11 лауреатов Нобелевской премии по литературе, которые верили в Бога

27 Ноября 1895 года в шведском клубе Парижа Альфред Нобель утвердил Нобелевскую Премию, отдав в новый фонд 94% всего своего имущества. Так появилась самая престижная награда в мире — Нобелевская Премия.

Сегодня Нобелевская премия ежегодно вручается людям, которые внесли огромный вклад в такие науки, как физика, химия, медицина, литература, а также за достижение мира на земле. Мы собрали информацию об 11 писателях, которые стали Лауреатами Нобелевской премии по литературе, и верили в Бога.

Томас Элиот

Томас Стернз Элиот (1888-1965) в 1948 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Влияние его творчества ощутимо до сих пор: журнал «Тайм» назвал Элиота «поэтом XX века».

«Хуже всего, когда христианство проповедуется не потому, что оно истинно, а потому, что может принести какую-то пользу». (Элиот, «Идея христианского общества» – The Idea of a Christian Society, 1988). «Отстаивая истинность христианства, некоторые делают упор на то, что христианство служит основанием нравственности – хотя начать следовало бы с того, что необходимость христианской морали вытекает из истинности христианства. Такое смещение акцентов очень опасно».


Редьярд Киплинг

Джозеф Редьярд Киплинг (1865-1936) стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1907 г. «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

Киплинг считается лучшим английским писателем в жанре рассказа.

«Non nobis, Domine!
Не нам хвала, Господь!
Тьму нечестивых дней
Очам не побороть.
Наш путь и крив и крут,
Вслепую – каждый шаг,
Лишь Твой всевышний суд
Над нами – зряч и благ.

Но падок рабский ум,
Стыду наперекор.
На Славы праздный шум,
На Злата грязный сор:
Им души предаем
И служим, как богам,
Но втайне сознаем:
Не нам хвала, не нам!

О Движитель всего,
Бог, Судия, Творец!
От блага Своего
Нам удели, Отец!
Но в смуте наших дней
Дай прозревать сердцам:
Non nobis Domine!
– Не нам хвала, не нам!»
(Из ‘Non nobis Domine!’, 1934). (пер. А. Долинина)


Александр Солженицын

Александр Солженицын (р. 1918) в 1970 году был удостоен Нобелевской премии по литературе за «нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». В 1983 году Солженицын был награжден Темплтоновской премией за «прогресс в развитии религии».

«Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра, — Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты». (А.И. Солженицын. Колокол Углича. Рассказы, крохотки, повесть. / Москва, Вагриус, 2004).


Франсуа Мориак

Франсуа Мориак (1885-1970) стал лауреатом Нобелевской премии в 1952 году «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».

В книге «Скорбь и радость христианской жизни» Франсуа Мориак писал: «Теперь, на закате жизни, я знаю ответ. Только Иисус Христос может облегчить вечную скорбь, живущую в каждом из нас. Эта скорбь неотъемлема от нашего бытия, сопровождая нас с самого детства до могилы. Мучительное одиночество, ускользающие тени тех, кого мы любим и кто покидает нас в ужасной мистерии смерти, тайная и неутолимая жажда бесконечного ублажения своего «я».  Наши сердца полны незримых идолов до тех пор пока мы, распростершись на кресте со Христом, не перестанем питать себя и свои желания и не отдадим себя полностью бедным, нищим, телу Христову, страдающему по всему миру». (Mauriac 1964, Notre Dame).


Герман Гессе

Герман Гессе (1877-1962) в 1946 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

В разговоре с другом, Мигелем Серрано, Гессе так говорил о своем понимании Бога: «Ты должен позволить себе быть унесенным прочь, подобно облакам на небе. Ты не должен сопротивляться. Бог присутствует в твоей судьбе настолько же, насколько Он есть и в этих горах, и в этом озере. Довольно трудно понять это, потому что человек всё дальше и дальше отдаляется от Природы, а также от себя самого» (1966).


Уинстон Черчилль

Сэр Уинстон Черчилль (1874-1965) в 1953 году был награжден Нобелевской премией по литературе «за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».

В речи «XX век: обещание и исполнение», Бостон («The 20th century – Its Promise and Its Realization» MIT Mid-Century Convocation, 31 марта, 1949), сэр Уинстон Черчилль говорил: «Я обращаюсь не только к тем, кто принял благословения и утешение религиозного откровения, но и к тем, кто предпочитает оставаться наедине с тайнами человеческой судьбы. Огонь христианской этики всё так же горит и служит нашим высшим руководством. Наша первейшая задача – хранить и оберегать этот огонь, поскольку это в наших же интересах – духовных и материальных. Исполнение духовного долга в повседневной жизни совершенно необходимо для нашего выживания. Только если мы будем в совершенстве исполнять этот долг, мы сможем решить для себя проблемы этого мира – и не только этого. Вместе мы сильны. Давайте же идти вперед вместе, исполняя свою миссию и долг, в страхе перед Богом, и более ни перед чем».


Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр (1905-1980) в 1964 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сартр отказался от премии.

Сартр – воинствующий атеист

В лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946) Сартр так описывает свои атеистические и экзистенциальные взгляды: «Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то всё дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, всё дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий. … Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. С другой стороны, если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет оправдания». (Sartre 1957, 22-23; см. также Sartre 1988, 78. Цит. по: Сумерки богов. М.: «Политиздат», 1989. С. 319-344).

Обращение Сартра

Однако к концу жизни во взглядах Сартра произошла неожиданная перемена, и он очень близко подошел к принятию теистических взглядов. Журнал «Нэшнл ревью» (11 июня, 1982) так сообщал об этом: «Всю свою сознательную жизнь философ Жан-Поль Сартр был воинствующим атеистом. Хотя он отвергал марксистский материализм, его политические высказывания часто были неотличимы от сталинизма в самых суровых его проявлениях. Однако в последние месяцы жизни во взглядах философа произошли неожиданные перемены. В 1980 году, на пороге смерти, уже ослепший и беспомощный, но еще в полном сознании, Сартр очень близко подошел к вере в Бога – возможно, даже более, чем близко. Если рассказать эту историю в нескольких словах (и, наверно, с благоговением), то она такова. В последние годы жизни Сартра с ним проводил много времени Пьер Виктор, бывший маоист. В начале весны 1980 г. они опубликовали свои беседы на страницах ультралевого журнала «Нувель обсерватёр». Достаточно привести одно высказывание Сартра, которое в полной мере свидетельствует о глубине его принятия благодати Божьей и о признании тварности человека: «Я не ощущаю себя продуктом случая, песчинкой во вселенной; я чувствую, что был ожидаем, приготовлен, задуман. В общем, такое существо, как я, могло появиться только волей Творца. Говоря о творящей руке, я имею в виду Бога». Любой атеист-экзистенциалист сразу отметит, что этой одной фразой Сартр перечеркивает всю свою философскую систему, все свои убеждения, всю свою жизнь. …Эпилог этой истории гораздо менее нравоучителен. Супруга Сартра, Симона де Бовуар, во время похорон вела себя как убитая горем вдова. Однако в опубликованном позже эссе «Прощальная церемония» (La cérémonie des adieux) она подвергает Сартра злым нападкам. Она пишет, что сначала он противился искушениям Виктора, но потом сдался. «Как еще объяснить то, что старик переметнулся на вражескую сторону?» – задает она нелепый вопрос. И добавляет: «Все мои друзья, все последователи Сартра и редакторская коллегия «Летам модерн» разделяли ужас, который я испытывала». Обращение Сартра – и ужас мадам Бовуар. Чаша весов явно перевешивает в сторону слепого старика, который, тем не менее, увидел гораздо больше». (National Review, NY, 11 июня 1982, p. 677, статья Томаса Молнара – профессора французской и мировой литературы в Бруклинском колледже).


Зигрид Унсет

Зигрид Унсет (1882-1949) в 1928 г. была награждена Нобелевской премией по литературе «главным образом за запоминающееся описание скандинавского средневековья». Денежную премию Унсет передала на благотворительность.

В знаменитой статье «Миссионерство в католической церкви» (28 февраля, 1927) Зигрид Унсет писала: «В католической церкви не может быть места разным толкованиям сущности Бога, божественной и человеческой природы Иисуса Христа или материнства Девы Марии. Ибо Сам Христос есть путь в Царство Божье и Его крестная смерть есть тайна, открывающая потомкам Адама вход в Царство. Его кровь истинно очищает грешника от всякого греха, и Его тело – истинно пища, дающая жизнь верующим».


Рабиндранат Тагор

Сэр Рабиндранат Тагор (1861-1941) стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1913 году «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада».

 

«В едином приветствии Тебе, Боже мой, пусть раскроются все мои чувства и коснутся этого мира у ног Твоих. Подобно дождевому июльскому облаку, низко повисшему со своей ношей непролитых ливней, да преклонится вся душа моя у двери Твоей, в едином приветствии Тебе. Да сольют мои песни все созвучия в единый поток и потекут в море безмолвия в едином приветствии Тебе.

Подобно станице тоскующих по родине журавлей, что день и ночь летят в свои горные гнезда, да устремится вся жизнь моя к своей вечной обители в едином приветствии Тебе».


Рудольф Эйкен

Рудольф Эйкен (1846-1926) был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1908 году «за серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию». Эйкен был философом-идеалистом. Его работы посвящены интерпретации трудов Аристотеля, этике и религии. Эйкен стал основателем этического активизма.

«Христианство – религия искупления, а не закона. Это значит, что достижение главной цели – грядущего мира – зависит не от решимости человека и не от его стараний, а от Божьей благодати, которая встречает и поднимает его. Эта благодать не просто подкрепляет собственные силы человека, а открывает в нем новые источники сил. Отношения с Богом порождают новую жизнь, а сам человек становится новым творением. Человек в нынешнем своем состоянии слишком далеко отошел от благости и в духовном отношении стал слишком слаб для того, чтобы самостоятельно обратиться к Богу. Вся надежда на спасение – только в Боге, и всё, что мы имеем, приходит от Него. Поэтому столпами новой жизни становятся глубокое смирение и радостная благодарность. Но подлинными они могут быть лишь тогда, когда за ними стоит величайший подъем и внутреннее преображение».


Исаак Зингер

Исаак Башевис Зингер (1904-1991) стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1978 году «за эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы».

Из Нобелевской лекции Зингера (8 декабря 1978 года): «Я никогда не соглашусь с тем, что наша вселенная – физическая или химическая случайность, результат слепой эволюции. Хотя я и научился распознавать ложь, банальности и идолов, порождаемых человеческим разумом, я всё равно верен некоторым истинам, которые, мне кажется, рано или поздно признают все. Должен быть какой-то способ, каким человек сможет получить все мыслимые радости, всю силу и всё знание, которые способна дать природа, и при этом служить Богу – Богу, Который говорит делами, а не словами, и Чей словарь – это космос».

 

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!