Каким был взгляд авторов Нового Завета на буквальное Бытие

Любой, кто читал Библию, должен был заметить, что в Ветхом и Новом Завете есть довольно разная литература. Там есть притчи, поэзия, пророческие видения, мечты, послания, пословицы и историческое повествование, большей частью последнее. Так как нам интерпретировать Бытие 1–11? Это история? Это мифология? Это символическая поэзия? Это аллегория? Это притча? Это пророческое повествование? Это нечто среднее между всем перечисленным или что-то вроде нового жанра? И важно ли это вообще?

Моисей, как он изображен в Комнате авторитета Библии в «Музее Творения» (Кентукки, США)

Мы вернемся к последнему вопросу позже, но здесь достаточно сказать, что верный вывод о жанре литературы является основополагающим для правильной интерпретации. Если мы буквально интерпретируем то, что автор высказывает образно, то мы неправильно понимаем текст. Когда Иисус сказал: «Я есмь дверь» (Иоанна 10:9), Он не имел в виду, что Он был сделан из дерева и с петлями, прикрепленными сбоку. И наоборот, если мы будем образно истолковывать то, что по замыслу автора должно восприниматься буквально, мы тоже ошибемся. Когда Иисус сказал: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Матфея 17:22-23), Он ясно имел ввиду, что это настолько же буквально, как и то, что я сказал бы своей жене: «Марджи, я собираюсь заправить бензобак и вернусь через несколько минут».

Есть множество доказательств, которые мы могли бы рассмотреть, чтобы определить жанр Бытия 1–11, например, внутренние доказательства в книге Бытия и то, как рассматривались эти главы на протяжении всей истории церкви. Но сейчас мы хотим ответить на вопрос: «Как другие библейские авторы (кроме Моисея, который написал Бытие1) и Иисус истолковывали это?». Из того, что я читал, и моего опыта выясняется, что большинство людей, которые рассматривают вопрос о том, как истолковывать первые главы Бытия, никогда не задавали, а тем более не отвечали на этот вопрос.

Для начала, рассмотрим, что Бог говорит о том, как Он говорил с Моисеем, и как это отличается от того, как Он говорил с другими пророками. В Числах 12:6-8 мы читаем:

И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем доме Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?

Итак, Бог говорит с Моисеем «явно», а не в «гаданиях», что значит не на непонятном языке. Это твердо означает, что мы не должны искать таинственные, трудные для понимания значения того, что написал Моисей. Скорее, мы должны читать Бытие как непосредственную историю, которой оно и является. Рассмотрение того, как в остальной части Библии интерпретируется Бытие, подтверждает это.

Авторы Ветхого Завета и использование ими книги Бытия

Давид, автор многих псалмов, в экспозиции «Музея Творения»

Когда мы читаем других авторов Ветхого Завета, мы видим всего несколько отсылок к Бытию 1–11. Но во всех них эти главы воспринимаются, как буквальная история.

Евреи были очень внимательны к родословию. Например, в Неемии 7:61-64, люди, которые хотели служить в восстановленном храме, должны были доказать, что они были потомками линии священников Аарона. Те, кто не мог доказать этого, не могли служить священниками. Первая книга Паралипоменон 1–8 дает длинный ряд родословных, вплоть до Адама. Глава 1 (стихи 1–28) не содержит пропущенных или добавленных имен в генеалогических связях от Адама до Авраама, по сравнению с 5 или 11 главами Бытия. Автор(ы) 1-й Паралипоменон, очевидно, воспринял(и) эти родословные как исторически точные.

Помимо Бытия 6–11, в Псалме 28:10 содержится единственное другое использование еврейского слова mabbul (переводится как «потоп»)2. Бог буквально сидел как Царь во время Всемирного потопа времен Ноя. Если бы это событие не было историческим, утверждение в этом стихе не имело бы силы, и обещание 11 стиха мало утешило бы Божий народ.

Исайя, записал Слово Божье, а не мифические истории.

Псалом 32:6-9 подтверждает то, что Бог сверхъестественно творил Своим Словом, как неоднократно говорится в Бытии 1. Существа появились сразу же, когда Бог сказал: «Да будет…» Богу не нужно было ждать миллионы или тысячи лет, чтобы появились свет или суша, а также растения, животные или Адам. «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалом 32:9).

В Псалме 103:5 и 19 говорится о событиях, которые происходили во время недели сотворения3. Но стихи 6-9, этого псалма, дают дополнительную информацию к тому, о чем говорится в Бытии 8, где описывается, как воды ушли с Земли в конце Потопа4. Псалмопевец четко описывает исторические события.

В прекрасной поэтической форме, в Псалме 135 перечисляется множество великих Божиих деяний в истории, начиная с высказываний о некоторых Его творческих трудах в Бытии 1.

В Исайи 54:9, Бог говорит (повторяя обещание Псалма 103:9) Израилю: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя». Обетование Божье не будет иметь силы, если повествование о Ноевом потопе не было исторически верным. Никто бы не поверил во Второе Пришествие Христа, если бы обещание этого (как записано в Матфея 24:37-39) было дано так: «Подобно тому, как Санта Клаус прилетает с Северного полюса на своих санях, запряженных оленями, в канун Рождества и кладет подарки для всей семьи под елку в каждом доме, так и Иисус снова придет как Царь царей и Господь господствующих». Фактически, подобная аналогия убедила бы людей в том, что Второе Пришествие – это миф.

В Иезекиля 14:14-20 Бог неоднократно ссылается на Ноя, Даниила и Иакова и ясно указывает на то, что все они были одинаково историческими и праведными людьми. Нет оснований сомневаться в том, что Бог имел в виду следующее: все, что Библия говорит об этих людях, является исторически точным.

Взгляд авторов Нового Завета на Бытие

В Новом Завете есть намного больше явных ссылок на первые главы Бытия.

Павел, как ясно написано, полностью полагался на Бытие

Родословие Иисуса, записанное в Матфея 1:1-17 и Луки 3:23-38, показывает, что Бытие 1–11 является историческим повествованием. Все эти родословные должны быть одинаково историческими, иначе нам следует прийти к выводу о том, что происхождение Иисуса мифическое, поэтому Он не был реальным человеком и, следовательно, не является нашим Спасителем и Господом5.

Павел построил свое учение о грехе и спасении на том факте, что грех и смерть вошли в мир через Адама. Иисус, как Последний Адам, пришел в мир для того, чтобы принести праведность и жизнь людям и исправить разрушительную работу первого Адама (Римлянам 5:12-19; 1 Коринфянам 15:21-22, 45-47). Павел подтвердил, что змей обманул Еву, а не Адама (2 Коринфянам 11:3; 1 Тимофею 2:13-14). Он воспринял Бытие 1–2 буквально, утверждая, что Адам был создан первым, а Ева была создана из тела Адама (1 Коринфянам 11:8-9). В Послании к Римлянам 1:20, Павел указал на то, что люди видели свидетельство существования Бога и некоторые Его знаки с момента сотворения мира. Это означает, что Павел верил тому, что человек был в начале истории, а не миллиарды лет после ее начала.

Петр также основал некоторые из своих учений на буквальной истории Бытия 1–11. В 1 Петра 3:20, 2 Петра 2:4-9 и 2 Петра 3:3-7 он ссылается на Потоп. Он считал повествование о Ное и Потопе таким же историческим, как и повествование о суде над Содомом и Гоморрой (Бытие 19). Он подтвердил, что только восемь человек были спасены, а также то, что Потоп был глобальным, точно также, как будет суд во время Второго Пришествия Христа. Он утверждал, что насмешники будут отрицать Второе Пришествие, потому что они отрицают сверхъестественное сотворение и Ноев потоп. И Петр сказал своим читателям, что насмешники сделают это, потому что они рассуждают на основе философского предположения, которое сегодня мы называем униформистским натурализмом: «От начала творения, все остается так же» (2 Петра 3:4)7.

Слова Иоанна и Петра демонстрируют их веру в историчность Бытия.

Было высказано возражение, что апостолы не видели разницы между правдой и мифом. Но это также неверно. В 1 Коринфянам 10:1-11, Павел ссылается на ряд отрывков Пятикнижия, в которых описываются чудеса, и он подчеркивает в стихах 6 и 11, что «это было». Во 2 Тимофею 4:3-4, Павел писал:

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Греческое слово, переведенное здесь как «басни», – это muthos, из которого мы получаем английское слово «миф». В отличии от «истины» или «здравого учения», то же греческое слово используется в 1 Тимофею 1:4, 4:7; Титу 1:14 и 2 Петра 1:16. В мире первого века, наполненном греческими, римскими и еврейскими мифами, апостолы ясно понимали разницу между истиной и мифом. И они постоянно утверждали, что Слово Божье содержит истину, а не миф.

Христос и Его использование Бытия

В Иоанна 10:34-35, Иисус отстаивал утверждение о Своей божественности, цитируя Псалом 81:6, а затем говоря, что «не может нарушиться Писание». Писание не может быть противоречивым или запутанным. В Луки 24:25-27 Иисус упрекнул Своих учеников за то, что они не верили всему, что говорили пророки (что Он приравнивает ко «всем Писаниям»). Таким образом, по мнению Иисуса, все Писание надежно и ему стоит верить.

Еще один способ, которым Иисус показал Свое полное доверие Писанию, заключался в том, чтобы рассматривать истории в Ветхом Завете, которые большинство людей считают невероятной мифологией, как исторический факт. Эти исторические записи включают Адама и Еву, как первую супружескую пару (Матфея 19:3-6, Марка 10:3-9); Авеля, как первого пророка, умершего мученической смертью (Луки 11:50-51); Ноя и Потоп (Матфея 24:38-39); испытания Лота и его жены (Луки 17:28-32); суд Содома и Гоморры (Матфея 10:15); Моисея и змея в пустынных странствиях после выхода из Египта (Иоанна 3:14); Моисея и манну небесную (Иоанна 6:32-33, 49); чудеса Илии (Луки 4:25-27) и Иону в большой рыбе (Матфея 12:40-41). Как убедительно утверждал Уэнам8, Иисус не аллегоризировал эти рассказы, а воспринимал их, как простую историю, описывая события, которые действительно произошли, точно так же, как их описывает Ветхий Завет. Иисус использовал эти истории, чтобы научить своих учеников тому, что события Его собственной смерти, воскресения и Второго Пришествия также наверняка произойдут в пространственно-временной реальности. Иисус также указал, что Писания, по сути, понятны (или ясны): авторы Евангелия 11 раз отмечают, что Он говорит: «Разве вы не читали…?»9. И 30 раз Он защищал свое учение, говоря: «Написано»10. Он упрекал своих слушателей за то, что они не понимают и не верят тому, о чем прямо говорится в тексте.

Помимо вышеупомянутого свидетельства того, что Иисус воспринимал Бытие 1–11 как прямую, достоверную историю, авторы Евангелия записывают три важных утверждения, которые раскрывают мировоззрение Иисуса. Тщательный анализ этих стихов (Марка 10:6; Марка 13:19-20; Луки 11:50-51) показывает, что Иисус верил в то, что Адам и Ева существовали в то же самое время, когда Бог создал все остальное (а Авель был очень близко к этому времени), а не через миллионы и миллиарды лет после того, как Бог создал все11. Это показывает, что Иисус воспринимал дни сотворения, как буквальные 24-часовые дни. Итак, все, что сказал Иисус показывает, что мы можем по праву называть Его креационистом юной земли.

Высказывалось возражение касательно того, что в этих высказываниях Иисус просто учел культурные верования своего времени. Но это неверно по четырем причинам. Во-первых, Иисус был истиной (Иоанна 14:6), и поэтому Он всегда говорил правду. Никакие лживые или вводящие в заблуждение слова никогда не исходили из Его уст (1 Петра 2:22). Даже Его враги говорили: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь» (Марка 12:14). Во-вторых, Иисус учил, как власть имеющий, на основании Слова Божьего, которое Он называл «истиной» (Иоанна 17:17), а не так, как учили книжники и фарисеи, основываясь на своих традициях (Матфея 7:28-29). В-третьих, Иисус неоднократно и смело противостоял всем видам неправильного мышления и поведения в жизни своих слушателей, несмотря на угрозу преследования за это (Матфея 22:29; Иоанна 2:15-16, 3:10, 4:3-4, 9; Марка 7:9-13). И наконец, Иисус подчеркнул основополагающую важность веры в то, что написал Моисей (Иоанна 5:45; Луки 16:31, 24:25-27, 24:44-45; Иоанна 3:12; Матфея 17:5).

Почему это важно?

Мы должны воспринимать Бытие 1–11 как прямую, точную, буквальную историю, потому что Иисус, Апостолы и все другие библейские писатели так и делали. Нет абсолютно никакой библейской основы для того, чтобы воспринимать эти главы как какой-либо иносказательный, образный литературный жанр. Этого должно быть достаточно, чтобы и мы буквально истолковывали Бытие 1–11. Но есть для этого и другие важные причины.

Только буквальный, исторический подход к Бытию 1–11 дает надлежащую основу для Евангелия и будущей надежды Евангелия. Иисус пришел в мир, чтобы решить проблему греха, которая началась в реальной пространственно-временной истории в Эдемском саду, с двумя настоящими людьми по имени Адам и Ева, и настоящим змеем, который говорил с Евой12. Грех Адама и Евы привел к духовной и физической смерти для них, а также к божественному проклятию всего некогда «очень хорошего» творения (смотрите Бытие 1:31 и 3:14-19). Иисус снова придет для того, чтобы освободить всех христиан и все творение от этой зависимости развращению (Римлянам 8:18-25). Тогда появятся новое небо и новая земля, где обитает праведность и где не будет больше греха, смерти и зла. Небуквальное прочтение книги Бытия разрушает это послание Библии и, в конечном итоге, является посягательством на характер Бога13.

Бытие – это также основа для многих других важных учений во всей остальной части Библии, таких как любящее главенство мужчины в доме и церкви.

Вывод

Библия абсолютно понятна. Мы должны верить в Бытие 1–11, как в буквальную историю, потому что Иисус, Апостолы Нового Завета, а также пророки Ветхого Завета верили этому, и потому что эти открывающие главы Бытия являются основополагающими для всей остальной части Библии.

Как мы и многие другие креационисты всегда говорили: чтобы быть спасенным, человек не обязательно должен верить в то, что Бытие 1–11 – это чистая правда. Мы спасены, когда мы раскаиваемся в своих грехах и искренне верим в смерть и Воскресение Иисуса Христа для нашего спасения (Иоанна 3:16; Римлянам 10:9-10). Но если мы верим в Христа и, все же, не верим в Бытие 1–11 – мы не являемся последовательными и верными сторонниками нашего Господа.

Бог сказал, через пророка Исайю (см. Исайя 66:1-2):

Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

Будете ли вы тем, кто дрожит от слов Бога вместо того, чтобы верить ошибочным и неправильным словам эволюционистов, которые развивают гипотезы и мифы, отрицающие Слово Божье? В конечном счете, этот вопрос о правильном истолковании Бытия 1–11 является вопросом авторитетности Слова Божьего.

Примечания

1 То, что Моисей был автором первых пяти книг (которые называют Пятикнижием) Ветхого Завета – абсолютно ясно из самого Писания. Пятикнижие прямо заявляет об этом в Исходе 17:14, 24:4, 34:27; Числах 33:1-2; Второзаконии 31:9-11. В других книгах Ветхого Завета утверждается, что Моисей написал эти книги, которые ко времени Иисуса Навина стали известны как «Закон», «Книга Закона» или «Закон Моисея»: Иисус Навин 1:8, 8:31-32; 3 Царств 2:3; 4 Царств 14:6 (цитируя Второзаконие 24:16), 4 Царств 21:8; Ездра 6:18; Неемия 13:1; Даниил 9:11-13; Малахия 4:4. Новый завет соглашается с этим в Матфея 19:8; Иоанна 5:46-47, 7:19; Деяния 3:22 (цитата из Второзакония 18:15); Римлянам 10:5 (цитата из Левита 18:5) и Марка 12:26 (имеется в виду Исход 3:6). Еврейская традиция также приписывает Пятикнижие Моисею. Кроме того, теории либеральных теологов, которые отрицают, что автором этих книг является Моисей, чреваты ложными предположениями и нелогичными рассуждениями. См. Gleason L. Archer Jr., A Survey of Old Testament Introduction, (Chicago, IL: Moody Press, 1985), с. 109-113.
2 Есть четыре других еврейских слова, которые используются в Ветхом Завете для описания меньших, локальных наводнений.
3 Большая часть этого псалма относится к аспектам Божьего творения, существовавшим в то время, когда Псалмопевец писал. Вопреки тому, что утверждают некоторые креационисты старой земли, Псалом 103 не является «рассказом о сотворении».
4 То, что эти стихи не относятся к неделе творения, видно из обетования, отраженного в 9-м стихе, которое повторяет обетование из Бытия 9:11-17. Бог не давал такого обещания в третий день недели творения, когда создал сушу.

5 В Евангелии от Матфея 1:1-17, Матфей явно пропустил некоторые имена в родословии (для литературной цели), что можно увидеть, если сравнить родословие с историей Ветхого Завета. Но все личности одинаково исторические, вплоть до Авраама, который впервые упоминается в Бытии 11. В Евангелии от Луки 3:23-38, прослеживается родословная Иисуса обратно к Адаму. Нет оснований полагать, что в родословной Луки пропущены какие-либо имена, потому что 1) он был заинтересован в том, чтобы сообщить нам точную истину (Луки 1:4), и 2) его родословная от Адама до Авраама соответствует 1 Паралипоменон 1:1-28 и Бытию 5 и 11, и нет веских оснований полагать, что в Бытии отсутствуют имена. См. Ken Ham and Larry Pierce, «Who Begat Whom? Closing the Gap in Genesis Genealogies», www.answersingenesis.org/articles/am/v1/n2/who-begat-whom; и Travis R. Freeman, «Do the Genesis 5 and 11 Genealogies Contain Gaps?» в книге Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., «Coming to Grips with Genesis», (Green Forest, AR: Master Books, 2008), с. 283-314.
6 В New King James and the King James Version (переводы Библии) переводят греческий в этом стихе как «от сотворения мира». Слово «от» в английском языке имеет такой же диапазон значений, как и греческое слово (apo), которое оно переводит здесь. Есть несколько причин для того, чтобы принять его во временном смысле, что означает «с тех пор», как его переводят NAS, NIV и ESV. Для более полного обсуждения этого важного стиха смотрите Ron Minton, «Apostolic Witness to Genesis Creation and the Flood», в книге Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., «Coming to Grips with Genesis» (Green Forest, AR: Master Books, 2008), с. 351–354.
7 Более подробно об этом см. Terry Mortenson, «Philosophical Naturalism and the Age of the Earth: Are They Related?» The Master’s Seminary Journal 15 no. 1 (2004): 71–92, онлайн по ссылке www.answersingenesis.org/docs2004/naturalismChurch.asp.
8John Wenham, Christ and the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1973), с. 11–37.
9 В этих случаях Иисус ссылался на Бытие 1–2, Исход 3–6, 3 Царств 21:6, Псалом 8:3 и 117:22, а также на неуточненный левитский закон – другими словами, на отрывки из исторического повествования, Закон и поэзию Писания.
10 Отрывки, которые Он специально цитировал, были из всех пяти книг Пятикнижия, Псалмов, Исайи, Иеремии, Захарии и Малахии. Интересно то, что при искушении Иисуса сатана буквально использовал Писание, и в ответ Иисус не подразумевал, что буквальное толкование сатаны неверно. Скорее, Он исправил неправильное применение сатаной буквального значения текста, цитируя другой текст, который Он принимал буквально (смотрите Матфея 4:6-7).

11См. Terry Mortenson, «Jesus’ View of the Age of the Earth», in Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., «Coming to Grips with Genesis» (Green Forest, AR: Master Books, 2008), с. 315–346.
12 Почему христиане испытывают трудности с верой в Бытие 3, где написано о говорящем змее, для меня загадка. Сегодня у нас есть говорящие попугаи, в которых нет никакого чуда. И если христиане верят в любые чудеса Библии, то они должны верить в то, что ослица Валаама была использована Богом для того, чтобы говорить с лжепророком (Числа 22:28). Поскольку сатана – это сверхъестественное существо, которое может делать сверхъестественные вещи (например, 2 Коринфянам 11:11-13; Матфея 4:1-11; 2 Фессалоникийцам 2:8-9), совсем не трудно поверить в то, что он мог говорить через змея для того, чтобы обмануть Еву (сравните с 2 Коринфянам 11:3, Откровение 12:9).
13См. James Stambaugh, «Whence Cometh Death? A Biblical Theology of Physical Death and Natural Evil», и Thane H. Ury, «Luther, Calvin, and Wesley on the Genesis of Natural Evil: Recovering Lost Rubrics for Defending a Very Good Creation», в книге Terry Mortenson и Thane H. Ury, eds., «Coming to Grips with Genesis» (Green Forest, AR: Master Books, 2008), с. 373–398 и 399–424, соответственно.

Мортенсон Терри answersingenesis.org, перевод scienceandapologetics.com

Д-р Мортенсон работает в миссии Answers in Genesis (Ответы Бытия), читает лекции и ведет исследовательскую работу. В 1975 году д-р Мортенсон получил степень бакалавра математики в Университете штата Миннесота, а в 1992 году — степень магистра богословия (систематическая теология) в Trinity Evangelical Divinity School, Иллинойс. В 1996 году получил степень доктора философии по истории геологии в Университете Ковентри, Великобритания.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!