Как часто нам хочется все упростить, классифицировать, разделить на части, разложить по полочкам. Писание же удерживает нас от этого соблазна, и нередко предоставляет более полную картину, описывая одно и то же явление или событие разными путями. Пример тому – четыре жизнеописания Иисуса в Евангелиях. Даже сотворение человека описано в Библии дважды. В первой главе Книги Бытия представлена хронологическая последовательность сотворения мира, и человека в том числе. Вторая глава более детально рассказывает собственно о создании человека. Какое из этих двух повествований более достоверно? Бесполезно ждать вразумительного ответа, когда вопрос лишен смысла.
Что же когда говорят о дихотомическом или трихотомическом подходе к антропологии? Дихотомия (по-гречески – деление надвое) подразумевает различение в человеке двух составляющих: видимой (тела), и невидимой (души или духа). Трихотомия (по-гречески – деление натрое) различает в человеке три составляющие: рационально-волевую (дух), эмоциональную (душа) и физическую (тело).
При дихотомическом подходе понятия «душа» и «дух» имеют одно и то же значение и включают все нематериальные проявления человеческой природы – и сознание, и волю, и эмоции. Действительно, нередко в Писании слова «дух» и «душа» используются взаимозаменяемо:
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (От Луки 1:46, 47).
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (От Матфея 10:28) / «Тело без духа мертво» (Иакова 2:26).
«И была она в скорби души» (1 Царств 1:10) / «Как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» (Исайя 54:6).
«Душа моя теперь возмутилась» (От Иоанна 12:27) / «Иисус возмутился духом» (От Иоанна 13:21).
«Выходила из нее душа, ибо она умирала» (Бытие 35:18) / «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (От Луки 8:55) и т.д.
Однако, зачастую слово «душа» в Писании просто обозначает «жизнь»:
«Спасай душу свою… чтобы тебе не погибнуть» (Бытие 19:17).
«Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих, погибнет» (Притчи 19:16).
«Будут трепетать каждый за душу свою в день падения твоего» (Иезекиль 32:10).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (От Иоанна 15:13).
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоанна 3:16).
Порой же слово это служит эквивалентом (синекдохой) понятия «человек»:
«Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Бытие 46:26).
«Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он» (Екклесиаст 6:2).
«Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деяния 27:37).
«Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петра 3:20).
Точно так же эквивалентом понятия «человек» может служить и слово «плоть», особенно – если речь идет об ограниченности человека: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иеремия 17:5).
От самых первых веков своего существования Церковь Христова твердо противостояла языческим идеям анимистического толка, платоновской философии и гностическим ересям, предполагавшим существование души как автономной сущности, способной к независимому от тела бытию. Отцы Церкви настаивали на библейском представлении о душе, наиболее ясно сформулированном в IV веке Епифанием Кипрским: «Природой человеческой правильно называть ни душу без тела, ни тело без души, но прекрасное целое, состоящее из сочетания души и тела».
Подобные утверждения можно найти и в трудах великих каппадокийцев, в частности – Григория Богослова и Григория Нисского. Этой точки зрения придерживались ортодоксальные богословы вплоть до новейшего времени. В частности, Карл Барт (1886-1968) выражал ее следующим образом: «Человек – это воплощенная в теле душа, равно как и одушевленное тело».
К примеру, наши мысли – это плод сознания или мозга? Сознание не существует без мозга, равно как и мозг без сознания – всего лишь килограмм биомассы. Как говорил Клайв Льюис, «У тебя нет души. Ты – и есть душа». Смотрясь в зеркало, что вы видите? Материальное тело, населенное невидимой душой, или же вы видите самих себя, собственную личность? Когда Филипп попросил Иисуса показать Отца, Тот отвечал «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (От Иоанна 14:9). Что видели при этом апостолы? Невидимую душу? Материальное тело? Нет, они видели единую и нераздельную Личность Господа Иисуса Христа.
Библейское понимание различение души и тела несет информацию не столько о самом объекте, сколько о нашем его восприятии – признании сосуществования в человеке видимой и невидимой составляющих.
И все же, как минимум два текста в Писании однозначно используют слова «душа» и «дух» явно не в одном и том же значении – сопоставляя, а то и противопоставляя их друг другу: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12).
Но чтобы разбираться, не противоречат ли эти утверждения прочим библейским текстам, в первую очередь стоит выяснить: что именно подразумевается в Писании под этими понятиями? Тогда легко убедиться, что и в том, и в другом случае речь идет о разных аспектах единой неделимой (на латыни – «индивидуум») сущности человека.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!