Лишь часть прощальной беседы Иисуса с учениками была застольной. После Учитель сказал: «Встаньте, пойдем отсюда» (От Иоанна 14:31), – и они направились в Гефсиманию. В сгущавшихся сумерках еще можно было различить контуры вековых маслин на противоположном склоне Кедронского ущелья. Но до них еще предстояло дойти, и потому не маслине было суждено стать наглядным пособием для прощального урока (главы 15, 16 и 17). Апостолы медленно спускались по покрытым отборными виноградниками склонам, прежде чем пересекли поток, отделявший Сион и Храмовую гору от Масличной горы (18:1).
По свидетельству историков, сионские лозы, невзирая на свой древний возраст, были неимоверно плодоносны. И, указывая на них, Господь говорил: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает [греч. – айрэй]; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (15:1-6).
Знаете, чем ветка отличается от палки? Отнюдь не листьями или корой. И ветка может быть без листьев, например – зимой или после урагана. И палка может оставаться покрыта корой. Единственная разница в том, пребывает ли она на растении (дереве, кусте, лозе) или же существует сама по себе. А буквальное значение слова «грех» – «мимо цели». Под этим подразумевается несоответствие чего-либо своему предназначению. Предназначение виноградной ветви – плодоносить. Но без лозы она на это в принципе не способна. Она – всего лишь палка, и уже ни на что не годна, кроме как на растопку.
Почему же тогда, спросите вы, та же участь, что и «автономным» палкам, уготована ветвям, пребывающим на лозе и все еще способным приносить плод, хотя и не делающим это? Я отвечу: не имею ни малейшего представления. Я не имею ни малейшего представления, почему из поколения в поколение переводчики упорно следуют традиции переводить использованное здесь слово айрэй (поднимать, подбирать, брать, нести) как «отсекает». Тысячи раз это слово используется в античной литературе. Только в новозаветных текстах – более сотни раз (как, например, «возьми [т. е. подними с земли] постель твою и иди» или «взяли [подняли с земли] каменья, чтобы бросить на Него»). И ни разу оно не употреблено в значении «отсекать». Единственное объяснение, которое я нахожу, заключается в том, что переводчики эти – такие же эксперты в виноградарстве, как и я.
Из-за гравитации, «естественной наклонности», виноградные ветви стремятся расти не вверх, а вниз. И чем ниже они простираются, тем меньше солнечного света на них попадает. Когда же они достигают земли, ветер и дождь и вовсе присыпают их комьями почвы. В итоге ветви перестают плодоносить. Но виноградарь никогда не станет из-за этого отсекать здоровую ветвь. Он подбирает, поднимает ее. Практически заламывает, чтобы росла в нужном направлении. Он закрепляет ее на опорах, подвязывает к шпалерам, переплетает с другими, более крепкими ветками.
Именно так Бог, наш Виноградарь поступает с нами, когда мы, уже пребывая в Иисусе, уклоняемся от своего предназначения из-за соблазнов, своеволия, ложных привязанностей и прочих «естественных наклонностей» еще живущего в нас греха. Когда не приносим плода. Он подпирает нас словами Писания; заботливо переплетает нас в теле Христовом с другими ветвями, пребывающими на лозе. Он «заламывает» нас, задавая нашему росту должное направление. Это неприятно, это болезненно, но только так мы сможем познать подлинную радость плодоношения во славу Его Царства.
Но и ветвям, что приносят плод, не избежать боли. Если бесплодную ветвь Господь айрэй (поднимает, подбирает), то плодоносящую Он катхайрэй – очищает, «чтобы более принесла плода». Лоза покрывается множеством побочных отростков и побегов, высасывающих из нее питательные соки. Что в нашей жизни оказывается такими побегами? Обиды? Токсичные отношения? Нереалистичные ожидания? Бессмысленные увлечения? Зависимость от кого-то или чего-то? Все это истощает нас, мешая приносить много плода, и подлежит обрезке.
Как бы ни было больно, следует уяснить: обрезка – это не наказание, а освобождение. И речь здесь даже не о склонности ко греху, как в случае с заламываемыми ветвями. Господь избавляет нас от того, к чему мы были привязаны, не потому, что это плохо само по себе. Оно может быть и хорошо, и приятно, и привычно. Просто не дает нам расти, приносить плод. Это могут быть люди, места, компании, проекты.
Теряя привычную работу, зарплату, жилье, знакомства, увлечения, мы неизменно испытываем боль. Но по прошествии времени, оглядываясь назад, мы понимаем, что на самом деле это было избавлением. Эти отношения держали нас в изоляции от новых встреч, эта работа не давала творчески реализовывать свои таланты, причиненная нам обида заставляла жалеть себя, а не заботиться о других. И, освобождаясь от этого, мы, на самом деле, испытываем облегчение, хотя и не сразу. Обрезка производится не за что-то, и даже не от чего-то, а для чего-то.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!