Пастор Тарас Сень: Господь держит двери для Евангелия через телевидение открытыми и сегодня

О важности присутствия проповедников на светских телеканалах, как им туда попасть и какие вызовы придется принять на пути от церковной кафедры до высокой сцены в СМИ для проповеди Евангелия. Поделился собственным опытом в интервью директор миссии «Христос есть ответ» и пастор одноименной церкви в Ровно Тарас Сень.

Насколько важно присутствие церкви в лице проповедника (пастора, служителя) в СМИ, в частности, на ТВ?

В советские времена церковь позиционировали как находящуюся вне общества и второстепенную. С таким мышлением еще и сегодня живет немало людей в церквях.

Когда в СМИ присутствуют христиане, а особенно служители, то это говорит о равенстве церкви со всеми другими институциями. Пасторы и проповедники через СМИ напоминают о Христе, это возможность говорить Слово Божье в целом.

Вы ведете церковь в городе Ровно уже 8 лет. Какие тенденции среди ваших коллег, пасторов, вы наблюдаете относительно интеграции церкви в СМИ вашего региона?

Когда я начинал работу в Ровно, то Бог сразу открыл двери в СМИ. Я пошел на телевидение, договорился о времени. Далее меня нашли редакторы из местного журнала, предложили сотрудничество. Я сам стал выходить на местные газеты.

Потом моя программа появилась еще на одном телеканале. Сегодня добавились еще авторские радиопрограммы.

В начале моего служения в Ровно на местном телевидении было несколько проповедников. Перед последними выборами программы протестантских проповедников, среди них был епископ, который проповедовал на телеканале уже 15 лет, закрыли из-за несоответствия концепции. Тогда я чудом остался вести передачу на местном ТВ.

В прошлом году в Ровно открылось радио, и мне позвонил директор, бывший директор одного телеканала и попросил, чтобы я начал там программу.

Я долгое время отказывал, потому что у меня много других дел. Вместе с тем предлагал пасторам Ровно, хотел бы кто из них пойти на радио проповедовать.

Никто инициативу не проявил, поэтому я все же решил сам записать программы. Уже, кстати, тридцать девять программ записано.

То есть есть пассивность со стороны церкви относительно СМИ. Максимум, скажем, работа со СМИ — это свои издания, своя газета, свой ютуб-канал и так далее. Это хорошо, но люди светские не так часто интересуются христианскими СМИ.

Еще во времена служения в Луганской области вы активно привлекали региональные СМИ к сотрудничеству. Это был ваш первый опыт? Поделитесь, как вы начинали сотрудничество с телеканалами тогда?

Помню, тогда проходил по городу и увидел телеканал. Подумал, что было бы замечательно, если бы христианские программы выходили на светских телеканалах. Я писал служителям о сотрудничестве, но ответа не получил. А у меня сердце горело этим.

И однажды дома я молился и понял, что Бог хочет, чтобы я начал сотрудничать с ТВ.

Мне, скажем, трудно было переломить себя. Для меня телевидение — это было чем-то недосягаемым. Но я начал действовать: пошел на телеканал, узнал стоимость. А у меня же ни опыта, ни камер, ни финансов: ничего не было… Но Бог помог найти финансы.

Так я стал записывать программы сначала в Луганской области, а теперь и в других областях. Я верю и видел, что в этом деле просто была рука Божья со мной.

Во-первых, мне Бог помог сделать шаг в этом направлении. Во-вторых, очень было много восстаний. Например, главный православный батюшка в городе Свердловске, где я начинал, ходил к мэру города и давил на него, чтобы меня выгнали с телевидения. Он давил на директора телевидения… было много шума.

Атеисты поднимали голос, мол, что это такое? Сектантов пустили на телевидение!? Но Господь Бог открыл дверь. Так продолжалось девять лет, пока сепаратисты не пришли в город.

Скажите, условием попасть на ТВ является оплата времени? Какие еще требования?

Региональные телеканалы, конечно, заинтересованы в финансах. Но телеканал любого и с чем угодно не может пустить, потому что это их имидж, о котором они заботятся.

Не скажу, что я великий оратор, но у меня есть теологическое образование. Я закончил Библейский институт, дальше учился в Острожской академии на специализации «Религиоведение», работал над умением проповедовать. Учился, насколько мог, чтобы говорить перед камерой. Всегда есть психологическое напряжение, когда стоишь перед камерой, но надо по мере сил работать над собой.

Многие люди не хотят идти в СМИ, потому что они не имеют опыта, боятся. А надо переступить через себя. Многие ограничиваются проповедью в церкви, потому что в церкви гораздо легче проповедовать, чем на камеру. И есть просто немало ленивых людей.

Не все хотят видеть и не все видят исполнение Великого поручения Христа — идти в мир, а не закрыться в Церкви и проповедовать друг другу. И хорошо, когда на улице проповедуют, но телевидение — это уровень повыше.

Если взять, например, в Ровно, мне Бог открыл двери на главный телеканал, это самая высокая сцена в Ровенской области. То есть я достигал людей за сто километров во многих селах. И много свидетельств слышал о том, что люди пришли к вере, покаялись в церкви, кто-то начал читать Библию.

От служителей слышал, что в их церкви пришли люди, которые долгое время слушали телепрограммы. Вспоминаю в Ровно на одном телеканале три или четыре раза в неделю выходила моя программа, потому что время у них стоило дешево. В месяц я платил всего 60-70 долларов, почти бесплатно.

Тогда я предлагал и другим служителям пойти на этот телеканал. Никто не захотел.

В церквях, где более десяти проповедников, люди стоят в очереди, чтобы проповедовать с кафедры… А идти к людям? Никто не захотел. Такова, к сожалению, правда.

Как пастору (служителю) без опыта начать сотрудничество с местными СМИ? Дайте рекомендации новичкам.

Я посоветовал бы в первую очередь молиться, искать Бога, чтобы пришло от Него понимание, что Господь посылает туда.

С другой стороны, не надо впадать в крайности, ожидая, что ангел с неба придет. Иногда видишь открытые двери, появляются добрые люди на пути — действуй. Бог по-разному говорит. Но если мы искренни перед Ним и готовы делать шаги веры, работать над собой, Бог даст нам понимание двигаться в том или ином направлении дальше.

Я считаю большой недоработкой в церквях то, что не молятся за СМИ. Мы в церкви годами конкретно на молитвенных собраниях молимся за СМИ в Ровно, за СМИ в Украине, перечисляя их названия. Молимся за владельцев, журналистов, ведущих. В церквях это надо возрождать. Пройдет время и Господь изменит ситуацию, и по молитвам будут открыты двери для проповеди Евангелия.

Во-первых, надо молиться за работников СМИ, потому что они обычные люди, за которых Христос умер. Им нужно спасение. А во-вторых, именно они формируют мнение общества наряду с учебными заведениями.

Поэтому тем, кто хочет идти в СМИ, надо молиться, искать Божьего лица, чтобы Бог шел впереди и открыл двери, потому что не все так просто.

Во-вторых, надо развивать свои профессиональные навыки, учиться, получать образование, работать над речью, пойти на курсы.

Конечно, за все серебро отвечает. У СМИ не всегда есть деньги и они хотят, чтобы им платили.

Не надо ждать, что домой приедут и будут снимать на камеру. Это должна быть наша заинтересованность, инициатива: мы идем в СМИ и предлагаем свои услуги.

Далее важно говорить понятным языком для людей светских, не церковным. Поднимать актуальные для общества темы, чтобы был ответ на проблемы. Но в центре наших слов должно быть Евангелие. Потому что иногда христиане, я так наблюдал, ведут программы более социальные, чем духовные.

Конечно, разные программы могут быть, но я понимаю потребность в обществе и от Бога имею побуждение, о чем бы я ни проповедовал, у меня всегда звучит «Христос», «спасение», «вера», «жизнь вечная» — как это получить? То есть — главные моменты из Божьего Слова.

И важно, конечно, строить отношения с работниками СМИ. Например, 6 июня — День журналиста. Я купил торт, пошел, поздравил. Пасха, Рождество — поздравил. И, кстати, было несколько лет назад в Ровно меня телеканал поздравлял по телевидению с днем рождения и ставили христианские песни. Что интересно, мэра так не поздравляют и депутатов. А почему они так делали? Потому что я их так же поздравлял в передаче на заказ.

Также хорошо, если церковь проводит какую-то благотворительную акцию, мероприятие, возможно, лагерь детский, помощь переселенцам, приглашать светские СМИ. И мы так не раз делали.

Где-то они сами едут, где-то я что-то плачу или сам привожу съемочную группу на событие. Но в СМИ попадает информация, люди светские смотрят новости, что церковь делает.

А если показывают по телевидению, так многие люди думают, значит не секта, нормальные люди.

Например, в Луганской области, мы проводили детский лагерь, и я договорился с телевидением. Они отсняли, показали. И это был шок для людей в районе, потому что никто раньше бесплатный лагерь для детей там не проводил.

Если до того сюжета я ходил в учебные заведения и просился, чтобы мне разрешили лекции проводить, меня пускали, но смотрели сверху вниз.

А после того, как я начал вести программы на телевидении и в новостях увидели, что мы делаем, то отношение в учебном заведении изменилось к лучшему.

Сегодня вы как пастор проповедуете на нескольких местных телеканалах в разных регионах. Расскажите, в каких именно и что за программы выходят?

На данный момент я веду программу на телеканале TVі. Это самый крутой телеканал в Ровно. И те же программы, мы пересылаем на Тернопольский областной канал, «Тернополь 1», в Хмельницкую область на два канала (33 канал и ТВ7+).

Эти же программы мы переводим на монгольский язык и в Монголии их показывают на национальном канале уже второй год.

Раньше я работал на канале «Ровно 1» и вел две программы «Как говорит Библия?» и «Христос есть ответ», куда я больше приглашал гостей.

Сейчас моя программа называется «Добрая новость», на канале iTV.

На канале «Ровно 1» сменился владелец и мне отказали в программе.

Но канал iTV достаточно мощный, имеет много хороших работников. И в какой-то степени мне немного легче, потому что разные программы, если годами вести, то это тяжелый труд, ведь кроме телевидения, у меня много других задач.

Известен ли вам рейтинг ваших программ? Насколько население Украины заинтересовано в подобных программах?

У меня нет информации, какой процент населения смотрит. Я спрашивал на телеканалах, они говорят это можно сделать, но это сложно.

Но мне говорили сами журналисты из светских каналов, что львиная доля жителей Ровно меня знают, потому что за 8 лет смотрели программы много людей.

Я немало слышал свидетельств о том, что люди пришли к Богу, начали читать Библию после этих программ.

Кто-то читать не может или инвалид дома сидит, ждет телепрограмму. Много таких свидетельств я слышал. И даже то, что меня везде в Ровно узнают, когда случайно встречают.

На сегодняшний день на четырех областных каналах в Украине и в Монголии в месяц выходят более 60 программ (это с повторами). А был период, когда 100 телепрограмм в месяц выходило на разных каналах.

До полномасштабного вторжения россии в Украину в Луганске программы выходили на телеканале ИРТА. И в Ровно, было время, когда у меня было три телепрограммы на двух каналах, каждый день как минимум одна, а то и две программы выходили в эфир, то мы так наполняли общество Словом Божьим через телевидение.

В целом с 12 каналами я работал в Украине и с одним в Монголии, также с телеканалами в Эфиопии.

Известно, что время на ТВ не бесплатное? Насколько это реально пасторам быть на телевидении, когда бюджет церквей не всегда позволяет?

Считаю, что при желании и при Божьем содействии можно. Когда я еще был студентом и должен был ехать на миссию после Библейского института, Бог Духом Святым сказал, чтобы я ехал. Библия говорит, что Бог дает семена тому, кто сеет.

Тот, кто сеет, это тот, кто имеет видение. Если взять фермера, он видит два гектара земли и у него планы засеять его зерном. Бог дает человеку с видением все необходимое.

Но часто вижу служителей, которые говорят, что они что-то не делают из-за недостатка денег, и это правда. Я много вещей делал в жизни, у меня так же, как у других, не было ни денег, ни помощников, ни опыта. Но у меня было желание.

Бывали периоды, что я даже перед телеканалами имел долги, чтобы продолжать программы. Бог допускал такие моменты и смотрел, как я себя буду вести. Но у меня было большое желание, и я молился об этом.

Сколько стоит эфир? По-разному, это зависит от телеканала: районный, областной или всеукраинский. Во-вторых, в какое время выходят программы: в прайм тайм или в другое время. Это все существенно влияет на цену. Но в моем случае (я много лет этим занимаюсь) я видел милость Божью, что Бог склонял сердца людей.

Вот, например, как началось сотрудничество в Ровно на телеканале? Прошло где-то полтора месяца, как мы начали церковь, и на одной из утренних молитв с командой я в духе почувствовал, что Бог хочет, чтобы я сотрудничал с телевидением. У друга я узнал о телеканалах в городе, нашел их телефоны в интернете, договорился о встрече. Когда ехал на встречу, молился: «Господи, будь при устах моих, дай мне сказать такие слова, чтобы сработало».

Я рассказал о том, что сам родом с Ровенской области, служил много лет на Донбассе, где сотрудничал с местным телевидением, был в плену.

Когда они услышали, что я в плену был, то я для них герой, меня за копейки пустили на телеканал. Я сам удивился.

У меня ни финансов больших не было, ни камеры, ни студии, ни операторов. Я у них записывал программы, они мне помогли заставку сделать.

Мне еще было сложно на украинском языке говорить, потому что я до этого говорил на русском, когда проповедовал на Донбассе, старался перестроиться, и с Божьей помощью получилось.

То есть главное это желание самого пастора?

Желание, в первую очередь, и дальше старания. И, конечно, с Богом двигаться, чтобы чувствовать, куда Господь Бог ведет. Кто искренне это делает, Бог дает ощущение, как двигаться. Иногда надо действовать по принципу открытых/закрытых дверей. Также Библия говорит, что Бог дает мудрость.

Иногда у меня бывали ситуации, когда я не знал, как поступить, как сказать и куда идти. Я, как ребенок малый, молился, и просил у Бога мудрости. Потом приходило понимание, как и что сделать.

Если полагаться на Бога и искать Его, Он даст ответ. А если полагаться на свой ум, без Бога, то можно упереться в закрытую дверь и дальше движения не будет.

Кстати, я такую вещь скажу, что за все время, а это семнадцать лет, как я на телевидении проповедую, кроме проповеди по прямой, я говорю о вере, покаянии, вечной жизни, аде, спасении, я не раз в эфире молился и спрашивал: кто хочет помолиться молитвой покаяния вместе со мной.

Я понимаю, что среди зрителей есть много атеистов, других людей, которым это не нравится, но Господь держит двери для Евангелия через телевидение открытыми и сегодня.

И можно себе представить: в каком-то селе человек пьет кофе, вечером включил телевизор и слышит: «если вы хотите получить спасение…, Христос, вера, покаяние… помолитесь». Человек может получить спасение.

Знаю, что вы закончили на одном из светских телеканалов курсы ведущего. Насколько каналы открыты к обучению проповедников?

Они так зарабатывают финансы, это первое. А второе, они выявляют способных людей, чтобы потом пригласить к себе на канал. Любой может заплатить деньги за курсы и учиться. Они не спрашивают, проповедник ли, или кто. Курсов много и по средствам очень доступны.

Курс, который я проходил, — «Работа ведущего в кадре», но есть разные направления.

На этих курсах просили рассказать коротко о себе, о причине учиться. Я тогда сказал, что сам — проповедник по телевидению, но прошел уровень улучшить свой. И считаю, что людям нужно Слово Божье, чтобы исцелялись семьи, души, жизни.

Мне никто не возражал, потому что все понимали, что оно так и должно быть. Потому что чистого и Божьего мало в светских СМИ, многие нуждаются в Боге.

Насколько легко или трудно сотрудничать со светскими телеканалами, учитывая то, что о Благой Вести на них обычно не говорится?

Я привык всегда делать все через молитву и поиск Бога. Начинаю действовать тогда, когда чувствую, что Он меня ведет в определенном направлении. И тогда имею успех в этом. Проверяю, открыта ли дверь куда-то. Если нет, то знаю, что будут открыты другие.

Например, в Ровно я начал вести программу, через несколько месяцев вышел на Житомирский областной канал, а затем — на Хмельницкий областной.

Два года я проповедовал на телеканале в Житомирской области. Можно идти дальше, в Украине много разных телеканалов, но на это нужно время и финансы.

Если бы я только этим занимался, то мы больше продвинулись на телеканалах, но и есть немало других добрых дел.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что важно церкви быть в светских СМИ. Это возможно и там, где даже закрыты двери. Надо помнить слова Христа. Он сказал, что если Он откроет дверь, никто не закроет. Поэтому, если двери закрыты, то брать посты, молиться, чтобы Господь открыл для продвижения Евангелия, и Господь Бог сделает свое дело.

Спасибо за беседу.

Пресс-центр миссии «Христос есть ответ».

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!