Страна, которой не стало. Геня Самборская о жизни верующих-католиков в СССР

Воспоминаниями о жизни верующих-католиков в СССР поделилась Геня Самборская — счастливая жена, мать четырех детей, Председатель Всеукраинского благотворительного фонда «За достоинство человека» и обладатель многих международных и украинских наград.

Геня занесена в книгу «Новейшая история Украины. Портреты современниц», 2004 г. А ее семья награждена почетным званием «Семья года» 2008 г. и занесена в книгу «Семья — золотой фонд Киева».

О сложностях, о давлении властей, о том как верующие все равно находили возможность служить Богу

Я родилась в многодетной католической семье, детство и юность прошли во времена коммунистического режима. Хорошо помню преследования за веру, но, несмотря на преграды советского времени, родители пытались передать своим детям, а нас в семье было четверо, христианскую веру.

Сейчас мы с мужем живем в Киеве, в районе Святошино, недалеко от Храма Воздвижения Святого Креста в Киеве. Получали квартиру именно в этом районе, потому что в советское время это было единственное место, где могли собираться для молитвы католики. Для нас это было очень важно.

Мои первые отрывочные воспоминания, связанные с теперешним Храмом Воздвижения Святого Креста начинаются с того, как наши родители собирали средства, чтобы приобрести дом, который станет часовней, местом собрания и молитвы католиков. На большие праздники (Пасха, Рождество) мы пытались поехать в Житомир, где была действующая церковь.

Помню, как дома взрослые обсуждали шепотом, к кому еще можно обратиться и сколько еще необходимо собрать, чтобы получить нужную сумму. Я удивлялась тому, что некоторые сдавали по 10 рублей (в то время это были немалые средства).

Приобретя частный дом, киевские католики начали по воскресеньям собираться на молитву по ул. Шепетовской, что на окраине Киева. Мама пела в хоре, а мы дети послушно повторяли молитвы на латыни, которые мало понимали.

Была долгая переписка с властями, поездки группы людей в Москву с просьбами разрешить раз в месяц приезжать священнику из Одессы отцу Тадеушу Хоппе. Детям не разрешали принимать участие в торжественных шествиях, которые проходили на большие Праздники (а проверки проводились органами КГБ), поэтому мы, будучи девочками-подростками, старательно рисовали глаза, красили губы, надевали обувь на каблуках, чтобы выглядеть взрослее.


В 1979 году в Киев с группой друзей-поляков как турист приехал священник отец Феликс Фолиевський из Варшавы. У группы была информация, что в Киеве есть часовня, они нашли это место и пришли в воскресенье. Отец Феликс был шокирован, когда увидел, что на алтаре лежит только одежда священника, а люди сами молятся. Он готов был отслужить Литургию, но прихожане, ему не позволили, осознавая, что это приведет к его тюремному заключению.

Храм Воздвижения Святого Креста, Киев

Были люди, которые, доносили властям обо всем, что происходило в приходе.

Священник стоял за спинами людей и плакал, а потом служил у кого-то дома при плотно закрытых окнах и для ограниченного количества лиц, чтобы информация не дошла до властей. Когда нелегально приезжали другие священники, точно также Святую Мессу служили в частных помещениях, там же исповедовали, крестили, венчали. Остерегались милиции, соседей, поэтому придумывали, что празднуем какой-то юбилей и у нас гости.


В школе не говорили, что мы католики, но помню, как однажды младшая сестренка, третьеклассница, на вопрос учительницы после Пасхи «Кто из детей был в Церкви?», подняла руку. Несмотря на то, что она была отличница, ее подняли перед всем классом и пристыдили. Из школы она вернулась в истерике, не понимая, что плохого сделала.


Ситуация в приходе менялась в зависимости от событий в государстве. Приезд иностранных спортсменов на Олимпиаду-80 и проведение части соревнований в Киеве стало поводом к тому, что священник отец Ян Крапанс из Хмельника начал с разрешения властей приезжать чаще, но с правом пребывания 2-3 дня. Однажды священник остался дольше, о чем сразу стало известно органам. Приехали представители с проверкой. Мой отчим, который выполнял ремонтные работы во дворе, успел спрятать священника в туалете на улице и забил туалет досками. Агенты везде рыскали, заглядывали в сарай, гараж, подсобные помещения. Остановились возле туалета, отчим сказал, что там яма переполнена фекалиями, поэтому двери забиты.


После Чернобыльской катастрофы нам дали священника уже постоянного и разрешили ежедневно справлять Божью службу. Как потом выяснилось, властям было важно не допустить выезда людей из столицы. И таким образом тоже пытались сдержать людей в городе.


Не решились власти отказать приезду в Киев и визиту в Храм Матери Терезе, которая была лауреатом Нобелевской Премии Мира. Тогда впервые маленький, скромный, единственный в то время в столице католический храм должны были официально посетить представители власти. Мы были свидетелями, как срочно асфальтировали улицу, соответствующие службы наводили порядок в окрестностях, поскольку должны были приехать дипломатические сопровождающие.


В 1987 году мы с мужем тайно венчались в храме, поскольку разглашение этого могло навредить нам обоим на работе. Затем, также не афишируя, мы крестили своих детей. Уже был негативный опыт у друзей, которые крестили ребенка во Владимирском Соборе, а через месяц отца вызвали в партийный комитет организации и у него были большие неприятности. В нашей Церкви священник вел подпольные регистрационные журналы, не подотчетные власти. За мной и моим мужем тоже внимательно наблюдали партийные и комсомольские лидеры, уверена, что сигналы им поступали, но повода в чем-либо нас обвинить они не находили. Мы были ответственными, образцовыми работниками, у нас были знаки отличия и награды типа «Лучший по профессии» и т.д.


С моим мужем Павлом несколько раз встречался представитель КГБ (муж до сих пор помнит его фамилию), запугивал, угрожал все рассказать руководству Киевгорстроя, где человек работал ведущим инженером, пытался завербовать, чтобы иметь еще одного «своего агента» среди католиков. Удалось выстоять. Смерть партийных руководителей Союза вносила свои коррективы в действие агентуры тоже.

Спасибо нашим родителям, которые смогли пронести, сохранить и передать нам веру в Бога.

Все статьи по теме «Страна, которой не стало» >>

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!