Как смартфоны и социальные сети меняют христианство

Сегодня многие христиане прибегают к приложениям и мемам, чтобы выражать свою веру за стенами церкви. И это поднимает любопытные вопросы о будущем самой распространённой религии в мире.

Преподобный Пит Филлипс сегодня занимает должность директора Исследовательского центра Codec по цифровому богословию в Даремском университете в Великобритании. Но когда Филлипс впервые приехал в Дарем девять лет назад, его выгнали из городского собора. Использование телефонов на святом месте было запрещено, а он, сидя за скамьей в церкви, читал Библию со своего мобильного телефона. Тот, кто к нему обращался, не верил, что он использует свой телефон для поклонения Богу и попросил его уйти.

«Я был оскорблен, — говорит Филлипс. — Но это было в 2008 году».

В следующем году Даремскому собору исполнится 1000 лет. Но его политику относительно телефонов уже пересмотрели.

«Людям разрешается фотографировать, использовать смартфоны для изучения Писания — всё, что они хотят делать, — говорит Филлипс. — Отношение изменилось, потому что теперь ограничить пользователей от мобильных телефонов — это всё равно, что попросить их отрезать себе руку».

Этот более свободный подход к телефонам — не единственное изменение, связанное с технологией, через которое прошла церковь за последние несколько лет. Рост популярности приложений и социальных сетей не только меняет способ поклонения для многих из 2 млрд христиан в мире, но и вносит изменения в само понятие религиозности.

Преподобный Лиам Бидл стал самым молодым приходским священником Йоркшира, когда он занял свой пост в Англиканской церкви Святой Марии в Хонли — деревне в пяти милях к югу от Хаддерсфилда, насчитывающей 6 тысяч человек. Он администрирует учетную запись своего прихода в Twitter. Его коллега управляет профилем церковного сообщества в Facebook. Лидский епископ преподобный Ник Бейнс, возглавляющий епархию Бидла, был одним из первых епископов, который начал вести блог, и в церкви его знают как «епископа-блоггера».

Библия на мобильном телефоне теперь заменяет печатную Библию

При тотальном использовании смартфонов и социальных сетей становится сложным их избегание. И они меняют то, как люди практикуют свою религию. По словам Филлипса, вера приспосабливается к онлайн-технологиям, чтобы облегчить людям возможность выражать свои идеи и поклонение.

«Но эта технология сформировала самих религиозных людей и изменяет их поведение», — говорит он.

Многие христиане, просматривающие свои телефоны во время богослужений в церкви, вероятно, используют библейское приложение под названием YouVersion. С момента запуска в 2008 году это приложение было установлено более 260 миллионов раз по всему миру. Аналогичные популярные приложения существуют для Торы и Корана.

«То, что одним из первых христиане сделали благодаря компьютеру — они перевели Библию в цифровой формат», — говорит Филлипс.

Затем эти оцифрованные Библии пробрались на телефоны, и, в какой-то мере, Библия на мобильном телефоне теперь заменяет книгу Библии.

По данным компании «YouVersion» (youversion.com/press) пользователи приложения потратили на него более 235 миллиардов минут и выделили 636 миллионов стихов Библии. И эти цифры постоянно растут!

Но чтение Библии таким образом могло бы изменить общее представление людей о ней.

«Если вы переходите к Библии как к бумажной книге, она довольно большая и сложная, и вы должны пролистывать ее, — отмечает Филипс. — Но вы знаете, что Откровение — последняя книга, а Бытие — первая, и Псалмы находятся между ними. С цифровой версией вы не получите границ, вы ничего не пролистаете: вы просто отправляетесь туда, куда хотели перейти, и вы не понимаете, что было до или после».

Вполне возможно, что взаимодействие с Библией на крохотном мобильном устройстве может повлиять на взгляды людей на нее, и это сейчас изучается исследователями — такими как Филлипс. Способ чтения религиозных писаний может влиять на то, как они затем интерпретируются. Например, исследования показывают, что текст, читаемый на экранах, обычно воспринимается более буквально, чем текст, читаемый в книгах. Эстетические особенности текста — такие, как его более широкие темы и эмоциональный контент, также с большей вероятностью поднимаются, когда читаются как книга. Для религиозного текста это различие может иметь решающее значение.

«Когда вы читаете с экрана, вы, как правило, пропускаете все чувства и переходите прямо к информации, — говорит Филлипс. — Но это вид чтения, для которого Библия не была написана. Вы в конечном итоге читаете текст так, будто это была информация в Википедии, а не как сакральный текст сам по себе».

Некоторые считают, что чрезмерно буквальные интерпретации религиозных текстов могут привести к фундаментализму.

«Например, если вы возьмете «Бытие» как отчет о шести днях творения, вам нужно будет поверить, что наука ошибается», —говорит Филипс.

В то же время, отдельное направление христианской практики переживает бум, который подкрепляется распространением социальных средств массовой информации и децентрализацией религиозной деятельности. Для многих больше нет необходимости идти в церковь. Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Pew, в США каждый пятый человек, который идентифицирует себя как католик и каждый четвертый протестант редко или никогда не посещает организованные службы.

Приложения и профили в социальных сетях через публикации стихов из Библии позволяют выражать личную веру, которая имеет место между человеком и экраном телефона. И способность выбирать позволяет людям избегать доктрины, которая их не привлекает. Многие люди, которые считают себя активными христианами, возможно, даже не верят в Бога или Иисуса или в действия, описанные в Библии.

«В эпоху цифровых технологий появляется новый вид измененного христианства, —утверждает Филипс, — тот, который соответствует многим этическим нормам светского мира».

Этот вид христианства известен как моралистический терапевтический деизм — эта форма веры больше ориентирована на благотворительную и моральную сторону Библии, выделяя их как основополагающие принципы религии, а не на то, что Вселенная была создана Всевидящим Всемогущим Лидером.

Эта новая форма религии была впервые описана социологами в 2005 году, но она усилилась благодаря интернету и социальным сетям.

«Люди ищут более персонализированный религиозный опыт», —отмечает Хейди Кэмпбелл из Техасского университета A&M, изучающая религию и цифровую культуру.

Люди ищут более персонализированный религиозный опыт

«Новое поколение предпочитает эту обобщенную картину Бога, а не Бога-интервенциониста, и они предпочитают Бога Иисусу, потому что Он неспецифичен, —говорит Филлипс. — Он стоит за ними и позволяет им жить своей жизнью, а не так как Иисус, который приходит и вмешивается во всё».

Делясь стихами из Библии в социальных сетях, вы позволяете верующим читать то, что они хотят, а не сидеть над тем, что выбирает священник каждое воскресенье. Библейские стихи также попадают под конкурсы популярности. Если они приемлемы для широкой аудитории, то это способствует их распространению.

Самые популярные стихи из Библии, отмеченные, выделенные и распространенные в социальных сетях через приложение YouVersion, часто являются тем, что показывает светские и инклюзивные идеалы моралистического терапевтического деизма.

Многих, например, более интересуют темы о личных проблемах или борьбе с беспокойством, а не распространение славы Божьей. Разнообразие таких религиозных убеждений не новое. Но сейчас намного легче, чем когда-либо, формировать индивидуальную веру.

«Интернет и социальные сети помогают людям делать это более конкретными способами, — говорит Кэмпбелл. — У нас больше доступа к большему объему информации, к большему количеству мнений, и мы можем создавать духовный ритм и путь, который будет более персонализирован».

И это включает в себя привлечение священных личностей в мемы. Например. «Story Time Jesus» — образцы классической религиозной иконографии, на которые наложен жирный шрифт с религиозными стихами на разговорном языке — стал вирусным мемом в 2012 году, и с тех пор остается все так же популярным. Среди других — «Bunny Christ» и «Republican Jesus».

Многие религиозные мемы вначале были шутками, но люди также используют их, чтобы провоцировать дебаты о религии и утверждают убеждения.

«Люди используют мемы как способ провоцирования дебатов о религии и утверждении убеждений, — говорит Кэмпбелл. — Вы не можете распространить богословскую истину, но вы можете подытожить суть, чтобы привлечь внимание людей, используя их в качестве тизеров».

Это относится и сообщениям на сайте микроблогов (Twitter). По всему миру есть церкви, которые поощряют свои собрания к проповедям в прямой трансляции. Однако это основание для трений.

Несколько лет назад британский собор начал транслировать свои служения в Twitter.

«Возникали вопросы о том, насколько это уместно, — говорит церковный служитель. — Я думаю, что если вы смотрите служение через Твиттер, то вы не сможете быть полностью вовлеченными, как если бы вы присутствовали лично».

В первую очередь, есть опасения, что серия коротких твитов не является подходящим способом представления сложных и непонятных концепций.

«Когда вы выражаетесь в 140 символах или в семисекундном видео, то вы должны сжать много информации. Тенденция заключается в создании стереотипов или упрощении сообщений. Речь идет не только об использовании инструментов, но и об использовании инструментов с надлежащим уважением, — говорит Кэмпбелл. —Возможно, именно поэтому Даремский собор был настолько настороженным по отношению Филлипса и его телефона еще в 2008 году. Несмотря на это, религии всех оттенков — не только христианство, уже имеет меньшее отношение к проповеднику за кафедрой, — говорит она. — Цифровые технологии — это то, что касается двусторонней связи. Люди приходят с определенным ожиданием того, что такое сообщество, и какая у них будет свобода, а религиозные институты должны либо приспособиться к этому, либо стать исключением из этого общества».

Организованная вера умеет хорошо адаптироваться — христианство переизобретает себя около 2000 лет. Смартфоны и социальные сети — это всего лишь самые последние вехи развития, которые вынуждают церковь реагировать и вновь меняться.

Крис Стокел-Уолкер bbc.com, перевод Виктории Ширченко emmanuil.tv

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!