Кривые зеркала в наших глазах или о чем на самом деле сказка про Снежную Королеву

Человеческие отношения насквозь пропитаны болью. Мы восстаем активно против несправедливости, к нам проявленной, или молча, глотаем слезы обиды. Обвиняем всех вокруг в своих несчастьях, жестко охраняя раненую душу от осознания собственной неполноценности, или виним во всем себя, не находя сил противостоять напору окружающего мира. Эту колонку, прежде всего, пишу для «униженных и оскорбленных», потому что «обвинители» всегда найдут «способ» решить свои проблемы, выходя из ситуаций в позиции пусть и ложного, но все же победителя. Они достигают этого, отрицая возможность собственной вины, и, проецируя ее в окружающую среду. Поэтому они создают для себя иллюзию свободы от вины. Такое поведение дает им мнимое ощущение превосходства и временного покоя. Сложнее «обвиняемым», которые принимают на себя и собственный груз вины и чужой. Им приходиться «переваривать» двойную порцию.

Своим клиентам я даю хорошую, на мой взгляд, иллюстрацию сферы человеческих отношений, которая помогает абстрагироваться от содержания проблемы и попробовать рассмотреть ее более-менее объективно. Это сравнение человеческого восприятия в пространстве кривых зеркал. Каждый индивидуум воспринимает окружающих его людей, да и все мироустройство, весьма искаженно. Об этом повествует сказка о Снежной королеве. Ее первоисточник отличается от известного нам варианта (намеренно искаженного атеистической советской властью), в котором Каю в сердце попала льдинка Снежной королевы. Ганс Христиан Андерсен на самом деле писал о двух осколках разбитого волшебного зеркала, пронзивших глаз и сердце мальчика. Приведу небольшой фрагмент этой сказки.

«Жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого веснушка или родинка, она расплывалась на все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Если человеку приходила добрая, благочестивая мысль, то она отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.

— Теперь только, — говорили они, -можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, который бы не отразился в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, они разлетались по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало».

Сказка-то сказка, но очень реальная. Если бы Герда в момент злобной трансформации Кая знала настоящую причину наносимых им обид, это не причинило бы ей такую душевную боль и помогло бы не принимать на свой счет его слова. Теперь проведите параллель в свои отношения.

На самом деле, оскорбляющие вас люди не в ваш адрес их говорят. Это их неосознаваемый диалог с самими собой (как со своим отражением в зеркале). Их внутренняя боль, непрощение и неприятие себя, а порой даже ненависть к себе проецируется их подсознанием вовне, не позволяя быть осознанным с целью избежать невыносимую боль. Мы редко видим мир объективно, в основном проживая жизнь в мире собственных отвергаемых проекций.

Мы все воспитаны в ситуации условной любви и отвержения в случае несоответствия этим условиям. Если бы не защитная работа нашего подсознания, в мире, наверное, был бы 100-процентный суицид. Представьте, что вся ваша обида, гнев, ненависть, отвращение, презрение, отвержение, унижение, которые вы когда-либо испытывали к кому-либо — это все в ваш адрес к самому себе. Смогли бы вы это пережить? Да это бы вас уничтожило.

Грех, отделивший нас от Бога, поселил в нас сознание «плохих, отвергнутых, нелюбимых». Чтобы от этого защититься, мы проецируем эти качества на окружающих нас людей, умножая грех — это нескончаемый снежный ком.

Интересно, что чувство вины заставляет людей быть в одних ситуациях жертвами, а в других — нападающими – куда-то ведь надо слить избыток снедающей вины. В разговоре с начальником вы, возможно, будете жертвой, а придя домой, превратитесь в пилящего тирана для своих детей. И вам «реально» будет казаться, какие же они неблагодарные, неопрятные, лентяи, бездарные и еще многие без- и не-. Если вы почаще будете задумываться, что ваши дети на самом деле замечательные, а виной всему «осколок в вашем глазу», это поможет вам что-то изменить в вашей системе отношений.

Понимание, что абсолютно каждый человек в той или иной степени пребывает в своих кривых зеркалах, зачастую помогает сохранять позицию нейтралитета и не реагировать на манипуляции и провокации. Хотя основанием для работы над собой должно быть прощение себя, принятие и любовь. Тогда отпадет необходимость в этих защитных кривых зеркалах — проекциях. Отпадает необходимость и в разного рода масках, которые мы выдумываем для себя, чтобы быть принятыми этим миром. Ведь если мы покажем свою настоящую личину, то, как мы думаем, будем навсегда отвергнуты.

Но это вершки, корешки берут начало в чувстве вины. На мой взгляд, вина – это самое-самое деструктивное чувство, это тот единственный кит, на котором выстраиваются уже все остальные негативные эмоции. Ведь Господь спас нас от чего? Первым делом, не от страха, не от обиды, не от злости, а прежде всего, от вины.

Поэтому я не согласна с экзистенциальными психологами, выделяющими базисную четверку внутренних человеческих конфликтов — одиночество, страх смерти, свобода и ответственность. Если Господь освободил вас от вины и вы действительно ее познали, то вы никогда не будете одиноки, осознавая Его присутствие, смерть не будет страшить вас, так как вы знаете, что ждет вас по ту сторону физической смерти. А свободу и ответственность за свою жизнь вы определенным образом разделите с Богом, зная, что жизнь дана Им и для какой-то цели.

Ксения Емельянова

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!