Брачные обряды – особенный тип обрядов, очевидно относящийся к категориям и торжества, и посвящения, а в случае религиозной составляющей – еще и таинства. Поразительно, но даже в атеистической среде, где духовный смысл брака нивелирован, именно этому обряду уделяется особое внимание. Зачастую свадьба – самое затратное мероприятие в жизни людей (или – их родителей). Так что, даже безбожники подспудно осознают – за этим кроется нечто важное, необычное, что крайне необходимо особо подчеркнуть.

Традиции брачных обрядов весьма разнообразны и культурно обусловлены. Так, в Древнем Израиле брачный обряд проходил в три этапа. Первым этапом была помолвка, в которой жених и невеста, как правило, вовсе не принимали участия. Договоренность достигалась между отцами семейств. Сами же «молодые» могли при этом быть вообще младенцами. Но с этого момента они росли исключительно друг для друга.

Спустя значительное время, когда невеста достигала брачного возраста, а жених был готов уже заплатить брачный выкуп, наступал второй этап – обручение. Заплатив выкуп, жених снова покидал дом отца невесты, но с этого момента они официально уже были муж и жена. Жених готовил брачную обитель в доме отца своего, невеста пила из чаши завета в воспоминание о нем и собирала приданное. Уплаченный женихом брачный выкуп служил невесте залогом его возвращения.

Хотя они еще не жили вместе, юридически они уже становились супругами со всеми вытекающими из этого последствиями. Если муж умирал в этот период, жена получала все права вдовства, включая долю имущества в доме его отца и право на левиратный брак (предписанное супружество с ближайшим родственником мужа). Если же она оказывалась неверна своему мужу, это уже считалось супружеской изменой и каралось смертью.

Именно в таких отношениях состояли Мария и Иосиф, когда «послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к ДЕВЕ, обрученной МУЖУ, именем Иосифу» (От Луки 1:26,27), и именно потому Иосиф, узнав о беременности Марии, «решил разорвать помолвку, но тайно, чтобы не выставлять ее на позор» (От Матфея 1:6, РБО).

Обычно период обручения длился около года, после чего наступал третий этап брака – сочетание. Отец жениха говорил сыну, что тот готов забирать свою жену, и он отправлялся в путь в сопровождении друзей, трубящих в рога, и восклицающих: «Жених идет!». Всякий, слышащий это восклицание, тоже должен был закричать: «Жених идет!», чтобы весть эта как можно скорее достигла невесты, и та, покинув дом отца своего, вышла навстречу жениху.

Забравши невесту, процессия разворачивалась и шла обратно. Новобрачных заводили под хупу – ритуальный навес, символизирующий скинию завета с Богом. Над ними читали молитвы, после чего жених разбивал чашу завета в знак того, что эта чаша более никому не будет предлагаться. Затем друг жениха отводил молодых в брачные покои, а гости начинали пировать. Отдельные элементы этого обряда сохранились и в современных еврейских брачных традициях.

Писание насквозь пронизано символизмом брачного обряда. В Бытие 15 происходит заключение завета между Богом-Отцом и Авраамом, отцом народа Божьего. В Евангелиях Бог-Сын платит драгоценный брачный выкуп и уходит приготовить обитель в доме Отца Своего. В апостольских посланиях неоднократно звучит тема Церкви, как невесты, ожидающей возвращения своего Жениха, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:16,17). Наконец, книга Откровения завершается брачным пиром Агнца.

В Нигерии брак также заключается в три этапа, но этапы эти, мягко говоря, иные. Начинается все с того, что невеста несколько недель ночует в доме жениха. Потом она уходит, и год живет в доме своих родителей. Так повторяется несколько раз. Лишь спустя несколько лет и, обычно, после рождения нескольких детей устраивается всеобщее торжество, и невеста окончательно перебирается в дом жениха. Перед миссионером встает вопрос: что же именно из этой последовательности событий считать свадьбой?

Во многих культурах можно встретить общие элементы брачного ритуала – сватовство, выкуп, приданое, бегство, умыкание (похищение невесты). В отдельных патриархальных культурах жены сыновей порой составляют полигамный конгломерат отца семейства. В российской империи вопреки церковным запретам такая практика была широко распространена еще в XVII–XIX вв. под названием снохачества. Она была связана с рекрутскими наборами (поначалу – пожизненными, впоследствии – на 25 лет) и отхожими промыслами (эквивалент современного гастарбайтерства).

Сергей Головин  facebook.com