Джон Чау тщательно готовился к миссии. Безумны ли миссионеры?

Американский миссионер Джон Аллен Чау был недавно убит жителями отдаленного острова в Индийском океане.

Смерть миссионера Джона Аллена Чау, убитого в процессе евангелизации туземцам, живущим на отдаленном острове в Индийском океане, вызвала бурный всплеск эмоций, по большей части негативных. И христиане, и нехристиане подняли довольно глубокие вопросы о библейской и этической уместности проникновения в места, где миссионерам не рады. Большая часть прозвучавших критических высказываний в адрес Чау намекала на отсутствие у миссионера должной подготовки.

В своем дневнике Чау пишет, что, добравшись на своей лодке до берега отдаленного Северного Острова Сентинел, он начал «кричать». Картину молодого американца, на английском языке кричащего: «Меня зовут Джон. Я вас люблю, и Иисус любит вас!» перед тем, как его пронзила выпущенная из лука стрела, вряд ли можно назвать самым продвинутым примером миссионерской работы в 2018 году.

Но недавно опубликованная информация рисует более сложную картину случишегося с  Чау. В своем интервью изданию Christianity Today (Христианство сегодня) Мари Хо, возглавляющая миссию Все народы (эта организация отправила Чау на миссию), рассказала, что перед поездкой миссионер сделал все необходимые прививки и даже некоторое время провел в карантине.

Издание Вашингтон Пост сообщило, что Чау также прошёл лингвистическую и медицинскую подготовку перед поездкой. Все эти новые факты, как минимум, бросают вызов представлениям о Чау, как об искателе приключений, безрассудно подвергающего опасности жизнь группы людей с отдаленного острова.

Конечно, всё произошедшее нужно дополнительно изучить и проанализировать. Остаются ещё и медицинские, и правовые вопросы, но эта новая информация смещает фокус дискуссии от темы подготовки к евангелизации к вопросам главной цели благовестия.

Намерения Чау, по словам тех, с кем я разговаривал, и кто знал его, учился с ним, помогал ему готовиться к поездке, состояли в том, чтобы поселиться среди жителей острова, выучить их язык, начать помогать им в восполнении физических нужд, а уж затем начать искать возможности рассказать им о своей вере. Конечно, долгосрочная стратегия не сработала, теперь Чау станет не только темой для дискуссий, но и предметом изучения миссиологов – людей, которые готвоят миссионеров. Это моя тема. У меня ученая степень по этому предмету, я занимался подготовкой миссионеров в разные страны, в том числе в Индию. В Колледже Уитон я декан школы миссионеров, и там мы целенаправленно и с энтузиазмом учим миссионеров взаимодействовать в своей собственной культуре и в межкультурной среде, соединяя свою культуру с чужой.

Но даже для меня, даже с новыми деталями эта история кажется сложной. Она наилучшим образом раскрывает трудности тех, кто пытается понять, что значит делиться Евангелием со всеми народами в 2018 году.

Из постов в социальных сетях, записях в дневнике и отчетов друзей и членов семьи становится ясно, что Чау искренне горел желанием благовествовать людям, у которых был ограниченный или полностью отсутствовал доступ к Евангелию. На протяжении многих веков христиане следовали учению Иисуса, которое называют «Великим поручением», где сказано: «Идите, научите все народы».

Племя с отдаленного острова Северный Сентинел  для христиан, понимающих под народами различные этнические группы людей, это и есть те самые «народы». Евангелические миссионерские организации хранят данные об общинах по всему миру, у которых нет доступа к Евангелию, церкви молятся и поддерживают миссионеров, которые отправляются к таким людям.

Многие опасения выплеснулись на поверхность после первых сообщений о Чау в СМИ, в том числе и сообщение, что Чау высадился на берег и начал «кричать» по-английски. В новых сообщениях в прессе уже реже упоминается о Чау, как о неподготовленном к миссии человеке, но более важный для читателей вопрос так и не поднимается: что есть евангелизация как понятие в разных культурах.

Продвижение религиозных убеждений через миссионерскую деятельность широко практикуется представителями крупнейших религиозных групп, включая ислам, буддизм и христианство. Даже ООН признает миссионерскую деятельность законным выражением веры и убеждений.

Миссионер, известный нам как Святой Патрик, пришёл к племенному народу древней Ирландии и обратил моих предков из кельтского политеизма. Идея эта не нова. Христианство было миссионерским движением с самого начала. Как уже выше сказано, в Своем последнем обращении к последователям Иисус заповедует «идти и учить все народы» (Мф. 28:19-20). Павел в своем послании говорит христианам всего мира и всех времен: «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16).

Многие христиане скажут, что мы отвергаем миссионерский призыв, если пренебрегаем трудными и опасными миссионерскими полями этого мира. Мы действительно призваны идти до края земли и нести благую весть (Деяния 13:47).

Совершенно ясно, что Чау был посвященным христианином и хотел, чтобы и другие были такими же. Его последняя запись в дневнике звучит так: «Вы можете подумать, что я сумасшедший во всем этом, но я думаю, что имеет смысл провозглашать Иисуса этим людям». С точки зрения исторического наследия христианства и миллионов верующих, живущих сегодня, его мотивация была правильной. Но разговоры, возникшие после его смерти, зациклились лишь на подготовке и окружении.

Согласно некоторым сообщениям Чау готовился к миссии несколько лет, получая необходимые знания в области экстренной медицинской помощи и спортивной медицины, эти знания могли оказаться крайне полезными в ситуации «изолированной миссии». Многие из этих сообщений показывают, что северные сентинельцы были у Чау предметом долгосрочного внимания.

Некоторым претит сама идея попытки обратить кого-нибудь в веру, да ещё и с явным риском для жизни. Но христиане по всему миру верят, что слышащие и принимающие Евангелие люди получают нечто очень важное.

Когда семья и друзья Чау оправятся от горя, а внимание СМИ поутихнет, миссионерским агентствам следует подумать об уроках этой истории. Есть вещи, которые я и многие другие сделали бы не так, как Чау.

Например, Иисус, когда посылал Своих учеников, наставлял их молиться и затем уходить, проявляя уважение к человеческому выбору. Еще Он посылал учеников парами. В Библии достаточно мест, говорящих о важности команд и общин. У команды есть совокупная проницательность и система защиты от немудрых авантюр в миссионерской деятельности. Как рассказала Хо, была целая команда, готовая поехать с Чау, но тот решил действовать в одиночку.

Ещё, что касается выбора людей, Иисус говорит вполне внятно в Евангелии от Марка 6:11: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших». Судя по всему, Чау вернулся на остров уже после того, как в него выпускали стрелы, одна из которых, так написано в дневнике, проткнула его Библию. 

Итак, что же делать современному миссионеру? В современном мире миссионерское мышление уже само по себе есть разновидность «ереси наших дней». Однако, сказанное Иисусом из Библии не убрать.

И критики, и сторонники сравнили Чау с Джимом Эллиотом, миссионером из 20-го века, который выучил местный язык, собрал команду единомышленников и тщательно спланировал визит в отдаленное эквадорское племя. 8 января 1956 года Эллиот и еще 4 миссионера были убиты туземцами, которых христиане хотели обратить.

Эллиот и его товарищи оказались на первой странице журнала Life, после чего последовал всплеск миссионерской активности. История Чау, растиражированная в многочисленных лентах новостей, вызвала обратную реакцию.

Разумеется, между Эллиотом и Чау есть разница, но что действительно отличает эти две истории – это наша культура. Люди стали более негативно относится к миссии, отчасти из-за ошибок, допущенных миссионерами: колониализм, низкая «культурная чуткость» по отношению к другим народа и т.д. Но для большинства критиков неприемлема сама цель – обращение людей в веру.

Я скорблю по Джону Чау и его семье. Его выбор был обусловлен любовью к северным сентинельцам. Кому-то покажется это расточительством. Кто-то укажет на его ошибки, даже после того, как прочитает о длительной подготовке Чау к поездке.

Но я пишу эти строки, а в 50 метрах от меня лежит письмо, написанное Джимом Эллиотом. Выпускника Колледжа Уитон здесь чтут особо. Эллиот написал (а Чау испытал эти слова на себе): «Не глуп отдавший то, что не может удержать, ради того, что не может потерять».

В альма-матер Эллиота мы по-прежнему верим и обучаем миссионеров. Для кого-нибудь это покажется глупостью. Но мы молимся, чтобы наши студенты понимали свою культуру и другие, с умением взаимодействовали с ними, заботясь о своем здоровье и благоденствии всех, и делали это при наличии партнеров.

Если из-за этого нас назовут безумными, то мы будем «безумными во Христе» (1 Кор. 4:10).

washingtonpost.com, перевод hristiane.ru

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!