Судьба странника и пришельца – человека, вынужденного оставить все, что созидал на протяжении жизни, и бежать в чужие края – нелегка. Но не легче и судьба тех, кто по тем или иным причинам не в состоянии бежать, даже если очень хочется…
Те, кто пережили исход из Египта советского тоталитаризма в пустыню светской демократии, но еще не успели устлать эту пустыню своими телами, наверняка помнят не только цены на хлеб и колбасу, и почем в том Египте были рыба и огурцы, лук и чеснок. Должны они помнить и такое понятие, как «идеологическая диверсия». Равно как и прославившуюся этим диско-группу Boney-M.
За десять лет до распада Советского Союза Boney-M приехали в Москву, дали там десять концертов и, не требуя гонорара, снялись в шоу на центральном телевидении. Страсть к халяве всегда была неотъемлемой частью советского характера. На шару полученную видеозапись гоняли по эфиру – целиком и по частям (лишь спустя пять лет она была уничтожена по требованию бдительного генсека-кэгэбиста Андропова). На фоне помпезных гимнов о любви советского народа к созидательному труду и ведущей роли коммунистической партии, это сразу же обеспечило «творческому коллективу чернокожих представителей угнетаемых капиталистами братских народов» неимоверную популярность.
Boney-M стали, пожалуй, самыми желанными гостями на просоветском песенном фестивале в Сопоте 1979 г, где смуглые карибские девушки вышли на подиум нарумяненные, как матрешки, и в сверкающих кокошниках. В бодрящем ритме 120 ударов большого барабана в минуту, они спели задорную песню с легко запоминающейся мелодией. Слова мало кто понимал, и запись тут же разлетелась по всей стране на магнитофонных бобинах. В каждом общежитии, на каждой молодежной вечеринке звучало:
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали,
Там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе.
Злодеи, пленившие нас, требовали песен.
Но как нам петь песнь Господню в земле чужой?
«Да будут слова уст моих
И помышления сердца моего
Благоугодны перед Тобою»
Гораздо позже мы узнали, что это – из Библии, комбинация текстов Псалмов 18 и 136. Узнали – позже. Поняли же, каково это: «Пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья», – еще позже.
Мне доводилось быть в контакте со многими, кто не смог покинуть оккупированные захватчиками территории и был вынужден оставаться там. И практически все сходятся в одном. Самое тяжелое не в том, что в наш дом пришли «братские завоеватели» и устанавливают свои порядки. Куда хуже то, что при этом они требуют, чтобы мы выражали счастье и радость, чтобы источали благодарность по отношению к «освободителям».
Как бы это ни смущало наше лубочно-благочестивое сознание, библейские псалмы полны проклятий, возносимых к Господу по отношению к захватчикам и поработителям. Но самые сильные проклятия касаются той страны, что требует от своих пленников веселья: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Псалтирь 136:8,9). И, должен признаться, я не знаю, как быть с этими чувствами псалмопевца. Не знаю, как быть с этими чувствами в себе. «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Псалтирь 18:15).
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!