5 популярных мифов о прощении и их разоблачение

Мир предложил собственную интерпретацию многим христианским понятиям, и незаметно они стали проявляться и среди верующих. Это коснулось и прощения. Мы уже писали про опасности непрощения и что может произойти, если с ним не разобраться. Но не меньшие опасности ожидают тех, кто неправильно понимает смысл христианского прощения, о котором говорил Христос. Мы собрали 5 популярных мифов о прощении.

Миф № 1: простить значит забыть

Ольга Красникова, руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии:

Простить – это не значит «отпустить грехи», это не значит обесценить поступок.

Прощение не несет в себе обесценивание того вреда, того зла, которое человек нам причинил. И прощаем мы человека, личность. Вспомните, что есть высказывание: «любить грешника, но ненавидеть грех». Здесь это высказывание как раз очень уместно.


Майк МакХарг, христианский автор, подкастер, спикер, известный, как Всезнайка Майк:

Среди различных практиков существуют разные методики помощи, но основная модель у них схожа. Ученые показывают, что наш мозг не в состоянии простить людей, причинивших нам боль, пока мы не «оплакали» всю эту боль, не потрудились понять перспективу нашего обидчика, не решили простить его и не постарались хотя бы частично принять и проявить милость к тому, кто ранил нас.

Не получится простить и забыть – наш мозг так не умеет. Можно только научиться продолжить жить, не желая зла тому, кто причинил зло вам.


Шейн Пруит, руководитель миссионерского отдела южных баптистов Техаса (SBTC):

К сожалению, у нас нет невролайзера, как у героев фильма «Люди в черном», чтобы мы могли стереть свою память, когда нам этого захочется. А воспоминания о нанесенных нам обидах часто завернуты в сильную боль. Но нам не нужно забывать. Наши воспоминания могут остаться при нас. Нам нужно принять решение простить: «Я не смог забыть. Я помню это очень хорошо, но по Божьей милости я выбираю простить».


Андреа Йонгблоуд, координатор по сопутствующим психическим расстройствам в Forensic Psychiatric Hospital:

Призывает ли Библия нас забыть тех, кто обидел нас? Вообще-то, нет. Напротив, Библия призывает нас признать боль, простить друг друга и, если это уместно, примириться с человеком.

Примирение у нас в обществе не очень принято. Именно поэтому оно так привлекательно. Можно забыть и простить, можно обижаться, а можно примириться с человеком, который причинил вам вред. Примирение из этих трех вариантов – самое сложное. Но после примирения легче всего жить дальше.

Бывает, что прощение без примирения – единственно возможный вариант в каких-то случаях. Например, если разошлись парень и девушка и больше у них нет возможности увидеться. Или, если одна из сторон не идет на общение.


Дон Колберт, доктор медицины, автор, ведущий ежемесячных колонок в американских журналах «Харизма» и «Партнерс» и ток-шоу «Ваше здоровье» написал в своей книги «Смертельные эмоции»:

Прощение — это не оправдание обидевшего нас человека, когда мы находим разные причины, по которым он заслуживает прощения. Истинное прощение не зависит от поведения обидчика, которое искупает (или не искупает) содеянное им зло. Прощение определяется исключительно вашим внутренним решением простить по любви, простить ради самого прощения.

Если человек причинил зло намеренно, он никогда не сможет полностью оправдаться и целиком искупить свою вину. Но, тем не менее, необходимо прощать тех, кто причинил вам зло. Это нужно в первую очередь вам самим — чтобы жить в свободе и с легким сердцем, не сгибаясь под тяжким грузом непрощения.

Прощение вовсе не требует умаления боли и страданий. Простить — не значит сказать: «Мои переживания — ерунда, они ничего не стоят» или «Не так уж сильно я и пострадал». Прощение выражается словами: «Я принимаю решение не держаться за причиненные мне боль и обиду, я отказываюсь от желания отомстить обидчику, я отпускаю его с миром».

Миф № 2: «не прощу, пока не извинишься»

Ольга Красникова:

Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что то, что он сделал – зло, и что это зло сделал он, хочет ли он, чтобы я его простила, а зависит от того, хочу ли я дальше носить зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое зло — то, что я на него злюсь, то, что я его осуждаю, то, что я его не принимаю. А для сердца, для души зло на другого человека — это очень тяжелый груз. Когда человек не прощает, в этом есть элемент саморазрушения. Люди хранят свои обиды десятилетиями, думая, что они этим самым наказывают того, кто им причинил вред, но в первую очередь они наказывают себя.


Шейн Пруит: 

Два слова «прости меня» не могут исцелить все раны. Истинное прощение не приходит в ответ на лаконичное извинение. Сначала человек, который хочет простить, должен быть прощен Богом. Тогда он сможет по-настоящему простить другого человека и наслаждаться жизнью в Божьем прощении. Короче, прощение исходит от Бога, а не от нас.


Алексей Коломийцев, пастор-учитель Библейской церкви «Слово благодати»:

Прощение — это то, что происходит в душе прощающего.

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим 9:16).

Мы часто видим причину нашего непрощения вне нас. Кто-то или что-то препятствует тому, чтобы мы простили. Нам кажется, что мы могли бы простить, если бы какие-то обстоятельства не помешали нам, если бы люди были бы чуть лучше, если бы они сделали первыми движение к нам и т. д.

Исправление согрешающего действительно зависит от его покаяния. Но наше прощение зависит только от состояния нашего сердца. Это мы должны «отпустить вину», перестать держать её в своём сердце. Это мы, в нашем сердце можем, или продолжать держаться за вину согрешившего, прокручивая её снова и снова в своём сознании, или же отказаться от этого.


Константин Ольховой, врач-психиатр, психотерапевт:

Решат ли слова «я должен простить» проблему? Нет. Ведь что такое обида? Эта наша реакция на действия, которые задели наше слабое место. Но если мы просто скажем себе, что «мы должны простить обиду», то наше слабое место никуда не денется. Мы так и останемся его заложником. А вот если мы скажем себе, что хотим простить, то нам придётся найти в себе источник обиды. Нам придётся найти это слабое место, придётся проработать его. И тогда обида отпустится, ибо у неё не останется точки приложения. А наша душа станет немножко свободнее.

Миф № 3: прощают слабаки

Ольга Красникова:

Прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие для того, чтобы отделить ту боль, которую мы испытали от отношения к человеку. То есть, боль – она может остаться, поэтому не всегда бывает возможно, простив человека, забыть то, что он сделал. Болезненный след может оставаться всю жизнь, но это не значит, что человек не простил. Мы не вспоминаем тот гвоздь, на который мы напоролись в детстве, но шрам у нас остается на всю жизнь. Мы не злимся, не осуждаем, мы уже давно простили, но след от этой травмы может остаться и иногда напоминать о себе.


Майк МакХарг:

И наша вера, и современная наука утверждают, что крайне важно прощать тех, кто причинил нам боль, какой бы сильной ни была рана. Но важно и дать правильное определение прощения. Прощение – это принятие состоявшегося несчастья и продолжение жизни без желания отомстить обидчика. Прощение не предполагает обязанности оставаться в ситуации, где вас будут продолжать ранить. Вы можете простить человека и расставить необходимые границы в отношениях с ним. В случаях серьезного насилия эта граница должна быть за рамками какого-либо дальнейшего контакта.


Шейн Пруит:

Часто мы боимся прощать, потому что боимся, что нам снова и снова будут причинять боль. Но прощение совсем не означает, что мы должны позволять издеваться над собой или использовать нас. Прощение означает, что мы собираемся защищать себя от негативных действий обидчика и при этом не будем нести в себе горечь от пережитых обид.


Дезмон Туту, англиканский архиепископ Кейптаунский, лауреат Нобелевской премии мира в 1984 году:

Прощение и примирение с врагами или друзьями не значит, что надо притворяться, что ситуация иная, чем она есть. Это не значит, что надо похлопать друг друга по плечу и не заметить то, что вам кажется неправильным. Настоящее примирение раскрывает ужас, насилие, боль и правду. Иногда ситуация даже становится еще хуже. Есть риск, но оно того стоит, потому что честная конфронтация может принести настоящее исцеление. Поверхностное, неглубокое примирение и исцеление принесет поверхностное и ненастоящее

Миф № 4: само пройдет

Ольга Красникова:

Прощение – это сочетание и воли, и чувств. Я принимаю решение, и дальше я эмоционально это решение тоже каким-то образом осуществляю. Исходя из этого, прощение – это не акт, что вот так «раз и все», «отрубил», а процесс. И для некоторых ситуаций это процесс длительный, который зависит от степени травм, разрушений, которые со мной случились.


«БезОбид.орг»:

Вы можете думать, что, если вы просто подождете, в конечном счете, вы найдете способ простить. Но правда в том, что прощение — это выбор, который служит признаком того, что вы не во власти своих эмоций, и способны осознанно их направлять.

Вы не можете контролировать свои чувства, но вы можете изменить то, куда эти чувства вас заводят. С этой целью вы можете решить найти способ простить, или вы можете позволить своему негативу свободно заполнять вас и вести вас в сторону постоянной обидчивости и даже плохих последствий для здоровья из-за стрессов, которые вы испытываете. Прощение не придет, если вы не решитесь впустить его.

Миф №5: простить легко

Шейн Пруит:

К сожалению, прощение – это не легко и не трудно. Простить на самом деле невозможно. Наше естество предпочитает оставаться в гневе, горечи, непрощении, потому что так нам кажется, что мы контролируем ситуацию. Нам хочется, чтобы наш обидчик страдал так, как страдаем мы. И мы не можем сами изменить свои чувства. Но хорошая новость в том, наш Бог делает невозможное возможным.


Гермоген Шиманский, преподаватель Киевской и Волынской духовных семинарий, богослов и литургист:

Истинная христианская любовь, выражающаяся в сострадании и сорадовании, в дальнейшем усовершенствовании проявляется в терпеливом перенесении и прощении обид, которыми обусловлен мир с ближними.

Иисус Христос, заповедуя нам, Своим последователям, любить врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, и молиться за обижающих и гонящих нас. Сам на кресте молился за врагов Своих. Христос Спаситель наш, душу Свою за нас положивший, повелевает нам, Его последователям, любить врагов своих.
Любовь к врагам состоит в том, чтобы не питать к ним гнева, злобы, мщения, вражды и ненависти, а напротив, снисходить их немощам и охотно признавать и уважать в них все добрые их качества и иметь к ним доброе расположение и любовь как созданным по образу Божию нашим братьям, искупленным Христом и призываемым, как и все люди, к одной с нами вечной жизни. Любовь к врагам выражается в том, чтобы желать им добра и при всяком удобном случае оказывать им это добро и молиться за них Богу. Наконец, любовь к врагам всегда готова к примирению с ними, охотно и искренно при этом прощает обиды, избегая всяких причин к раздору.

Надо сказать, что трудно, очень трудно нашему растленному естеству любить врагов, но этого требует от нас наше христианское звание. Одним только истинным христианам свойственно злобу врагов побеждать благостью, незлобием, милосердием.

Кэролайн Лиф, известный специалист в области изучения деятельности головного мозга: «Прощение действительно предназначено, чтобы сохранять своё здоровье. Своё психическое здоровье, и свой дух, душу и тело цельными».

 

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!