Введение в астрономию. Изучаем космос

В Псалме 18:2 сказано: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Чтобы лучше познать Божью славу, нам нужно изучать небеса. Таким исследованием занимается астрономия – наука, изучающая планеты, спутники, звёзды и другие объекты, находящиеся за пределами Земли. Всё это пространство и объекты в нём обычно называют космосом. Земля является лишь одной из планет Солнечной системы – группы космических тел, которые вращаются вокруг Солнца. И Солнце – только одна из звёзд во Вселенной.

Но как это все образовалось? Ученые не могут доказать ни одну из теорий о происхождении Вселенной. Наиболее популярна теория Большого взрыва, которая утверждает, что вся Вселенная появилась в результате космического взрыва около 14 миллиардов лет назад. Но первая глава библейской книги Бытия не только рассказывает о том, что небесные тела были созданы Богом в четвёртый день недели Творения, но и сообщает, какими были цели этого сотворения:

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт. 1:14–15).

В этом фрагменте Священного Писания названы четыре основные задачи небесных тел: освещение поверхности Земли; отделение дня от ночи; измерение времени; «знамения» – то есть знаки, обозначения, позволяющие произвести разнообразные вычисления (например, определить по звёздам своё местонахождение или узнать о близящихся переменах погодных условий). Все эти четыре задачи крайне важны для человека. Поэтому наблюдать за небом люди начали почти с самого начала своей истории.

Ещё в глубокой древности была замечена взаимосвязь движения небесных светил по небосводу и периодических изменений погоды. Это было очень важное наблюдение: оно позволяло вовремя приготовиться к посеву и к сбору урожая, узнать о приближении сезона дождей или холодов и принять необходимые меры защиты полей и жилищ.

Вот один пример. Вся жизнь жителей Древнего Египта зависела от разливов Нила, снабжавших их пустынные земли водой. Разливы Нила происходят в начале лета, и как раз на это время приходится первый восход ярчайшей звезды на небе – Сириуса, по-египетски называемого Сотис. До этого момента Сириус находится за горизонтом и не виден. Поэтому появление на небе Сотис являлось для египтян знаком (знамением) того, что нужно приготовиться к севу и полевым работам.

Инки, жившие в средние века в Южной Америке, измеряли видимое перемещение по небу Солнца при помощи нескольких пар больших камней. В определённые дни каждого года между двумя камнями каждой такой пары падали прямые солнечные лучи. По одной паре камней определяли начало зимы, по другой паре – наступление лета.

В некоторых странах древнего мира (прежде всего в Греции) было развито мореплавание. Чтобы не затеряться в морских просторах, корабелы старались всегда плыть вблизи берега (это называлось каботажное плавание – от мыса к мысу). Но задача определения своего местонахождения всё равно была важнейшей. Моряки быстро заметили, что сделать это можно, наблюдая за звёздами: за тем, как они перемещаются видимым образом по небу в течение ночи, какие созвездия восходят, а какие заходят за горизонт в зависимости от времени года и географической широты местности.

Древнегреческие учёные расспрашивали морских путешественников об их наблюдениях, делали из них выводы, производили расчёты, изобретали приборы, позволяющие более точно определять те или иные астрономические показатели. С помощью этих приборов они производили новые наблюдения. Так развивались и множились астрономические знания.

Уже древнегреческий философ Платон в 4-м веке до Р.Х. не сомневался в шарообразности Земли: об этом говорили наблюдения за Солнцем и звёздами, произведённые в различных местах. Ученик Платона Аристотель в своих сочинениях убедительно доказал, что наша планета – шар, опираясь на форму её тени при лунных затмениях. Поэтому встречающееся утверждение о том, что Землю считали плоской вплоть до окончания средних веков – это фантазия чистой воды. Со времён Платона и Аристотеля никто не сомневался в том, что Земля имеет форму, близкую к шару: все наблюдения указывали именно на это. Окончательное оформление астрономии в раздел научного знания заняло долгое время и произошло только в эпоху Возрождения.

Любительская астрономия

Как во времена древнего мира, когда астрономия только развивалась были астрономы-любители, так и во времена современные помимо профессиональных астрономов все еще существуют астрономы-любители. Они наблюдают за небом, чтобы узнать или обнаружить что-то новое, а также просто для собственного удовольствия. Таких любителей во всём мире остается очень много, сотни тысяч. Любительская астрономия не требует специального высшего образования и сложной техники, поэтому заниматься ею может каждый желающий, с помощью телескопов или даже бинокля.

Например, с помощью бинокля ты сможешь проводить следующие наблюдения:

Луна. Можно наблюдать детали на поверхности нашего естественного спутника: кратеры, горы, долины, «моря».

Затмения. Лунные и частные солнечные затмения можно наблюдать, никуда не переезжая, 1–2 раза в год. А вот полные солнечные затмения происходят в одном и том же месте в среднем раз в 250 лет. Запомни одну очень важную вещь: смотреть на Солнце в бинокль, а также незащищёнными глазами нельзя ни в коем случае! Это грозит слепотой. Поэтому для наблюдения солнечных затмений нужно использовать иные способы.

Кометы. Интерес многих любителей астрономии привлекают кометы, так как их поведение не всегда поддаётся строгим расчётам, а также потому, что они представляют собой очень красивое зрелище в ночном небе. Можно наблюдать и регистрировать внешний вид кометы, её блеск, длину хвоста, яркость ядра и другие параметры.

Метеорные потоки. Чаще всего метеоры (падающие «звезды») астрономы- любители наблюдают во время ежегодных больших метеорных потоков, таких как Персеиды, Геминиды, Квадрантиды, Леониды. «Звёздные дожди» – очень красивое зрелище, позволяющее также сделать немало ценных наблюдений: например, определить количество метеоров, сгорающих в атмосфере на определённом участке неба за один час.

Атмосферные явления. Используя бинокль, можно рассмотреть в деталях галосеребристые облакаполярные сияния.

Неверно думать, что любительская астрономия – это только приятное времяпровождение, сродни игре. Любители играют немалую роль и в «большой» астрономии. Дело в том, что профессиональных астрономов и обсерваторий немного, поэтому они могут сосредоточиться на изучении лишь небольшой доли астрономических объектов. А так как астрономов-любителей существует множество по всему миру, у них есть возможность постоянно следить за тысячами объектов – например, патрулировать небо, выискивая кометы. Более половины комет, открытых до середины 1990-х годов, были найдены астрономами-любителями. Немало делается ими и других открытий, которым нередко завидуют профессионалы: именно любители первыми находят многие новые звёзды, которые и называются именем их первооткрывателей!

scienceandapologetics.com