Фильм «Хижина»: ересь или мощное евангелие? Отзывы

Разговоры вокруг книги Уильяма Пола Янга «Хижина» начались с новой силой после премьеры фильма, снятого по мотивам книги.

Мы уже публиковали мнения разных служителей об этом произведении — ««Хижина» — книга, помогающая понять Бога или откровенная ересь?», сегодня мы собрали несколько мнений и обзоров авторитетных изданий о вышедшем фильме.

The New York Times

Многие фильмы на религиозную тематику довольствуются темой «Иисус-любит-меня» не углубляясь в теологические вопросы. Фильм «Хижина», по крайней мере, задает сложные вопросы. Самый лучший тому пример, когда Мак (Сэм Уортингтон) задает Папе (Октавиа Спенсер) вопрос, почему она допускает смерть детей.

После очередного расплывчатого ответа, он настаивает: «Перестаньте говорить загадками».

Но она этого не делает. Не принимайте, как кощунство, но как персонаж фильма, Папа не отличается глубиной. Это сродни, если бы Мак наткнулся на очень хорошую гостиницу, а Бог оказался в самым доброжелательным хозяином во вселенной.

По прошествии двух часов, кажется, что фильм топчется на месте. Верующие люди уже знают, что нет однозначных, шаблонных ответов на вопросы, которые задает Мак. По крайней мере, люди, которые посмотрят этот фильм, уйдут с пищей для размышления и обсуждения в дискуссионных группах.


Forbes

Рекламная кампания фильма «Хижина» была странной, мягко говоря. Я видел трейлер фильма перед несколькими явно христианскими фильмами, и он настолько неопределенный, что может ввести в заблуждение. Персонаж Сэма Уортингтона взаимодействовал с несколькими сверхъестественными существами, и, хотя фильм позиционируется как религиозный, обычному зрителю он может показаться политеистическим, нью-эйджевым, или просто попыткой показать Уортингтона в сверхъестественном саду и заставить людей думать про «Аватар».


Variety

Вот, чем по сути является «Хижина» — близкая встреча с Богом, которая схожа с инструкцией для тех, кто хочет добавить в свою веру немного сентиментальных слезинок. Это отображение консервативного христианства, которое находится на противоположном берегу от Фрейдистской терапии, но «Хижина» показывает, как эти два берега объединились.

Мак отправляется в путешествие по своему прошлому, чтобы получить исцеление и простить настоящего грешника — своего отца. И он делает это с помощью своего нового трио-консультантов: Иисуса, Духа Святого и Бога-Отца.

Главное послание фильма – «Не бойся! Бог истинно рядом с тобой».


The Hollywood Reporter

Закадровый голос Тима МакГроу уверяет нас, что «нам придется принимать решение самим». Но в «Хижине» нет места для размышлений.


Plugged In

«Хижина» несет важное послание о Боге в мир, который отчаянно ищет и нуждается в ответах. Поднимает ли этот фильм актуальные, теологические вопросы? Определенно, да. Но также как и Мак по ходу фильма узнавал больше о Боге через Библию, надеюсь, что посмотревшие фильм извлекут этот же урок с широкоэкранной адаптации «Хижины».


Питер Собжински (Peter Sobczynski), публицист и ведущий радио-передачи «Mancow’s Morning Madhouse»

По мере просмотра фильма «Хижина» (он идет более двух часов и заставляет вас пережить каждую минуту), я понял, что все чаще и чаще вспоминаю про «Молчание», новая религиозная драма от Мартина Скорсезе, премьера которой состоялась несколько недель назад. Также, как и «Хижина» этот фильм рассказывает о некоем духовном кризисе, который происходит, когда вы посвящаете свою жизнь молитве Богу, но Он, в свою очередь, кажется более заинтересованным в ваших страданиях, чем в ответах на молитвы. Но «Молчание» подошло к вопросам духовности и природы Бога серьезно, что вылилось в завораживающем фильме, который даже люди, никак не относящие себя к религиозной сфере, найдут наталкивающим на размышления.

«Хижина», в свою очередь, не более чем белиберда, которая применяет правильные слова, но не способна облечь их в какой-нибудь смысл, который был бы интересен тем, кто не был заинтересован в экранизации изначально. Конечно, благодаря обширному числу поклонников книги, велика вероятность того, что «Хижина» соберет больше денег за первую неделю проката, чем «Молчание» за весь период показа. Это удручает настолько, что способно вызвать духовный кризис у многих любителей кино.


The Lutheran Church Missouri Synod

Будьте осторожны, история несвязна и вводит в заблуждение. Даже если рассматривать ее с художественной точки зрения, она не стоит того, чтобы ее защищать.

Тем не менее, кто-то может спросить: «Неужели из плохих историй не может получиться хороший фильм?».

И ответ? «Хижина» — это нехороший фильм. Тянет максимум на 4-ку с неудовлетворительным завершением.


Озвучивает 6 спорных моментов «Хижины»

Доктор Майкл Юсефф (Dr. Michael Youssef), основатель и руководитель служения «Leading The Way», пастор церкви «The Church of The Apostles» в Атланте, Джорджия назвал 6 спорных моментов «Хижины»:

  1. Согласно Янгу, справедливость и любовь противоречат друг другу и не совместимы.
  2. Еще одна мысль из «Хижины», которая идет в разрез со Словом Божьим, это то, что Бог прощает все человечество независимо от того, верят ли они в искупительную работу Иисуса Христа.
  3.  В «Хижине» персонаж Бога говорит Маку, что «подчинение заключается не во власти или послушании» и то, что Троица даже подчиняется Маку.
  4. Янг утверждает, что Библия ограничивает Бога, подразумевая, что был человек, который перенес голос Бога на бумагу: «Никто не хотел Бога в коробке, только в книге».
  5. Бог, изображенный в «Хижине», кажется легкомысленным и не беспокоящимся о святости, что противоречит Библии.
  6. В «Хижине» Янг пытается ответить на важный личный вопрос о страданиях, и он думает, что ответ изменит то, Кем является Бог.


Любимые отзывы Уильяма Пола Янга о фильме

Уильям Пол Янг на своем сайте опубликовал список своих любимых отзывов о фильме «Хижина», выдержки из них мы приводим ниже.


Ричард К. Мюррей (Richard K. Murray), практикующий адвокат по уголовным делам в Далтоне, Джорджия. Бакалавр делового администрирования и Доктор юриспруденции от Университета Джорджии (University of GA), Магистр практической теологии от «Regent University School of Divinity»:

«Бог «дома!». Или точнее, «в Хижине». И Он/ Она/ Они еще более гостеприимны, открыты и сострадательны, чем большинство из нас могли бы поверить. Этот фильм переводит взгляд от клинической религиозности к божественным отношениям. Вы никогда не увидите Троицу в таком же виде. Это подбадривающая Троица, с которой хочется проводить 24 часа в сутки. Здесь нет хорошего/плохого полицейского. Этот образ Бога целиком и последовательный изнутри и логичный — не дуалистический Бог света, Который только желает вырастить детей, наполненных светом. В Его природе нет тьмы, совсем».


Кристал Олмос (Crystal Olmos), блоггер: «»Хижина» — это не Библия. Этот фильм – это не Библия. Но он содержит так много библейских истин, которые показывают, кем является Христос и насколько велик наш Бог, несмотря на все трагедии, с которыми мы сталкиваемся в наших жизнях. И я не нашла в фильме ничего, что не соответствовало бы Божьему Слову. Это великолепный фильм, на протяжении которого я и все зрители в кинотеатре плакали, так как присутствие и любовь Божья наполнили зал».


Доктор Бакстер Крюгер, теолог, писатель, руководитель служения «Perichoresis Ministries»: «По мере роста влияния книги, а теперь и с выходом фильма «Хижина», который во многом остался верен оригинальной истории, религиозные и личные испытания никуда не делись. Спасибо Богу. Также, как Лютер однажды начал революцию, прибив 95 тезисов к двери виттенбергской церкви, так и Пол Янг, возможно, сделал тоже, написав небольшую историю для своих детей. Посмотрим».


Пастор Павел Левушкан: это художественная литература, а не теологический трактат

Павел Левушкан, пастор Латвийской Евангелическо-лютеранской Церкви, настоятель русской лютеранской общины Богоявления в Риге, главный редактор международного экуменического портала Baznica.Info, член правления Латвийского Института Межкультурных Коммуникаций, кавалер офицерского креста ордена св. Станислава Епископа и Мученика (Польша):

Мне удалось посмотреть фильм далеко не сразу — на латвийские экраны он так и не вышел, пришлось пользоваться онлайн-кинотеатрами. В целом впечатление благоприятное, актеры подобраны достаточно корректно, в соответствии с сюжетом и атмосферой книги. Но малый бюджет, тем не менее, сыграл негативную роль. Фильм смотрится очень «дешево», практически как большинство американских христианских фильмов. Для людей, выросших на блокбастерах, он покажется скучным и малозрелищным. Что касается содержания, то здесь остаются все те же претензии, что были высказаны в отношении книги. И книга, и фильм хороши для очень определенного послания о безусловной любви Бога. Но содержащиеся в них существенные отступления от классического евангельского учения нуждаются в обязательном пояснении и сопровождении. Все же это художественная литература, а не теологический трактат. Потому я бы рекомендовал смотреть этот фильм в группе христиан с участием служителя, чтобы затем в процессе обсуждения или дискуссии можно было прояснить и исправить темные или даже ошибочные богословские тезисы.


Владимир Имакаев, христианский писатель, автор трилогии «Парадиз» и других христианских бестселлеров


Публицист Питер Собжински: «Хижина» —  не более чем белиберда, которая применяет правильные слова

Питер Собжински (Peter Sobczynski), публицист и ведущий радиопередачи «Mancow’s Morning Madhouse»:

По мере просмотра фильма «Хижина» (он идет более двух часов и заставляет вас пережить каждую минуту), я понял, что все чаще и чаще вспоминаю про «Молчание», религиозная драма от Мартина Скорсезе, премьера которой состоялась несколько недель назад. Так же, как и «Хижина» этот фильм рассказывает о некоем духовном кризисе, который происходит, когда вы посвящаете свою жизнь молитве Богу, но Он, в свою очередь, кажется более заинтересованным в ваших страданиях, чем в ответах на молитвы. «Молчание» подошло к вопросам духовности и природы Бога серьезно, что вылилось в завораживающем фильме, который даже люди, никак не относящие себя к религиозной сфере, найдут наталкивающим на размышления.

«Хижина», в свою очередь, не более чем белиберда, которая применяет правильные слова, но не способна облечь их в какой-нибудь смысл, который был бы интересен тем, кто не был заинтересован в экранизации изначально. Конечно, благодаря обширному числу поклонников книги, велика вероятность того, что «Хижина» соберет больше денег за первую неделю проката, чем «Молчание» за весь период показа. Это удручает настолько, что способно вызвать духовный кризис у многих любителей кино.


Пастор Вера Касевич: Смотреть можно, но формировать на этом веру — опасно

Вера Касевич, пастор церкви «DYNAMO», (Маями, США):

Для тех, кто знает и понимает библейский символ веры, это произведение является всего лишь фантазией автора, которая, к сожалению, воспринимается многими как ИСТИНА.

Жаль, что интересная идея доносит совершенно антибиблейское понимание о триедином Боге, о спасении, прощении, аде и тд.

Я не против, чтобы люди читали это или смотрели. Я возмущаюсь лишь тем, что пасторы ободряют это читать и смотреть, не предостерегая паству о разрушительном воздействии на ВЕРУ. Вера укрепляется Словом Божьим, а не сомнительными размышлениями автора, который очень чётко донёс в другой своей более поздней книге, во что он на самом деле верит.

Смотреть можно. Но формировать на этом веру — опасно.


Писатель Алексей Декань: Замечательная притча о любящем триедином Боге

Алексей Декань, христианский писатель, автор христианских романов «Нурлиньская Летопись», «Силуэты»:

Обычно не пишу обзоры фильмов, но тут особый случай.

Так уж вышло, что на данный момент я так и не прочел ни одну книгу Янга, хоть и работал над оформлением всех его 3х книг в украинском издании. Причин тому было несколько: когда книга появилась у нас, много религиозных людей рассказывали мне на каждом углу, что это плохая книга, не теологическая, еретическая, опасная для мозга, пищеварения и т.п. Я особо не спорил, так как на очереди почитать у меня всегда была сотня другая книг.

Потом я сам стал писать христианскую фикшн литературу, столкнулся с подобной критикой, и сам утомился разъяснять особо «благочестивым» читателем, что художественная литература не должна восприниматься буквально, как теологический трактат. Но это другая тема, и неизлечимый случай.

 

Потом от издательства получил официальную электронную копию Хижины, начал читать, сразу же понял, что это хорошо написанная вещь, и нужно брать в бумаге. Пока ждал украинское переиздание, вышел фильм. Вот вчера мы его с женой и посмотрели.

Обычно я плююсь от фильмов, снятых христианами или по мотивам христианских бестселлеров. Новый «Бен Гур» абсолютно пресный. Перезапуск «Оставленных» и рядом не стоял с фильмами 90х, даже Николас Кейдж не спас, сюжет изменен, акценты смазаны, христианство показано примитивно. И таких примеров тьма, те же «Бог не умер» — мужик погибает под колесами тачки, а в этот момент пастор, на глазах которого он умер, отчего то улыбается как кретин и едет наконец-то в отпуск, народ скачет под музон на концерте Ньюсбойс… короче сектанство зашкаливает. Зато к теологии никто не придирается, там ее практически нет…

ОБЗОР «Хижины» (спойлеры):

Итак, текст я не читал, поэтому мог расслабиться и удивляться. О сюжете знал немного, не рассчитывал на шедевр, но фильм привязал меня к экрану до самых титров. Хижину сняли очень достойно, это не проходящая лента, типа отмазаться. Мега голливудский актер Сэм Вортингтон идеально вписаться в среду. И это мастерство, сыграть терминатора, аватара, а потом перевоплотится в облик христианина, с детства, потерявшего веру и текущего по течению жизни. Весь кастинг на пятерку. Динамика медленная, спокойная, но завораживает. Фильм, как и книгу можно растаскивать на цитаты. Герою веришь на всех этапах его перерождения. Триллер, драма, мистика, современная версия книги Иофа. Очень сильное евангелие. Идеально передан характер триединого Бога, каждой личности в отдельности. Да примитив, но блин, посмотрите это как на спектакль. Есть благодать, искупление, раскрыта причина происходящего вокруг нас зла. Для меня было шоком и неожиданностью, как автор и режиссёр решили представить Троицу. 3 человека с отдельными личностями, но единой болью, целью, любовью. Чернокожая бабенька играет Бога Отца, и в самом начале нам объясняют, что герой не готов встретить его в облике Отца, по причине полной каши в голове и зашкала негативных эмоций (но потом все же встретил). Иисус передан просто отлично, момент как он учит героя ходить по воде, словно бы перенес меня в события Нового Завета. Нет пафоса, шутки добрые, рушащие стереотипы: «я думал у тебя длинная седая борода! Ты перепутал Меня с Сантой Клаусом».

В истории важен сам месседж: не смотри на шторм и проблемы, смотри на Иисуса. Голливуд часто искажает картину Христа. В фильмах зачастую священник говорит: «вера! просто верь». И все будет. Но в «Хижине» нам напоминают: «только Христос», если Он не держит за руку, ты не пойдешь по воде, и супер вера тут не поможет.

Короче много диалогов, которые хочется слушать и слушать. И самое интересное, что теологически-то все как раз в норме. Благодать, троица, причина страданий, исцеление души, суверенная воля Бога. Я словно бы прослушал проповедь, которую мне лично рассказывала Троица.

Понимаю, многие преткнулись, что Бога облекли в тела людей. Негритянка и старый Индеец (Отец), корейка (Дух Святой), какой-то еврейский студент (Иисус). Кто-то закричит: ересь! Бога-Отца никто не видел никогда! Бог ни перед кем не должен оправдываться! Бог — не женщина! (но ведь и не мужчина).

Народ, послушайте, что об этом говорит сам автор, да и другие христиане пишущие художественную литературу: «это художественный вымысел, важен сам посыл, атмосфера, месседж, а декорации могут быть разными».

Почему никто не ругает Льюиса за то, что он Бога превратил во льва? Народ, это же просто книга (фильм), не трактат, не пятое евангелие. Почему вы так напряглись? Я вот, например, после просмотра «Бог не умер» вынес то, что вершина христианского блаженства — это попрыгать на концерте группы Ньюсбойс. А «Хижина» это целое полотно, к которому мне будет хотеться возвращаться снова и снова. Впервые Голливуд выдал подобную вещь, без замалчиваний и полутонов. Даже в новом «По соображениям совести» герой-христианин передан невнятно, акцент на поступке, да, но не на самом характере, а вот в «Хижине» есть характер. Есть мясо, кости и мышцы. Если это меня так фильм впечатлил, то какова же сама книга?

Замечательная притча о любящем триедином Боге. Смотрите, и ломайте ваши религиозные твердыни. Включайте сердце.


Епископ Роберт Баррон, автор, спикер, теолог, основатель международного служения «Огненное Слово» (Word on Fire). (англ.)


Пастор Фредерик Анкай Тейлор: автор предложил анти-евангельские взгляды

Фредерик Анкай Тейлор, старший пастор «Церкви Воскресшего Христа»:

С выходом фильма «Хижина», не сомневаюсь, что многие христиане побегут в кинотеатры, чтобы посмотреть премьеру и потом восхищаться «новыми откровениями о Боге». Несколько лет назад подобные «откровения» из книги «Хижина» так повлияли на некоторых членов нашей Церкви, что мне пришлось провести специальное учение по ней. Тогда эти братья и сестры, прочитав книгу, говорили: «Мы увидели Бога по-другому!», «Мы получили свободу!», «Нам не нужны никакие иерархии в Церкви» «Бог – это любовь, и Он нас не обязывает служить», «Правила не нужны в Церкви»… Правда, некоторые из них потом поняли свою ошибку и оставили эти откровения. И я искренне рад за это.

Но я вижу, что многие христиане и, к сожалению, даже некоторые служители все еще восхищаются этой книгой. И с выходом ее экранизированного варианта я предчувствую возникновение новой волны смятений и путаницы среди евангельских христиан. Я пишу эту статью с надеждой помочь христианам разобраться  в теологии книги «Хижина» и ответить на вопрос: можно  ли вообще называть эту книгу «евангельской»?

Теологические противоречия в «Хижине»:

Ересь: Бог “мама”.

И в книге, и в фильме Бог Отец представляется как женщина, которая себя называет Елозия и Папа, Святой Дух – женщина азиатского происхождения по имени Сарайю, а Иисус – мужчина с ближнего востока.

Бог Отец в образе женщины афро-американки более приемлем герою книги Маку из-за его трудных отношений со своим белым отцом. (Вспомните  переживание автора со своим отцом в детстве и сексуальное насилие, которому он подвергался со стороны других мужчин). Вот цитаты из книги:

Стр. 113 (Здесь и далее цитаты приведены из книги Уильяма Пола Янга, Хижина, Издательство «Домино», Санкт-Петербург, Россия. 2012г)

Папа (т.е. Бог – Отец): если позволишь, Мак, я буду тем папой, которого у тебя никогда не было…

Мак … в смущении признавался себе, что Бог всегда представлялся ему исключительно белым и исключительно мужского пола.

Папа: Ведь тебе всегда было сложно принимать меня в образе твоего отца? И после всего, через что ты прошел, разве ты смог бы сейчас хорошо отнестись к отцу?

Он (Мак) согласился, что она права…

Истина Божьего Слова: Бог никогда не представлялся как женщина в Библии. Мы можем найти в Писании случаи, когда  для описания действий или характера Бога используются образы, которые относятся к материнству. Однако это не дает оснований предполагать,  что Бог или Святой Дух имеет образ женщины. Например, апостол Павел писал о своем служении и действиях, используя женские образы —

«… я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15 ),

«Мы … были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2:7).

Дает ли это нам основание предполагать, что Павел – был женщиной?

Языческие боги могут  быть представлены как «царица небесная», «матушка земли», «богиня плодородия», русалка и т.д.. Но Господь, хотя сотворил мужчину и женщину по образу Своему (Бытие 1:27), всегда представлен нам в Писании в мужских титулах – Отец, Господь, Царь, Спаситель, Избавитель, Воин, Муж, Жених и т.д. Бог Авраама, Исаака и Иакова никогда не проявлял себя людям как Богиня, Женщина, Царица, Мать или дочь!

Ересь: Бог Отец был распят с Иисусом.

Стр. 116

Папа: … Мы же были там вместе.

Мак: На кресте? Нет, погоди, мне казалось, ты его покинула, ну, ты же знаешь: «мой Бог, мой Бог, почему ты оставил меня?»

Папа: Ты не понял заключенной в этом тайны. Несмотря на то, что он чувствовал в тот момент, я никогда его не покидала.

Истина Божьего Слова: На кресте Иисус  взял на Себя грехи всего мира и «Того, кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом…» (2 Кор 5:21, Современный русский перевод). Грехи, которые всегда отделяли людей от Бога (Исаия 49:1-2), в тот момент отделили Иисуса от Отца. Вот поэтому написано, что вися на кресте, «Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матфей 27:46).

Ересь: Библия не соответствует действительности, потому что она умаляет глас Бога до простой бумаги.

Стр. 78

Размышление Мака: “Глас господень редуцировался до бумаги, и даже бумага нуждалась в толковании и расшифровке соответствующими уполномоченными лицами… Никто не искал вестей от Бога в почтовом ящике, только в книге. Особенно в дорогой  книге, переплетенной в кожу, с позолоченным корешком”.

Истина Божьего Слова: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16-17). (Смотри также 2 Петра 1:21).

Это далеко не все анти-евангельские взгляды, которые Янг изложил в книге «Хижина». Каждый, кто знает Слово, читая эту книгу, найдет в ней много других утверждений и описаний Бога, которые не соответствуют библейскому откровению. Но к сожалению немало христиан принимают слова «троицы» из «Хижины» за новые откровения о Боге, об Иисусе и о Святом Духе. И это большое заблуждение!  Трудно назвать эту книгу  (и ее экранизацию) евангельской!


Церковь «Cottonwood Creek», (Техас, США) (англ.)


В оформлении использованы фото с официальной FB страницы фильма

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!