3 урока на горе Кармил

Три года прошло от того времени, когда Илия бросил вызов Ваалу до того, как состоялась его непосредственная конфронтация с пророками финикийского божества. Все это время Господь чудесным образом поддерживал физические силы Своего пророка. Сперва вороны подкармливали его хлебом и мясом. Затем он столовался у сарептской вдовы, у которой не убывали мука в кадке и масло в горшке. Но главным укреплением для Илии были три духовных урока, которые ему надлежало усвоить:

— Смирение
— Упование
— Послушание

И вот, пришло время ему самому преподать три урока своим оппонентам. Один – из области математики, второй – политики, третий урок – богословский. Итак: «На третьем году засухи, к Илии было слово Господа: – Иди и предстань перед Ахавом, и Я пошлю на землю дождь. Ахав пошел навстречу Илии. Увидев Илию, он сказал ему: – Это ты навел беду на Израиль? Не я навел беду на Израиль, – ответил Илия, – а ты и дом твоего отца» (3 Царств 18:1, 16-19).

Врачам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда пациента, услышавшего неутешительный диагноз, охватывает гнев, и тот вымещает его на том, кто рядом. То есть – на враче. Зачастую именно вестника делают виновником плохой вести. Вот и теперь Ахав, который вверил полный контроль над религиозной жизнью Израиля своей жене-язычнице, в последствиях обвиняет не себя, и даже не ее, а Божьего пророка. Но тот прямо и без уловок предъявляет царю обвинительный вердикт: «Вы оставили повеления Господа и пошли за Ваалами». А после – объявляет баттл: «Пошли же людей и собери народ со всего Израиля ко мне на гору Кармил. Приведи четыреста пятьдесят пророков Ваала и четыреста пророков Ашеры, которые едят со стола Иезавели».

Ничтоже сумняшеся, царь принял вызов, согласился на открытое противостояние. Ему было очевидно, что это – беспроигрышный кейс. Весь народ был незамедлительно был собран на горе Кармил над долиной Изреель в местности, известной также как Ар-Мегидо или Армагеддон.

«Подошел Илия ко всему народу и сказал: Долго ли вам хромать на оба колена? [современные переводы предлагают более понятные сегодня эквиваленты этого риторического вопроса: «Сколько еще вы будете пытаться усидеть на двух стульях?» (МБО); «Долго еще будете метаться туда-сюда?» (РБО) и т.п.] …если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Царств 18:21).

Илия Был не первым, кто задавал подобный вопрос потомкам Иакова. Иисус Навин прежде, чем ввести их в Землю обетованную после сорокалетнего шествия по пустыне, уже собирал народ Божий, говоря: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иисус Навин 24:14-15). На что тогда «отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (2:16). Теперь же народ безмолвствовал.

Израиль оказался раскорячен меж двух богов. Пытался устоять двумя ногами в разных лодках. Согласитесь, поза не очень удобная, но… такая привычная! Когда мы заключали завет с Богом, не говорили ли мы себе, что никогда не пойдем на поводу у богов этого мира. Но вся наша жизнь – борьба между уже живущим в нас Духом Христовым, и все еще живущими в нас духами мира сего – страхом, унынием, сомнениями… «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галатам 5:17). Боги плоти вселяют в нас ложное чувство уверенности, основанное на благополучии, на связях, на стабильной работе, на правящей политической партии – на чем-либо, что так внезапно может исчезнуть, не оставив нам жизненной опоры. Подлинную опору дать может только Господь. В Нем у нас есть нечто, чего нельзя отнять. Мы же пытаемся уцепиться за что-то, чего невозможно удержать.

Почему народ не отвечал ни слова? Усомнился ли, что Господь – единственный Бог? Может быть. Боялся ли видимых пророков Ваала и властителей, их поддерживающих, более, нежели Бога невидимого? Может быть. Мы не знаем. Но ясно одно – находиться меж двух богов некомфортно – как бы не обидеть кого из них. Так что – пусть сами разбираются. А с пророками расклад очевиден. Илья – единственный пророк Господень, а против него одних только пророков Ваала – четыреста пятьдесят душ. И это – не считая группы поддержки из четырехсот пророков дубравных!

Далее же читаем (3 Царств 18:22-40): «И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо». Предложил, так сказать, провести эксперимент, проверить свои претензии на практике. А народ, облегченно вздохнув, согласился. Ведь так удобно, когда ответственность за твой выбор берет на себя кто-то другой. Роль пассивных зрителей вполне всех устраивала.

«И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!».

Специалисты говорят, что переводчики здесь пожалели читателя. Что на самом деле Илия упоминает бога своих оппонентов куда более унизительным образом, прибегая к такой фигуре речи, как эвфемизм (по-гречески – «благозвучие»). Так, например, в 1 Царств 24:4 сказано, что царь Саул зашел в пещеру «прикрыть ноги». Употребленный там еврейский эвфемизм переводчики заменили его современным эквивалентом: «зашел туда Саул для нужды», и мы понимаем, что нужда у него была явно не финансовая. Так вот, Илия, по сути, говорит: ваш бог, наверное, отлучился по большой нужде и там заснул. Разбудите же его!

«И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения». То есть рэйв этот продолжался нон-стоп в общей сложности часов двенадцать – с шести утра до шести вечера.

«Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен (траншею на 20-30 литров), и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там».

Во время гриль-пати на горе Кармил пророк Илия не только продемонстрировал, Кто в этом мире наивысший Гриль-мастер, но и, как было сказано, преподал Божьему народу (и нам – в том числе) три важных урока.

Первый урок – из области математики. Похоже, математическое понимание Божьей сущности у собравшихся на горе Кармил израильтян ограничивалось арифметикой в объеме начальной школы. Их расчеты были предельно просты: один бог по ту сторону, один – по эту. Богов сокращаем, остаются пророки: один к восьмистам пятидесяти. Превосходство оппонентов очевидно. Одно лишь не было учтено: Ваал – бог выдуманный. Его не существует. Он – ноль. А на сколько ноль ни множь, хоть на восемьсот пятьдесят, хоть на миллион до неба, он как был нулем, так нулем и останется. Господь же бесконечен. А бесконечность, умноженная даже на единицу, дает бесконечность. Так что тот, на чьей стороне Господь, никогда не в одиночестве и всегда – в большинстве. Запомните это!

Более того, в ветхозаветное время, когда тайна Сына и Духа была еще прикровенна, можно было думать о Едином Боге, как об арифметической величине – единице. На этом уровне истинность выражения 1=1 была очевидна, а вот 1+1+1=1 – уже нет. Но Бог не выражаем натуральными числами. Он Сам – Создатель натуральных чисел. Он – бесконечен. И если Б, О, С и Д в выражении О+С+Д=Б суть бесконечные величины одного порядка (так называемые несчетные множества), то оно абсолютно верно, и при этом О=С=Д=Б.

Второй урок – из области политики: в Божьем Царстве нет места демократии! Царя царей не избирают путем голосования. И истина не определяется мнением электората. Так, если бы перед Потопом провели референдум на тему, может ли вода падать с неба, Ной оказался бы в явном меньшинстве. Но прав оказывается не тот, у кого наибольшая группа поддержки, а тот, кто следует воле Царя.

Ожидает ли Бог от нас всеведения? Ожидает ли Он от нас полного понимания? Ожидает ли, что мы никогда не будем заблуждаться? Нет. Мы никогда не будем знать всего. Но мы знаем Того, Кто знает все. И Он ожидает, чтобы мы были Ему верны. Потому что лишь Он определяет, что правильно, и лишь Ему известна полнота истины. Он Сам и есть Истина. И Жизнь. И Путь. Нам лишь надлежит усвоить тот самый духовный СУП, которым Господь подпитывал Своего пророка три предшествовавшие года: Смирение, Упование и Послушание.

Наконец, третий урок – урок богословский: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа» (3 Царств 18:31-32). Не два камня, которые символизировали бы еще не совсем отпавшие от Господа колена Южного царства. Не десять камней, олицетворяющих тех, кто собрался по его велению. А именно двенадцать – по полному числу колен сынов Иакова. Ибо все колена в совокупности – народ Божий, и верные, и отпавшие.

Также повелел пророк вылить на жертвенник ни много, ни мало – двенадцать ведер воды, также по числу колен сынов Иакова. Ибо каждое из них угашало огонь духа Божьего в Его народе. Но, тем не менее: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Царств 18:38,39). Да, Израиль разделен. Да, он изменил Господу, став поклоняться бессловесным идолам. Но Господь по-прежнему верен Своему народу.

Как бы мы ни сбивались с пути, как бы ни дробили тело Христово на деноминации и конфессии, в Его глазах Его народ по-прежнему един. Воистину, «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач Иеремии 3:22-23).

Сергей Головин scienceandapologetics.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!