«Объявите свободу на земле всем жителям ее…» (Левит 25:10)

Одним из наиболее очевидных плодов распространения христианского мировоззрения в Европе стало постепенное, но последовательное исчезновение социально приемлемого рабства.

Рабовладение было естественным явлением во всех древних цивилизациях. Однако уже в ветхозаветном Израиле насаждалось понимание, что естественным состоянием всякого человека является свобода, а рабство – явление противоестественное и временное. Согласно Закону Моисееву, рабу предоставлялся еженедельный отдых наравне с хозяином (Исход 20:10). Хозяин был в ответе за нанесенные рабу увечья (Исход 21:27), а беглого раба было запрещено выдавать его господину (Второзаконие 23:15).

Единоплеменник не мог пребывать в рабстве более шести лет (Второзаконие 15:12). А каждый пятидесятый год все жители страны обретали свободу, независимо от национального происхождения и социального статуса: «Объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя» (Левит 25:10).

С распространением Благой Вести, для которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:11), представление о свободе, как о неотъемлемом праве всякого человека, начинает проникать в мировоззрение всех европейских народов. Апостол Павел упоминает работорговлю в числе вопиющих беззаконий, «всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога» (1 Тимофею 1:10,11).

Вот – цитата из пламенной речи выдающегося проповедника IV века Иоанна Златоуста (347–407): «Я владею, говорите вы, рабами и рабынями; они рождены в моем доме. Какая гордость и дерзость! Эти слова – крик возмущения против Бога… Я владею рабами и рабынями! За сколько вы их купили? Что вы нашли в мире, что могло бы стоить человека? В какую цену вы оцениваете разум? Сколько оболов вы заплатили за образ Божий?»

В итоге, постепенно хозяева либо сами дают волю своим рабам, либо предоставляют им возможность выкупить себя из рабства. Церковь активно поддерживает эту тенденцию и всячески поощряет ее. И, как результат, уже в IV–V вв. легальное рабство исчезает в Римской империи, а в VIII–IX вв. – и среди прочих народов Европы. (Какое отношение к исчезновению рабовладения имело разрушительное восстание Спартака за полтысячелетия до этого, в 74 г. до н. э., – вопрос к Карлу Марксу и его последователям.)

Впоследствии рабство вновь бурно расцветает в североатлантической культуре уже в новое время, в так называемую «эпоху просвещения», в связи с колонизацией Африки. Материально заинтересованные политические круги ведут активную деятельность по обоснованию и легализации порабощения жителей колонизируемых земель и торговли ими.

Но, несмотря на несметные доходы, которые приносил этот грязный бизнес как самим работорговцам, так и государственной казне в виде налогов, христиане не переставали провозглашать, что неотъемлемые права на свободу, семью, имущество и стремление к счастью даны человеку Богом при сотворении, и любое посягательство на них неприемлемо. Это приводит к законодательному запрету работорговли и отмену рабовладения. Легальное рабство исчезает в Европе вторично.

К сожалению, трудовое и сексуальное рабство, торговля людьми (траффикинг), хищение людей с целью получения выкупа и другие формы порабощения по сей день продолжают существовать в обществе, пораженном грехом, нелегально. И христиане по-прежнему находятся на переднем крае борьбы с этим вопиющим беззаконием.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!