзаконием 25:4) в 1 Тимофею 5:17-18:

Старейшины, хорошо управляющие, да почитаются достойными двойной чести, особенно труждающиеся в проповеди и учении. Ибо Писание говорит: «Не понуждай вола, когда он молотит зерно» и: «Трудящийся достоин платы своей».

Обратите внимание, потому что это часто упускается, что различие между старейшинами здесь — это труд, а не учение. Павел не говорит, что все пресвитеры «управляют», но только некоторые учат. Скорее, акцент делается на труде, то есть, в контексте, на работе полный рабочий день или зарабатывании на жизнь в качестве старейшин. Мы знаем из других мест, что управление (руководство) и обучение (питание) — это две основные задачи пастора-пресвитера (1 Тимофею 2:12; 1 Фессалоникийцам 5:12). Все пресвитеры управляют и учат, но не все «трудятся» в этом призвании, как Павел ясно показывает в следующем объяснении: «Ибо… трудящийся достоин платы своей».

Что такое «двойная честь»?

Что же это за «двойная честь», которая особенно уготована тем, кто трудится (то есть профессионально) на руководящей и обучающей работе пасторского служения? «Двойная честь» означает как (1) честь заслуженного уважения как верных лидеров, так и (2) честь заслуженного вознаграждения или оплаты за работу. (От этого второго значения мы получили слово «гонорар»).

Хорошие пасторы достойны не только уважения церкви (1 Фессалоникийцам 5:12-13), но и финансовой поддержки, особенно если они занимаются этим трудом, а не другой работой, приносящей доход. Язык Павла здесь точен: «считаться достойными» означает, что одни пресвитеры могут получать плату от церкви, а другие — нет. Ни он, ни Христос не требуют, чтобы все пасторы-пресвитеры получали зарплату (или все не получали), но он устанавливает принцип, который применим к церквям и пасторам повсеместно.

Первое Тимофею 5:18 утверждает («за»), что церковь должна по справедливости, а не по доброте или милосердию, «вдвойне почитать» своих пасторов и уважением, и вознаграждением. Некоторые получат это право и благословят церковь своей готовностью отдать свою трудовую жизнь («карьеру») на нужды церкви. А другие, как сам Павел, откажутся от этого права и благословят церковь, обеспечивая себя (и церковь) трудом, отличным от пасторского служения.

В этом здоровом сочетании оплачиваемых и неоплачиваемых, штатных и нештатных пасторов мы хотим помнить о двух истинах — истинах, которые соответствуют двум функциям пасторов-старейшин в Новом Завете.

Все пасторы руководят и окормляют

Во-первых, все пасторы-старейшины являются учителями. «Способный учить» лежит в основе квалификаций 1 Тимофею 3 и является кульминационным утверждением списка Титу. Христианская вера — это учебное движение, и ее лидеры являются учителями — оснащенными, стремящимися и эффективными учителями — иначе церковь зачахнет.

Все пресвитеры являются учителями — они питают общину через обучение в различных формах и условиях, но некоторые трудятся над проповедью (буквально, «словом») и обучением. (Здесь можно допустить практическое различие между обучением и проповедью, так как некоторые пресвитеры, будучи явными учителями, могут не тяготеть к проповеди. Здоровым церквям нужно гораздо больше учения, чем просто еженедельная проповедь). Все пресвитеры учат, но не все трудятся полный рабочий день в пасторском служении. Речь идет о количестве труда (и, следовательно, о необходимости вознаграждения), а не о разделении дарований среди пресвитеров (как будто одни способны учить, а другие нет).

Со временем в жизни церкви это проявляется в том, что часто именно те, для кого пасторская работа является карьерой, кто наиболее подготовлен благодаря формальному обучению и имеет время для адекватного изучения и подготовки, несут больше обязанностей по обучению и особенно проповеди. Но это не значит, что нештатные пасторы-старейшины не являются учителями. (Если у них нет интереса к преподаванию, или они не готовы к этому, то они просто не подходят для руководящей должности в церкви, которая является должностью преподавателя. Но, если они квалифицированы, они могут хорошо служить на вспомогательной должности — дьякона).

Преподавание остается в центре пасторского призвания, оплачиваемого и неоплачиваемого. И пусть это также будет ясно: пасторы призваны не только к преподаванию, но и к надзору, управлению, молитве и другим важнейшим аспектам руководства поместной церковью. Пасторы-старейшины — это не только учителя, но и руководители, которые делают больше, чем просто учат, но не позволяя своему учению отойти на второй план. Таково напряжение, в котором мы живем в этом веке. С одной стороны, пасторы не должны поддаваться плотскому давлению и заниматься тысячей других дел, кроме проповеди и учения. С другой стороны, наивно думать, что они могут только проповедовать и учить. Пасторы не призваны ни к тысяче задач, ни к одной единственной.

Но в основе призвания пресвитера лежит учение, кто бы ни выписывал ему регулярную зарплату.

Время и внимание, а не способности

Конечно, «трудиться» вне церкви не означает совсем не трудиться в церкви, преподавая и руководя. Но это означает меньший труд.

Поскольку хорошее преподавание и проповедь — это эмоционально трудная работа, требующая обучения, изучения и тщательной подготовки, и поскольку преподавание занимает центральное место в пасторском призвании, логично, что часто оплачиваемые пасторы делают больше преподавания (и, возможно, особенно проповеди в контексте богослужения).

Однако мы также наблюдаем, что оплачиваемые пасторы (поскольку это их основная работа) делают больше всей работы. Они также обеспечивают больший надзор и вносят больший вклад в повседневные аспекты руководства («управления») в жизни церкви. Поэтому, да, часто бывает так, что оплачиваемые пасторы, которые пасут больше часов, также больше учат. Однако, как бы то ни было, было бы ошибкой отождествлять оплачиваемое служение с преподаванием, а неоплачиваемое служение — с простым управлением.

Таким образом, различие между двумя видами пресвитеров заключается не в «одаренности», а во времени и внимании. Неоплачиваемый пресвитер может быть более «одаренным» учителем, чем оплачиваемый пресвитер, работающий полный рабочий день. В любом случае, как и пастор, ни один из них не освобожден от преподавания или управления. Оплачиваемое и неоплачиваемое лидерство может создавать два вида пасторов, но только одно служение пастора-старейшины и одну команду пасторов-старейшин.

Оплачиваемые и неоплачиваемые дары

В итоге мы видим, что и оплачиваемые, и неоплачиваемые пасторы-пресвитеры являются дарами воскресшего Христа для Его церкви. И у Него есть своя особая смесь для разных сезонов в жизни Его церквей. С моей ограниченной точки зрения, я сомневаюсь, что церкви будут процветать в долгосрочной перспективе, если все их пасторы будут оплачиваемыми (или неоплачиваемыми, если уж на то пошло). Учитывая природу церкви, пасторские команды со временем лучше всего функционируют, когда состоят из разумного сочетания как оплачиваемых, так и неоплачиваемых лидеров.

В хорошие времена, чем больше штатных пасторов, тем лучше. Они являются даром Христа своей церкви, отдавая свой полный рабочий день, свой основной труд и энергию церкви и ее миссии.

Однако, особенно в периоды спада, когда в церкви или даже в коллективе есть напряжение, чем больше неоплачиваемых пасторов, тем лучше. Поскольку эти люди не получают средств к существованию от церкви, они могут быть стабилизирующим фактором в конфликтные времена и (в зависимости от структуры) менее лично и профессионально привязаны к ведущему пастору. Также, когда наступают переходные периоды, и оплачиваемые пасторы сменяют друг друга (особенно старший лидер), баланс неоплачиваемых пасторов может внести большой вклад в стабильность во время перемен. [1]

Это удивительный дар для церкви, когда человек готов и стремится отдать дело своей жизни, свою «карьеру», христианскому служению на полный рабочий день. И это также удивительный дар, когда человек, работающий по другой специальности, отдает себя достаточному обучению и оснащению, а затем отдает многие свои вечера и выходные (и часто важные моменты в течение рабочей недели) неоплачиваемому христианскому служению.

Оба вида пасторов являются дарами Иисуса для созидания и сохранения Его Церкви.

……………….

[1] Обсуждение оплачиваемых и неоплачиваемых пасторов-старейшин часто поднимает вопрос о соотношении неоплачиваемых и оплачиваемых пасторов (оговоренном в некоторых церковных уставах). Я вижу мудрость в том, что команды старейшин стремятся к тому, чтобы неоплачиваемых старейшин было столько же (или больше), сколько оплачиваемых, будь то простое большинство или даже соотношение 2:1.

Давид Матис Desiring God, перевод hristiane.ru

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!