Боэций (480-524 гг. н.э.) был одним из последних римлян и первым средневековцем. Когда классический мир рушился и в нем укоренялось варварство, он взял на себя труд сохранить как можно больше классических традиций. К.С. Льюис поясняет: «Сейчас не время было подчеркивать то, что отличало [Боэция] от Вергилия, Сенеки, Платона и старых республиканских героев». Вместо этого «он предпочитал … чувствовать, как почти все они были правы, думать о них не как о «них», а как о «нас».
По словам одного из биографов, Льюис считал себя «британским Боэцием». Он приобщался к наследию античных идей, живя при этом на пороге современных «темных веков», отбросивших великие традиции прошлого. С Боэцием и Льюисом мы должны согласиться, что сейчас не время подчеркивать то, что разделяет нас с классическими философами. Настало время воскресить старые идеи, похороненные современностью. Вот четыре причины, почему.
1. На плохую философию нужно отвечать
Льюис сказал: «Хорошая философия должна существовать, если не по какой-либо другой причине, то потому, что на плохую философию нужно отвечать». Он был абсолютно прав.
Сегодня мы переживаем метафизический кризис (например, номинализм, натурализм, материализм), антропологический кризис (например, отрицание личности плода, движение ЛГБТ+), эпистемологический кризис (например, релятивизм, теории заговора, фальшивые новости), этический кризис (например, аборты, эвтаназия, блокаторы полового созревания, расстрелы), политический кризис (для примера включите новости) и логический кризис – ошибочный корень наших нынешних катастроф. Плохая философия не прячется за углом. Она провозглашает свои евангелия на публичной площади, и каждый человек, имеющий Twitter или TikTok, является глашатаем. Ответим ли мы на нее?
Сейчас не время подчеркивать то, что разделяет нас с классическими философами. Настало время воскресить старые идеи, похороненные современностью.
Древние и средневековые философы задавали основополагающие вопросы по всем этим темам в поисках трансцендентных истины, добра и красоты. Эти трансценденталии не рассматривались как субъективные. Не было «твоей правды» и «моей правды». Не было «хорошо для тебя» и «хорошо для меня». Красота не была «в глазах смотрящего». Напротив, истинное, доброе и прекрасное находилось вне нас и не зависело от прихотей человеческих эмоций и опыта.
В это верили даже древние язычники, поэтому Льюис задавался вопросом, «не придется ли нам предварительно обратить людей в настоящее язычество, чтобы обратить их в христианство». Христианские философы нашли объективные идеалы, которые искали языческие философы, признав, что Бог – трансцендентный, неизменно истинный, добрый и прекрасный.
2. На вопросы должна отвечать сама жизнь
Цель философии – ответить на самые неизбежные вопросы жизни. Не на теоретические «Что бы вы предпочли…?», а на самые практические и фундаментальные вопросы, касающиеся человеческого существования и процветания. Рассмотрим вопросы, которые задает каждый раздел философии:
- Логика: Каковы первые принципы жизни (основные истины)? Как мы рассуждаем друг с другом?
- Метафизика: Какова истинная природа Вселенной и как она устроена?
- Антропология: Какова природа человека и кем мы становимся?
- Эпистемология: Как мы познаем вещи?
- Этика: Что лежит в основе морали и как ей следовать?
- Политика: Как мы строим общество и институты таким образом, чтобы способствовать процветанию человека?
В нашем постхристианском мире ответы на эти вопросы недостаточны. Психологи называют современное поколение молодежи самым «депрессивным, тревожным и хрупким поколением» за всю историю человечества. Возможно, здесь играют роль социальные сети, COVID и сотни других факторов, но также верно и то, что мы не можем кормить молодых людей философской кашей с ложечки и ожидать от них счастливой жизни. Наша культура неправильно понимает природу и судьбу человечества, которые можно объяснить только в свете триединого Бога.
3. Философия предназначена для богословия
Богословие – царь наук, а философия – его служанка. Поскольку всякая истина есть истина Божья, между общим и особым откровением существует полная гармония. Иоанн использовал греческое понятие logos («слово») для объяснения вечного существования Иисуса (Ин. 1:1), Павел ссылался на языческих философов как на общее место в благовестии (Деян. 17:28), а Петр использовал категории из эллинистической этики как добродетели для христианского учения (2 Пет. 1:5-6).
Плохая философия не прячется за углом. Она провозглашает свои евангелия на публичной площади, и каждый человек, имеющий Twitter или TikTok, является глашатаем.
На протяжении всей истории церкви христиане использовали понятия из платоновской и аристотелевской философии для проведения богословских различий. Это происходило не в малых, а в больших масштабах и в рамках никейской ортодоксии и богословских традиций Августина и Аквинского. Эти христианские мыслители делали это не без оговорок. Скорее, они пересматривали и исправляли прежние философские формулировки с помощью Слова Божьего.
Как поясняет Герман Бавинк, «богословие не нуждается в особой философии … Но оно приносит с собой свои собственные критерии, проверяет ими всю философию и перенимает то, что считает истинным и полезным. Ему нужна философия в целом».
4. Христианство – истинная философия
Христианство – это нечто большее, чем философия, но уж никак не меньшее. Наша древняя христианская философия – это ответ на плохую философию. Как утверждает Джонатан Пеннингтон, Библия, вопреки распространенному мнению, является книгой древней философии, в которой содержатся ответы на наши самые фундаментальные философские вопросы.
Это не новое открытие. Это было очевидным для многих христиан на протяжении всей истории церкви, особенно для самых первых отцов церкви, таких как Юстин Мученик. Его любовь к Иисусу не противоречила его любви к мудрости. Она была ее основой. В своем «Диалоге с Трифоном» Юстин заявил: «Одну только [христианскую] философию я нашел безопасной и полезной. Поэтому и по этой причине я – философ».
Христианство всегда было истинной философией. Только оно способно пролить свет на современные темные века.
Ноа Сентил thegospelcoalition.org, перевод hristiane.ru
Ноа Сентил (бакалавр, Уитонский колледж) – консультант по написанию текстов, замещающий преподаватель и редактор журнала Credo.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!