Профессиональное христианское образование: стоит ли тратить время и деньги

Служитель, бизнесмен, музыкант Виктор Кувичинский опубликовал статью «Что такое хорошо и как с этим бороться?», в которой высказал критическую точку зрения о профессиональном христианском образовании: «Мне доводилось общаться с братьями, получающими подобное образование, и не стану скрывать, что многие делились своей болью. Их ожидания духовного роста не воплотились. Соучастие в «препарировании» Бога убивало их веру и любовь. Накачиваясь знаниями, конечно же, конфессионально предвзято толкуемыми, они мельчали душой, культивировали в себе непримиримость позиции, и богословскую самоуверенность».

Основной недостаток христианского образования, по мнению автора, конфессиональная предрасположенность, что оказывает негативное влияние на духовное развитие студента: «Человек, осознавший пагубность влияния подобного образования, будет ещё долгие годы в раскаянии вытравливать из себя религиозных тараканов, и не факт, что справится со всеми».

Автор колонки подытожил: «Потому все деноминационные учебные заведения априори не имеют апостольской аккредитации и действуют по самоуправству, в фундаментальном противлении очевидной истине, что Церковь Христова Едина и неделима».

Мы решили разобраться, стоит ли тратить время и деньги на получение профессионального христианского образования и задали вопросы служителям, которые связаны с обучением христиан.

Есть ли нужда в профессиональном христианском образовании сегодня?

Александр Василевский, Академический декан программы бакалавриата в Международном Университете «Видение» в Восточной Европе, Украина:

Нужда в профессиональном христианском образовании огромна. Сегодня, несмотря на обилие духовной литературы интернета и телевидения, христианство как никогда безграмотно. Современные христиане зачастую не способны справиться с обилием информации и занимают более пассивно-пользовательскую позицию. Результатом является отсутствие стойкого к испытаниям христианского мировоззрения. Кроме того, у нас пока отсутствует культура образования. Если в других странах ученик учится, чтобы знать, то у нас, преимущественно, чтобы сдать. Как следствие, желание получать систематическое библейское образование неуклонно падает. А именно система дает результат. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).

Виктор Коструб, бизнесмен, телеведущий, преподаватель, США:

Безусловно, потребность в профессиональном христианском образовании есть — и на данный момент она достаточно острая.  В настоящее время, когда идёт борьба на рынке трудоустройства, нужно быть конкурентоспособными.  Поэтому один из стихов Библии стал своеобразным девизом всей моей жизни: «Если топор тупой, и лезвие его не отточено, тогда нужно будет прилагать большое усилие, а мудрость бы все предусмотрела» (Еккл.10:10).

Другими словами, говорит мудрый Соломон, ты можешь прилагать массу усилий, стирать мозоли до крови, а результат при этом будет смешным и для того, чтобы повысить уровень эффективности, остановись прежде и отточи лезвие.  При остром лезвии за 4 часа ты сможешь сделать значительно больше, чем за целую неделю упорного, но неоптимизированного труда — и я убедился в этом на собственном опыте. Возникает логичный вопрос: «Как же отточить лезвие?» Я убежден, что сделать это возможно только благодаря обретённым откровениям.  А откровения, в свою очередь, приобретаются в знаниях.

Владимир Гарбар, епископ, ректор Европейской теологической академии, Германия:

Думаю, что после слов Христа «идите и сделайте народы Моими учениками», у нас ученичество должно быть смыслом нашей христианской жизни. Учиться и учить, быть учеником и иметь учеников — это конструкция церковного служения. По времени многим из нас уже давно нужно было иметь учеников, но мы продолжаем оставаться на начальном уровне. Думаю, что вопрос христианского образования у нас в катастрофическом пренебрежении. Мы понимаем, что во многих сферах нашей жизни нужны профессионалы, но когда вопрос заходит о церковной жизни то у нас какой-то любительский или потребительский уровень.

Дмитрий Силюк, Магистр богословия (M.Div.; M.A.T.S.), США:

Это вопрос, на который любой мудрый и дальновидный христианин, немножечко смущенно, ответит: конечно же есть нужда! Огромная нужда! А почему немножечко смущенно? Да потому что в то время как мусульмане, православные, свидетели Иеговы, мормоны и другие вкладывают сотни миллионов долларов в образование, так как осознают силу, которая стоит за образованием, некоторые из наших современных протестантов задаются вопросом «а зачэм эта…, так нэ было…»? Обидно за своих, что всё так нелепо получается, мол хирурги, преподаватели в ВУЗах, генералы, космонавты — все должны быть образованными и эрудированными специалистами, а христианские лидеры… Этого как-раз хотели и достигли коммунисты в бывшем Советском Союзе, не допуская верующим учиться в институтах… поэтому всё еще и есть те, кто на столько недальновиден, и на столько не сведущ в важности и влиянии христианского образования на будущее, что задаются такие вопросы. Уверен, что те же самые люди задаются вопросом – почему это сегодня мусульмане, православные и другие так быстро расширяются и так сильно влияют? Да — власть, да – деньги, да – многое другое, но без многочисленных и сильных учебных заведений, этого они бы сделать не смогли, и они это прекрасно понимают. Не на голом энтузиазме или возможности заработка открывались тысячи православных церквей в СНГ. Они и прямо сейчас продолжают это делать, пока мы находимся в наивных рассуждениях. Тот же атеизм почему назвали научным? Там же науки не больше, чем в теориях о Разумном Сотворении! А потому что они понимали важность дополнения теории/учения/веры (чем и является атеизм) научными подтверждениями, образованными проповедниками, эрудированными и творческими лидерами. Эффективность деятельности любого человека, и особенно лидера, всегда увеличивается с получением образования.

Когда лучше начинать?

Александр Василевский:

Начинать нужно чем раньше, тем лучше. Если это библейская школа, то лет с 12-14, колледж или семинария — 16-17.

Владимир Гарбар:

Начиная с воскресной школы нам нужно формировать из детей христиан образованных и готовых учить других.

Виктор Коструб:

Запустить этот важный процесс следует как можно скорее, потому как утраченное время не удастся компенсировать ничем. Когда Бог открывает перед человеком дверь — нужно действовать!

Дмитрий Силюк:

Начинать нужно с обучения молодежи, готовящейся вступать в семейные отношения, чтобы они в правильном физическом, душевном и духовном состоянии зачинали деток, правильно воспитывали ребенка во время беременности и особенно в первые года жизни, так как именно до 5 лет в ребенке формируется матрица/основа мировосприятия, которую позже можно только корректировать, но не менять. И далее,  всю жизнь ребенка готовить к тому, что у твоего ребенка особое призвание от Бога и это прекрасно, даже если ребенок еще не знает своего призвания! После окончания школы нужно позаботиться о том, чтобы у вашего сына или дочери появилась возможность учиться в христианском учебном заведении, если ребенок чувствует в своей жизни призвание быть служителем Божиим. Вложенные финансы и усилия — это ваш вклад в распространение Царства Божьего по всей земле. А что делать тем, кто уже в служении, но не имеет образования? Было бы желание учиться, а возможностей, особенно по интернету, уже очень много. Совсем не обязательно за год проходить четырехлетнюю программу, так как важен сам процесс обучения с постоянным ростом. Когда я учился в семинарии, то вместе с нами учился уважаемый старец, которому было 82 года. Если вам меньше, то никогда не поздно начинать, было бы желание. Не учится только тот, кто не хочет.

Какие возможности открываются перед служителем с профессиональным христианским образованием?

Александр Василевский:

Перспективы, честно говоря, не очень. Во-первых, служение учителя еще не распознано на нашей территории. Их воспринимают как заучек, законников, мешающих двигаться в «свободе». Во-вторых, низкая мотивация христиан к обучению. Главный вопрос: а что я буду с этого иметь? То есть, какая мне с этого выгода? Таким образом, несмотря на большую необходимость в этом служении, служение учителя остается достаточно невостребованным.

Владимир Гарбар:

Если церкви правильно сориентируются в вызовах, которые стоят сегодня перед ними, то необходимость в служителях с образованием будет очень высокой. Я тоже, когда откликнулся на призыв Божий переехать в Германию для служения по пробуждению, представлял это служение в своем свете. Но, когда мы молились после нескольких лет служения здесь, Бог послал нам служителей из Кореи, которым сказал, что мы должны вместе начать теологическую академию. Я вначале не совсем был к этому готов, но понимал, что это ответ на молитвы наши. И сейчас мы имеем группу студентов и видим необходимость в профессиональной подготовке кадров для подготовки дороги к пробуждению.

Виктор Коструб:

Я думаю, что это было бы ошибкой полагать, что диплом, свидетельствующий о высшем образовании будет автоматически открывать перед человеком двери. Возможно, такая схема ранее была жизнеспособной, но сегодня наличие образования (или даже двух) не освобождает человека от ответственности за собственный успех, ведь ценность представляют собой не теоретики, а практики.  Причем, довольно часто случается так, что эти самые практики не всегда имеют профильное образование! И, тем не менее, они очень востребованы.  Отсюда напрашивается один интересный вывод — возможности и успех открываются не человеку с дипломом, а человеку с верой, страстью, видением и целью.

Поэтому образование само по себе не является универсальным ключом, отпирающим двери — оно необходимо для того, чтобы человек смог реализовать свой потенциал в сфере своего призвания, и сделал это максимально эффективно, от всей души и с высоким качеством».

Дмитрий Силюк:

Позвольте аналогичный вопрос – какие возможности открываются перед лекарем/костоправом-самоучкой с получением профессионального медицинского образования? Улыбаемся вместе))) К одному нашему средних лет русскоязычному образованному богослову подошел старенький епископ, не имеющий никакого образования, и спросил как-то «немножечко свысока»: я столько-то лет как служитель, столько-то лет отсидел в тюрьме за слово Божие, и вы думаете, что есть что-то такое, чему вы можете меня научить? Богослов призадумался и мудро ответил: наверное, нет. Старенький служитель ушел довольным, что он всё знает и всё в жизни сделал правильно. Конечно же, старенький епископ, не имея возможности получить образование, делал как мог, как знал, как понимал, как ему это было открыто, и он получит награду за свой труд, и, соответственно, Бог с него не спросит за то, что он МОГ БЫ сделать лучше, ЕСЛИ БЫ имел богословское или хотя бы гуманитарное образование, так как он не имел возможности получить это образование. А вот в отношении нас, имеющих такую возможность, но оправдывающих себя, что мы уже всё знаем, либо убеждаем себя, что знать не обязательно, думаю, что спрос будет, так как могли сделать лучше, имея образование, но не захотели. А какая награда будет за то, что «чуть-чуть хотели, как лучше, а получилось как всегда», знает только Бог.

А если все-таки нужно перечислить возможности, которые открываются:

  • Доверие приходящих. Есть служители, имеющие дары Святого Духа и в их глазах приходящие сразу же видят что-то особенное, святое, от Бога, но таковых служителей очень мало, и обычно это не те, которые так сами о себе думают. И особенно приходящим к молодым служителям, особенно для образованных приходящих, будет большим залогом доверия наличие образования у того, перед кем они будут изливать свою душу и спрашивать жизненные советы. Профессор философии придя к служителю может принять «святые изречения», личный опыт служителя, но только ради уважения будет делать вид, что внимательно слушает человека, который сам не сильно понимает, о чем он говорит, а высокообразованные люди, поверьте, в этом разбираются.
  • Христианское образование поможет служителю легче разобраться в выслушиваемых проблемах, так как служитель уже изучил возможные причины большинства проблем и способы решения этих проблем. Служителю не нужно «создавать велосипед» или на собственных ошибках учиться правильным советам, тем более что сломанные по ошибке души на много тяжелее залечиваются, чем сломанный по ошибке велосипед.
  • Христианское образование помогает избегать ошибок, которые делали служители в прошлом. Знающий откуда приходит беда, может своевременно уберечься, и не повторить аналогичные ошибки.
  • Христианское образование расширяет кругозор знания не только в Богословии, но и в других областях и сферах науки, мировоззрений и жизненных ситуаций. Это помогает избегать так называемого «сектантского мышления», мол, «только мы впятером спасемся» (галстуки, помады…). Образованные знают, что через двадцать лет дети этих «пятерых» уже будут жить по-другому и что в этом нет ничего грешного, если они не делают того, что Библия непосредственно называет грехом.
  • Христианское образование позволяет быстрее выявлять ереси, заблуждения, и дает необходимые инструменты для борьбы.
  • Христианское образование позволяет нести весть Евангелия на достойном высоком интеллектуальном уровне. Придя в Ефес апостол Павел с философами не начал «балакаць па мужыцки», а сказал речь, достойную быть примером в учебник по риторике. Смог бы рыбак Петр своей речью хотя бы привлечь внимание философов? Только если реальным сверхъестественным чудом. А если чуда нет?.. Кто тогда пойдет к философам, интеллектуалам, ученым, академикам? Епископам известны случаи, как таким людям приходится мучиться в церкви, слушая проповеди необразованных проповедников.
  • Христианское образование подталкивает наших славянских лидеров к тому, что Бог дал разум, чтобы можно было планировать, прогнозировать, корректировать и развивать будущее, в котором ты хочешь жить и в котором ты думаешь будет хорошо твоим детям, а не просто жить как живется, а там будь что будет. Духовностью, откровениями жить можно и нужно, но если бы разум был не нужен, то Бог бы и не давал бы человеку разума и свободную волю».

Александр Вялов, основатель частной общеобразовательной христианской школы «Начало мудрости» (Харьков, Украина), пастор церкви евангельских христиан «Живая надежда» (Харьков):

Христианское образование находится на сегодняшний день если не в зачаточном состоянии, то в «подростковом возрасте». Однако, если принять во внимание сам факт создания и развития целого ряда христианских школ, то следует сказать, что это образование, во-первых, отвечает требованиям времени (потому что пользуется спросом у родителей), во-вторых, признано государством (несмотря на все имеющиеся недостатки подобных школ), а в-третьих, является средством влияния самой христианской церкви на образование как существенную составляющую общества.

Пример из жизни получения образования

Дмитрий Силюк:

Уехал учиться, когда мне было 17 лет. Не было никаких сверхъестественных ангельских посещений, голоса с неба и т.п., просто глубоко внутри была любовь к Богу и желание свою жизнь не просто «проесть, проспать и пропахать», а делать то, что Богу будет приносить радость. Сложности — как и у всех: 1) «Никому это не нужно», 2) Отсутствие достойного обеспечения. Что изменилось с тех пор? Пока что ничего. Пока что не работаю в сфере христианского образования, приходится зарабатывать на жизнь в других сферах, но точно знаю, что когда придет «полнота времени», то я уже готов! Волонтером иногда преподаю Систематическое Богословие и другие предметы, пишу статьи, продюссирую видеопроекты, помогаю в разработке и организации творческих проектов и т.п. – то, в чем был бы малополезен без богословского образования.

Виктор Коструб:

У меня нет высшего образования. Переехав в США в 19 лет, у меня не было возможности пойти учиться. Но когда у меня появилась цель, я понял, что имеющихся знаний мне недостаточно.  Поэтому с огромным удовольствием я перечитывал книгу за книгой — по сути, занимаясь самообразованием, чтобы достичь высокой цели. Именно поэтому я убежден в том, что любой жизненный вызов, сложности — это, на самом деле, завуалированное благо, потому что именно они помогают раскрыться нашему потенциалу.  И сегодня могу с уверенностью сказать, что самый лучший ученик/студент —  это тот, у кого есть цель; ведь если знания работают не на диплом, а на цель — тогда человек будет успешен.

Как распознать христианский ВУЗ, которому можно доверять?

Владимир Гарбар:

Мы много говорим о том, что невзирая на какие-то конфессиональные отличия у нас одна вера и один Бог. Думаю, что пришло время доказать это на деле. Доказать, что мы в одном Теле и литургические формы наших служений не влияют на единство в вопросе спасения.

Виктор Коструб:

Сегодня даже выбор ресторана не всегда дается легко.  Почему?  Потому что разнообразие таких заведений просто колоссально, и все владельцы, как правило, трубят о безупречной и изысканной кухне. Здравомыслящий человек понимает, что так не бывает — ведь наверняка кто-то из них врет.  И когда мы располагаем лишь одним вечером для посещения такого заведения, то обмануться в выборе хочется меньше всего.

Как же мы поступаем в такой неоднозначной ситуации? Конечно, прислушиваемся к чужому мнению.  Сегодня этому способствует масса современных возможностей: благодаря специальным сайтам и социальным сетям на любую вещь предоставляются тысячи комментариев.  Что здесь я имею ввиду?

Несомненно, существует большая доля риска при выборе ВУЗа — ведь некоторые образовательные учреждения злоупотребляют человеческим доверием.  Мы должны понимать, что даже если при выборе ресторана приходится проводить некоторое исследование, то тем более в ситуации с ВУЗом нужно быть уверенным в том, что выбор сделан верно. На этот счет могу сказать, что поиск учебного заведения можно упростить, если заранее определиться с основными критериями и вопросами, посредством которых Вы будете анализировать тот или иной ВУЗ.

Дмитрий Силюк:

Все зависит от уровня развития учеников и от целей, преследуемых служителями, определяющими видение Церкви. Когда проводятся краткие семинары, пятимесячные школы в церквях, особенно для новообращенных, и т.п., то там НУЖНО преподносить правильное, не двусмысленное учение, чтобы все были наставлены на твердом основании (2 Тим. 2:16, 1 Кор. 3:11 и др.) и были утверждены в ОСНОВАХ христианского вероучения. А тем, кто уже утвержден на основании и осознанно посвящает себя на последующие ГОДА изучения с целью проповеди Евангелия в будущем, нужно открывать большее знание 1) с целью расширения кругозора знаний (в отношении некоторых вопросов / дилемм существуют разные версии/объяснения/теории), и 2) с целью привития навыков борьбы с лжеучениями. Ведь как будешь знать, если не изучишь ересь, которая неутвержденных может «зацепить», а тебе нужно знать для борьбы?

ВУЗу доверять? Нужно не доверять, а прежде проверять преподавателей – где они получали образование? Какой литературой пользовались при составлении предмета? Каковы свидетельства людей их окружения об их духовном состоянии? Даже и в хороших христианских ВУЗах могут преподавать «недоучившиеся» специалисты, что случается во всех ВУЗах и по всем профессиям, поэтому удивляться единичным случаям появления «странно-мыслящего» учителя сильно не стоит. Наоборот, такие случаи нужно правильно использовать для обучения студентов на личном примере – как нужно правильно реагировать на инакомыслия.

Юрий Бачище, кандидат исторических наук, доцент Европейского Гуманитарного Университета в Вильнюсе, руководитель Института Новой Реформации:

Очень важно, чтобы в образовании присутствовал Бог и Его Слово. Без этого обучение теряет свою центральную миссию – знакомить детей с Богом, Его творением и Его законами, и превращается в преподавание предметов, лишённых конечного и целостного смысла, и культ человеческого разума.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!