Gospel: как музыка рабов пережила четыре эпохи и сломала границы между христианством и миром

Библия буквально заполнена упоминаниями о пении и музыке, более 550 раз в 44 из 66 книг Библии. Термин «музыка» (и музыкант», «музыкальный» и т.д.) появляется в Библии 75 раз, «песня» — 98 раз, а «пойте» (пение, певец, и т.д.) — 196 раз. Очевидно, что Бог любит прославление и радостное пение. Многие части Библии содержат духовные песни! Организованное музыкальное служение было важной частью системы служения Старого Завета. Также как и музыка Gospel стала неотъемлемой частью современной христианской культуры. Как она появилась, чем отличается и что общего имеет с рабством? Разбираемся.

 

Музыка африканских племен

Музыка африканских племен IV века назад отличалась от европейской и американской белой музыки в своем фундаментальном аспекте: в африканской традиции не существовало светской музыки. Европейцы, помимо религии, пели о любви, войне, об исторических событиях окрестных деревень, о далеких землях. Даже если во многих из этих песен в той или иной мере упоминался Бог, все же речь идет о музыке популярной (говоря нашим современным языком) и светской — сельской или деревенской.

 

Вся же африканская музыка была священной по природе, и концепция светской музыки ей была чужда. Она должна была служить четырем основным аспектам повседневной жизни: религия, плодородие земли и женщины, охота и война. В этом смысле африканская музыка имела больше точек соприкосновения с музыкой американских аборигенов, чем с музыкой европейцев, учитывая, что пение использовали, как средство для взаимодействия с природой и вселенной.

Практикуемый музыкальный стиль, что был ввезен в Америку в века рабства, между 1600 и 1865 годами — это схема зова и ответа, в которой лидер поет строфу (аналог нашего запева) и остальные ему вторят. В другие стилистические особенности входило использование бубнов и барабанов для ритмического, довольно сложного, аккомпанемента. Пример такого стиля зова и ответа с синкопированным ритмом продемонстрировал Рэй Чарльз в «What’d I Say».

 

На самом деле очень распространено путать между собой или же называть одним и тем же именем различающиеся музыкальные виды (пусть и одного стиля), как спиричуэлз (ударение на первом слоге) и госпел. Между этими двумя видами, которые, несмотря на происхождение от общих корней, претерпели такие разные примеси и влияния и выступали в таких разных социальных и культурных контекстах, имеется существенная разница, которая дала истоки музыкальным продуктам отчетливо разнящегося «вкуса».

Спиричуэлз можно определить следующим образом — это религиозные песнопения, сочиненные черными, не записанные и не опубликованные, но передаваемые из рода в род с добавлениями и вариациями, в связи с различными обстоятельствами.

 

То, что характеризует спиричуэлз помимо их религиозного характера (или же с такой тенденцией) — это устный и народный характер, то есть отличающийся от музыки госпел. Первые упоминания, описывающие исполнение спиричуэлз, относятся только к XIX веку и были написаны людьми, которым удалось разделить опыт лично и поучаствовать в исполнении наравне с черной диаспорой.

Впоследствии было опубликовано много томов с текстами, мелодическими линиями и аннотациями, среди которых наиболее полный и точный, собравший материалы из различных коллекций, выпущен в 1867 году.

История Gospel музыки

Верная транскрипция этого слова – именно госпел, а не госпелз, что часто можно встретить в русскоязычных текстах. Слово «госпел» дословно переводится со староанглийского как «Добрая» или «благая весть».

Госпел родился в методистских церквях Южной Америки. Уилли Рафф, профессор музыки университета Yale афро-английского происхождения, утверждает, что музыка госпел имеет ту же структуру, что и псалмы шотландской пресвитерианской церкви.

 

Данная структура или форма, называемая lining out, родилась благодаря тому, что в церкви использовалась только одна копия Библии на всех. Священник пел строчку псалма группе прихожан, и они отвечали ему, перепевая эту строчку и обогащая ее своим тембром и эмоциями. Ruff утверждает, хотя многие его критикуют за академический расизм, что данная форма песнопения была услышана афро-американскими рабами в церквях их хозяев и развита в новый, свой и персональный стиль.

 

Чтобы держать рабов в подчинении или же, возможно, из-за боязни, американские рабовладельцы не разрешали черным пользоваться их традиционными музыкальными инструментами, равно как и не разрешали им петь свою народную музыку. Постепенно многие тексты и мелодии были забыты и исчезли в пространствах Северной Америки.

Именно в результате этого запрета, касающегося родовых корней, был рожден новый вид афроамериканской музыки. Были написаны новые песни, с использованием традиционных африканских гармоний, зова и ответа, ритмики, смешанные, однако, с традиционной европейской гармонией и с использованием музыкальных инструментов.

 

Необходимо понимать, что на протяжении 2,5 веков ситуация не могла оставаться неизменной. Во всем мире прогресс развивался, свобода постепенно отвоевывала один плацдарм за другим. Сами США (пока только 13 северных штатов) стали независимыми от английской короны в 1789 году, начав распространять республиканские идеи Франции на американском континенте.

Взаимопроникновение существовало, и белые плантаторы-феодалы все же становились другими со временем. Далеко не все из них не считали негров людьми, и многие допускали религию в их диаспору, позволяя богослужения. А богослужения там и тогда могли быть только христианскими!

Гимны госпел, созданные черными, использовали христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики. Церковь стала святилищем для выражения чувств чернокожих рабов. Она была единственным местом, где группы рабов могли собираться без страха надзора со стороны белых рабовладельцев.

 

Естественно, у тех рабовладельцев, которые не считали рабов животными, наверняка, и «режим» для них был менее жестоким, а информация об этом распространялась среди чернокожих и способствовала росту их стремления к христианству. Человек так устроен – ему всегда нужна надежда. Но, поскольку всё же не все рабовладельцы благоволили религиозному обучению и молитвам рабов, часто собрания проходили секретно.

Однако когда и как именно зародился госпел неизвестно, поскольку первоисточники не сохранились.

Записи госпел прослеживаются в последних тридцати годах XIX века, когда начали выпускать сборники гимнов для использования их в «черных» церквях. Эти гимны включали в себя религиозные песни различных видов, с текстами и мелодией.

 

Первый такой сборник гимнов был опубликован главой методистской церкви Marshall W.Taylor в 1882 году. Между 1880 и первыми годами XX века были заложены основы дальнейшего развития музыки госпел, благодаря работе композиторов-афроамериканцев, наиболее известным из которых является Charles Albert Tindley (1859-1933) Он — автор знаменитых гимнов, по-прежнему исполняемых в церквях, таких как «I’ll Overcome Someday», «Stand by Me», «We’ll Understand It Better By and By», «The Storm is Passing Over», «What are they Doing in Heaven?».

 

Музыка Gospel обычно подразделяется на белый и чёрный. Белый госпел появился раньше чёрного, в конце девятнадцатого века. Тогда это была сугубо религиозная музыка, сочетание народных мотивов и традиционных христианских гимнов. Уже в начале двадцатого века госпел стал частью музыкальной индустрии, вышел на большую сцену. У истоков жанра можно вспомнить группу Carter Family: их записи были популярны в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.

 

Примерно в это же время появился жанр чёрного, негритянского госпела. Он вышел из христианских церквей в массы благодаря Махалии Джексон, королеве чёрного госпела. Она была внесена в Зал Славы рок-н-ролла, как певица, которая стала своеобразной «предтечей» рока. Те годы, когда Махалия Джексон сотрудничала с Томасом Дорси, принято считать «Золотой эпохой госпел». Именно в это время стиль стал светским, вышел за рамки религии.

 

Махалия Джексон«Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: „Пойте громко и радостно Богу“. Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости».

 

До второй мировой войны были популярны большие хоры, исполнявшие госпел. Такие коллективы включали до 150 участников. После войны хоры превратились в квартеты, особенно популярны были мужские. Музыка стала коммерческой. Самый популярный «госпел квартет» того времени – Soul Stirrers. Они были первыми, кто использовал в качестве аккомпанемента только гитару. Влияние группы Soul Stirrers сказалось на мужских роковых и поп-коллективов шестидесятых, а так же на стиль соул.

 

Джеймса Кливленда называют «Луи Армстронгом музыки госпел». В пятидесятые годы, работая вокалистом, продюсером и композитором, он сделал многое для популяризации жанра госпел, а в 1968 году открыл Gospel Music Workshop. Так же госпел известен благодаря многим другим исполнителям. Стиль госпел стал основой для формирования таких жанров, как джаз, ритм-энд-блюз, соул и фанк.

 

Среди исполнителей Gospel, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера — именно они способствовали проникновению Gospel в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в Gospel певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.

 

В ходе преобразований Грэмми в 2012 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи ввела категорию «Лучший госпел-альбом» (Best Gospel Album award). Она объединила в себе ранее существовавшие номинации «Лучший современный R&B-госпел-альбом» (1991—2011, до 2007 называлась Best Contemporary Soul Gospel Album), «Лучший рок или рэп-госпел-альбом» (1991—2011) и «Лучший традиционный госпел-альбом» (1991—2011; ранее известная как «Лучший традиционный соул госпел-альбом»; в 1978—1983 была «Лучшее соул госпел-исполнение, традиционное»). В неё вошли жанры урбан-госпел и соул-госпел (Urban Gospel, Soul Gospel).

 

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!