Происходящие чудеса всегда переживут любые аргументы против них

Исследователь Нового Завета Крейг Кинер исследует современные рассказы о “знамениях и чудесах”, предполагая, что многие основания для скептицизма устарели.

В залах академии, так же как и на улице, нет более противоречивого аспекта Библии, чем её рассказы о чудесах. Скептицизм по поводу сверхъестественного вмешательства в человеческие дела, уходящий корнями в эпоху Просвещения, особенно в труды философа Дэвида Юма, стал господствующим в современном сознании. В то же время, однако, появляется всё больше документальных свидетельств, а также убедительных историй заслуживающих доверия свидетелей о происходящих чудесах.

Десять лет назад выдающийся исследователь Нового Завета Крейг Кинер собрал большую коллекцию этих свидетельств в своём двухтомном труде «Чудеса: достоверность повествований Нового Завета«, и он возвращается к этой теме в своей последней публикации «Чудеса сегодня: сверхъестественная работа Бога в современном мире«. Независимый писатель и редактор Бюллетеня Worldview Кристофер Риз поговорил с Кинером о причинах широко распространенного скептицизма в отношении чудес и о некоторых удивительных историях, рассказанных в его новой книге.

В 2011 году вы написали двухтомную книгу о чудесах, тему, к которой вы возвращаетесь в этой текущей книге. Почему для вас это была важная тема?

Моя обычная работа — изучение Нового Завета, и одним из моих интересов является изучение истории Иисуса и Его первых последователей. Иногда критики отвергают рассказы о чудесах в Евангелиях и Деяниях просто потому, что в них рассказывается о чудесах. (Они часто делают исключения для потенциально психосоматических методов лечения, но обычно не для мгновенного исцеления слепоты, воскрешения из мёртвых или успокоения штормов). Идея состоит в том, что такие сообщения должны быть легендами, которые на самом деле не могли иметь очевидцев.

Тем не менее, я всегда находил такой подход проблематичным, поскольку я знаю о многих подобных сообщениях очевидцев в своём кругу и сам был свидетелем некоторых подобных событий. В своей двухтомной книге я стремился бросить вызов предубеждению против заявлений очевидцев о чудесных событиях такого рода.

К сожалению, эта книга состоит из 1100 страниц, поэтому у большинства людей никогда не было времени её прочитать. По этой причине мне показалось важным вернуться к этой теме в гораздо более короткой и читаемой книге. Чтобы сделать её более доступной, я сжал философский и другой материал и разработал конкретные описания (которые я старался делать короткими, как и многие описания Нового Завета!). Среди них я особенно отдавал предпочтение тем, у кого было несколько свидетелей, с особой признательностью за то, что свидетелями были врачи.

Каково ваше определение чуда?

Общепринятого определения не существует (наш термин не совсем соответствует библейской терминологии), но, вероятно, наиболее полезным из них, имеющим обильное историческое обоснование, является “особое божественное действие”, хотя это определение может потребовать ещё некоторого определения.

Верующие признают Божью деятельность во всём творении; существование, жизнь и ДНК — всё это более масштабные проявления божественного действия, чем большинство описаний чудес, о которых я сообщаю. Они настолько распространены и происходят с такой регулярностью, что люди считают их “обычными”. Однако в Библии Бог также действует особыми или “экстраординарными” способами в истории и жизни людей, чтобы раскрыть Себя и привлечь внимание людей.

Возможно, мы не всегда сможем чётко определить границы между “общим” и “особым” божественным действием, поскольку даже в особых событиях (таких как расступление моря в Исходе) Бог может использовать обычные причины необычными способами. (В Исходе говорится, что Бог разделил море сильным ветром). Но многие события настолько экстраординарны, что практически любой наблюдатель счёл бы их “особенными” или “экстраординарными”. Когда Бог использует такие события, чтобы привлечь внимание к Своему посланию, мы обычно называем их чудесами.

Как вы думаете, почему современные западные люди так скептически относятся к тому, что чудеса случаются или даже возможны?

Корни уходят в радикальное Просвещение, но эта идея была особенно популяризирована эссе Дэвида Хьюма «Против чудес», которое взяло верх над некоторыми деистическими аргументами того времени. Многие люди сегодня принимают как должное опубликованные им предположения, не всегда осознавая исторический источник своих предположений.

Эссе Юма состоит из двух частей. В первом, согласно тому, что я считаю наиболее простым прочтением, он определяет чудеса как нарушения естественного закона. Он также определяет естественный закон как нечто такое, что не может быть нарушено. Поэтому сами его определения эффективно определяют чудеса вне существования. Его идея естественного права заимствована у Исаака Ньютона и ранних сторонников ньютоновской науки. Они, однако, верили не только в то, что Бог установил законы природы, но и в то, что Он превзошёл их и мог действовать в природе так, как Ему заблагорассудится.

Вторая половина эссе Юма, по сути, утверждает, что единый человеческий опыт должен предрасполагать нас сомневаться во всех утверждениях о чудесах. Однако этот аргумент ставит вопрос о том, насколько однороден человеческий опыт. Даже в своё время Хьюм цитирует документально подтверждённое исцеление племянницы Блеза Паскаля в присутствии многих свидетелей. Как он на это реагирует? По сути, он просто замечает, что это невероятно, и движется дальше.

Доступ Юма к знаниям о человеческом опыте был гораздо более ограниченным — хотя иногда и самоограниченным — чем то, что мы имеем сегодня. Я не думаю, что даже Юм попытался бы аргументировать свою точку зрения, основываясь на современном человеческом опыте. Pew и другие опросы показывают, что сотни миллионов людей в современном мире утверждают, что были свидетелями чудес. Другие источники указывают на то, что миллионы людей обратились с большими социальными издержками из разных традиций предков, потому что они верили, что стали свидетелями или испытали необычайные чудеса, выходящие за рамки их местных традиций исцеления, во имя Иисуса.

Как библеисты в основной академии склонны относиться к рассказам о чудесах в Новом Завете?

Что касается веры в реальные чудеса, то это зависит от учёного. Учёные-библеисты сегодня охватывают широкий спектр богословских и философских убеждений, и их личный подход к реальности особого божественного действия варьируется не меньше. Поскольку “божественное действие” считается теологическим или философским утверждением, наши вежливые обсуждения истории Нового Завета часто оставляют это за скобками.

Но вопрос о божественном действии отличается от исторического вопроса о древнем опыте и интерпретации. Многие ведущие учёные признают основу исторической традиции во многих рассказах о чудесах Нового Завета. Фактически, подавляющее большинство исследователей Нового Завета, независимо от их личных богословских убеждений, утверждают, что современники воспринимали Иисуса как целителя и экзорциста.

Исцеляющая деятельность Иисуса проявляется во всех слоях евангельской традиции, признаётся Его древними недоброжелателями, подтверждается еврейским историком первого века Иосифом Флавием и согласуется с сообщениями о деятельности Его последователей в Деяниях и в течение следующих нескольких столетий. Павел говорит о знамениях и чудесах, сопровождавших его везде, где он открывал новые земли для Царства (Рим. 15:19), и обращается к свидетельству очевидцев о них своей собственной аудитории (2 Кор. 12:12). По всем критериям исторического исследования Иисус предстается как целитель и экзорцист. Приписывают ли учёные это только чему-то вроде психосоматических переживаний или готовы ли они рассматривать особую божественную деятельность, зависит от конкретных учёных и их подхода.

Вы упомянули, что стали свидетелями чуда из первых рук. Можете ли вы поделиться подробностями?

Я лично был свидетелем некоторых событий, которые, я думаю, большинство людей сочли бы чудесными. Когда я был молодым христианином, помогавшим изучать Библию в доме престарелых, одна женщина, прикованная к инвалидной коляске, каждую неделю жаловалась, что не может ходить. Однажды руководитель по изучению Библии, кто-то из Теологической семинарии Фуллера, взял её за руку и приказал ей во имя Иисуса встать и идти. К её и моему удивлению, он повёл её по комнате. С тех пор она с радостью ходила на изучение Библии.

Когда я был новым профессором семинарии, служение кампуса запланировало проведение разъяснительной работы в прилегающем студенческом городке. Однако в назначенный день шёл проливной дождь, и в прогнозе говорилось, что дождь будет лить весь день. Студент-второкурсник, изучающий биологию, повёл нас молиться о том, чтобы дождь прекратился, и сразу после того, как мы сказали “Аминь”, он прекратился. Затем на весь остаток дня выглянуло солнце.

Так что у меня есть такие случаи. Но они бледнеют по сравнению со многими другими описаниями в книге, особенно в главах, посвящённых медицинской документации, мгновенному исцелению слепоты, воскрешению из мёртвых и так далее.

Вы рассказываете в книге о многих современных чудесах. Какой из них кажется вам наиболее примечательным?

Это всегда трудный вопрос для меня, потому что есть так много замечательных вещей по-разному. Одна из первых в книге — история молодой женщины на смертном одре, почти полностью парализованной рассеянным склерозом. Она услышала голос Иисуса, призывающий её встать и идти, и мгновенно исцелилась так основательно, что ей даже не пришлось бороться с атрофированными мышцами. Все три её врача подтвердили этот отчёт в письменной форме, поставив на карту свою собственную репутацию. Она прожила ещё 40 лет без рецидивов, лишь недавно скончавшись от COVID-19, к большому сожалению тех из нас, кто её знал.

Другая история — о женщине, слепой в течение 12 лет, мгновенно исцелившейся во время молитвы, полностью задокументированный случай, который теперь описан в медицинском журнале. Есть и другие, настолько замечательные, что я поначалу не решался включить их в книгу, чтобы кто-нибудь, не склонный им верить, не стал бы сбрасывать со счетов все остальные.

Один случай, которым я почти всегда делюсь, — это тот, который несколько лет назад начал менять мою собственную точку зрения. Медицинской документации нет, потому что это произошло в месте, где не было врачей, и, вероятно, отчасти поэтому требовалось чудо. Я слышал эту историю и раньше, но подробности узнал, когда брал интервью у Антуанетты Маломбе в Конго. Двухлетняя дочь Маломбе, Тереза, закричала, что её укусила змея; Маломбе обнаружила, что та перестала дышать, и она около трех часов бежала с ребёнком на спине туда, где друг семьи совершал служение. Он помолился, и Тереза снова начала дышать; на следующий день с ней всё было в порядке. Несмотря на то, что непоправимое повреждение головного мозга начинается всего через шесть минут без кислорода, у Терезы не было повреждений головного мозга; позже она получила степень магистра и совсем недавно ушла из служения.

Это далеко не самый драматичный случай, но он привлёк моё внимание, потому что Антуанетта Маломбе была моей свекровью, а Тереза — моей невесткой. Не стоит сомневаться в своей свекрови, но мы подтвердили эту историю у друга семьи, который молился за неё.

Большинство чудес, о которых вы рассказываете в книге, — это исцеления различного рода. Заметили ли вы какую-либо закономерность относительно того, почему исцеление происходит или не происходит?

С точки зрения закономерностей, большинство исцелений и других чудес, описанных в книге, происходят в контексте людей, молящихся о том, чтобы они произошли. Никого не должно удивлять, что они чаще случаются среди людей, которые достаточно доверяют Богу, чтобы просить, признавая, что Он способен действовать. Кроме того, наиболее драматические чудеса чаще всего (хотя и не исключительно) происходят на переднем крае евангелизации неевангелизированных районов, в обстановке, аналогичной той, что описана в Евангелиях и Деяниях. Они также случаются там, где они больше всего нужны — не для того, чтобы развлечь нас, и не для того, чтобы заставить нас пренебрегать другими ресурсами, предоставленными Богом, а из-за сострадания Господа к нашей нужде.

Как и в Евангелиях, исцеление также часто следует за стойкой или отчаянной верой. Но также, как и в Евангелиях, первоначальная или углубленная вера иногда следует за особым божественным действием Бога. И сегодня есть случаи, когда люди должны проявить свою великую веру, доверяя Богу, несмотря на то, что они не испытали исцеления сразу или даже вообще в этой жизни. Действительно, Божья сила проявляется особенно в слабости — наиболее заметно в том, что какое-то время казалось триумфом зла на кресте Иисуса. Некоторые из людей, которые были свидетелями большинства чудес, молились за них в течение нескольких месяцев или лет, прежде чем они начали их видеть — возможно, чтобы они научились стойкой вере или, возможно, чтобы они поняли, что это Божья благодать, а не то, кто мы есть, заставляет их происходить.

Но эти наблюдения не являются моделью для прогнозирования в данном случае. Бог остается суверенным. Когда мой друг Лео Бава проводил исследование в нигерийской деревне, люди там попросили его помолиться за их мёртвого ребёнка; после пары часов молитвы он вернул ребёнка родителям живым. Но в другой раз, когда Лео молился за кого-то, кто умер, и это был его лучший друг, и этот друг остался мёртвым.

Когда кардиолог Чонси Крэндалл помолился за Джеффа Маркина и потряс его, когда тот лежал неподвижно в течение 40 минут, Маркин был восстановлен. Но когда собственный сын Крэндалла Чад ранее умер от лейкемии, Крэндаллу пришлось решить, что он будет верить в Бога, несмотря ни на что.

Величайших героев веры 19-го века, таких как Хадсон Тейлор, больше нет с нами; болезни и смерть остаются. У нас с женой было много выкидышей. До нашего брака она провела 18 месяцев в качестве беженки. Бог был добр к нам, но мы также остро осознаем реальность страданий в этом мире, и страдания будут продолжаться до возвращения Христа, чтобы исправить весь мир. Чудеса привлекают наше внимание, но они не являются панацеей от всех мировых проблем.

Скептики часто настаивают на том, что если бы они сами могли стать свидетелями чуда, то приняли бы религиозную веру. Так ли обычно реагировали скептики, лично участвовавшие в историях, которые вы цитируете, — принимая веру?

Это происходит по всем направлениям. Когда я был атеистом несколько десятилетий назад, свидетельство чуда, вероятно, не обратило бы меня мгновенно, но это наверняка привлекло бы моё внимание и превратило бы меня в исследователя. Некоторые люди из книги были обращены, став свидетелями чудес, таких как исцеление от паралича или воскрешение их ребёнка через много часов после того, как он был объявлен мёртвым. Некоторые дружелюбные скептики, которые не были обращены своими “аномальными переживаниями”, признали, что это сделало их более открытыми в отношении возможностей. Но у меня также есть пара друзей-скептиков, которые сказали мне, что они не поверили бы, даже если бы кто-то воскрес из мёртвых у них на глазах.

Этот спектр в значительной степени соответствует тому, что мы видим в Библии. Когда Иисус воскресил Лазаря, некоторые люди поверили, но другие побежали и предупредили врагов Иисуса о том, что только что произошло. Враги Иисуса уже приняли решение не верить Ему. Несмотря на то, что израильтяне увидели столп огненный и море расступилось перед ними, армия фараона преследовала их до самого моря. Фараон всё ещё ожидал, что его собственные боги будут сильнее Бога Израиля. Мы могли бы сказать, что у него и Моисея были разные богословские предпосылки.

Хотя в Евангелии от Иоанна сообщается, что Фома увидел воскресшего Господа, далее в нём объясняется, что оно предлагает свидетельство ради тех, кто не смог Его увидеть (Иоанна 20:28-31). Бог уже предоставил доказательства, и Иисус предупреждает, что те, кто сопротивляется вере, не будут обращены, даже если кто-то вернётся к ним из мёртвых (Луки 16:31). Тем не менее, для тех, кто непредубеждён, чудеса могут привлечь их внимание.

Не все испытывают физическое исцеление в этой жизни, но когда Бог творит какое-либо чудо, это дар каждому из нас. Это потому, что для нас это подтверждение Божьего обетования о новом мире — о дне, когда Он вытрет наши слёзы и когда смерти и страданий больше не будет. До тех пор, как люди Его Царства, мы продолжаем работать на благо здоровья и безопасности людей всеми доступными нам способами: с помощью лекарств, продуктов питания, а иногда и с помощью молитв о чудесах, которые Бог слышит и на которые отвечает.

Крэйг Кинер hristianitytoday.com, перевод сайт «Излияние.Ru» 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!