Страна, которой не стало. Воспоминания служителей. Путч. Начало (часть 2)

Мы продолжаем знакомить вас с воспоминаниями и мнениями разных служителей о том периоде и о жизни верующих в Советском Союзе.

Тимофей Медведев

Международный евангелист и писатель Тимофей Медведев

В августе 1991 года я был лидером молитвенного служения, и с понедельника по пятницу, с девяти утра до двенадцати дня мы молились в арендованном помещении ДК. Так что весь путч мы усиленно ходатайствовали о победе Господа и провозглашали Его Царство и Его волю.

Тимофей Медведев, фото с сайта timofey.world

В те дни не было учений о политическом христианстве, поэтому у христиан даже не возникало мысли, чтобы вместо молитвы пойти на демонстрацию.

Сегодня я по-прежнему уверен, что усиленная молитва намного эффективней усиленных заявлений на публике. Возможно, когда на одного христианина-политика будет сто тысяч христиан-молитвенников, тогда будет толк от христианской политики.

Свобода, которая пришла для верующих в наших странах, была оплачена кровью, верой и молитвами наших отцов и многих народов!

Сергей Балюк

Епископ Христианской Евангельской Церкви Живого Бога Украины Сергей Балюк

Я очень рад, что 25 лет назад «империя зла», как называли Советский Союз, развалилась и можно сказать, что без содействия рук человеческих. Я родился и вырос в СССР и никогда не мог подумать, что такое сильное, милитаризованное, централизованное и тоталитарное атеистическое государство может распасться таким образом. СССР был грозой для многих стран мира, и мы, верующие, молились, чтобы Бог дал свободу. И Бог смилостивился и дал независимость тем странам, которые входили в Союз.

После падения коммунизма, после падения Союза, Бог дал большой национальный и духовный подъем в странах Восточной Европы в меньших масштабах, и в странах бывшего СССР в больших, в частности и в Украине.

И я благодарю Бога, что Он сделал это, и что теперь народы и народности, которые создал Бог, могут самостоятельно развиваться. И мое желание, чтобы все народы познавали Бога, служили Богу, искали Его и жили для Него. Потому что никакая независимость не имеет ценности и веса без Бога, только с принципами Божьего царства нации, народы и страны могут достигнуть хороших результатов.

Роман Лункин

Роман Лункин, глава Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, главред портала Религия и право

Для всех верующих и церковных объединений распад Советского Союза был величайшим благом. Это было освобождение от абсурдного бесчеловечного режима, который провозглашал безбожие одним из своих высших достижений.

В 1980-е годы накал антирелигиозной борьбы уже стал спадать, все реже сажали верующих в тюрьмы, во многих регионах церкви развивались, несмотря на существующие запреты. Новые протестантские церкви и движения возникали в Эстонии, Украине, Белоруссии. Однако все еще помнили бессмысленную кровожадность сталинских репрессий, хрущевских гонений, брежневских разгонов молитвенных собраний, запретов проповеди, работы с молодежью и детьми и т.д. На излете советской эпохи многие верующие и их лидеры разочаровались в своей стране.

Надо признать, что постепенный распад СССР вдохновил членов протестантских церквей не только на создание новых церквей в России и других республиках, но и на эмиграцию. Верующие старых церквей знают, что в 1980-е и 1990-е годы эмиграция из России была, действительно, массовой. Часть лидеров и их детей продолжала уезжать или как-то обосновываться за рубежом (США, Израиль, Германия) и в 2000-е годы.

На фоне неверия в свою страну и ее будущее после распада СССР протестантизм все равно укрепился в России. Из всех религиозных движений, кроме православия, баптисты, пятидесятники, адвентисты в наибольшей степени воспользовались последствиями падения коммунистического режима. Это открытость границ, свобода слова, интерес к западному образу жизни и, конечно, интерес к религии, к вере, к настоящей богослужебной и молитвенной жизни.

Безусловно, в 1990-е годы взрывное развитие протестантизма стало стремлением быть причастными к западной культуре, в том числе поп-культуре, к нормальной цивилизованной честной жизни. Нынешний патриотизм в российских или украинских церквях, евангельское почвенничество, все равно основаны на демократических принципах.

Однако вызовы, порожденные распадом СССР, были и остаются намного более серьезными — строительство честной и свободной страны, общества, более или менее прозрачной и честной системы власти, церквей, которые не стыдятся заявлять о себе, не скрываются, не боятся каждый раз, что их обзовут сектантами, возмутятся глубокой религиозностью. Ни одна церковь с этими задачами не справилась. Потому что сама страна еще не справилась с ними.

Все статьи по теме «Страна, которой не стало» >>

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!