Понятие «гендер» вошло в наш обиход не так давно. Слово это происходит от английского gender (пол, род), но в русском оно утратило значение грамматического рода и приближается к слову «пол» в значении мужской или женской принадлежности. Однако, поскольку понимание таких выражений, как «половые различия», «половые отношения», и т.п., в значительной степени ассоциируется исключительно с физиологической составляющей, многие сегодня предпочитают употреблять слово «гендерный» для обозначения ролевого, социального, психологического и прочих аспектов половой принадлежности, не имеющих непосредственного отношения к физиологии. Ведь, согласитесь: выражение «Он поступил, как мужчина» отнюдь не значит, что человек этот поступил, как особь с мужскими половыми признаками.
Ключевое значение для понимания гендерных отношений в контексте Божьего домостроительства имеет следующий евангельский текст:
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (От Матфея 19:3-8).
Для фарисеев Моисей был наивысшим авторитетом в любом деле. Искушая Иисуса (то есть, испытывая степень Его квалифицированности в толковании Закона), они формулируют свой вопрос таким образом, что развод оказывается как бы заповедью, и потому находится в согласии с Законом Моисеевым. На самом же деле подразумеваемый ими текст гласит следующее:
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, – то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену» (Второзаконие 24:1-4).
Таким образом, Моисей отнюдь не заповедал разводиться. Развод и разводное письмо являются не заповедью, а теми обстоятельствами, в приложении к которым было дано это предписание относительно повторного брака. Но как и в состоявшемся незадолго до этого разговоре Иисуса с Саддукеями (От Матфея 22:23-32), Спаситель не ограничивается выявлением заблуждений Своих оппонентов. Его задача – не победить в споре, а привести собеседников к истине. Вся стройная система их аргументации разваливается как карточный домик от одной-единственной фразы: «а сначала не было так». Оказывается, Моисей вовсе не является набольшим авторитетом! Высший критерий для человека – не Закон Моисеев, а изначальный Божий замысел!
«Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Галатам 3:19; под семенем, к которому относится обетование, подразумевается Христос). Назначение Закона – дать Божьему народу наставление для урегулирования взаимоотношений и конфликтных ситуаций в мире, пораженном грехом. До грехопадения же ни Закона, ни нужды в Законе не было. А потому изначальный замысел Творца приоритетней Закона Моисеева.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!