Чужое меню. Необычный взгляд на нашумевший фильм

Не знаю, было ли это частью замысла создателей фильма «Меню» (The Menue, 2022), но мне представляется, что выбор актера на роль главного персонажа, шеф-повара Словика, был не случаен. Конечно, на память приходят яркие воплощения Рэйфа Файнса в картинах «Список Шиндлера» или «Да здравствует цезарь!». Но большинство зрителей, так или иначе, видят в нем Темного Лорда из эпопеи о Гарри Поттере.

Шеф Словик выступает олицетворением высшего зла. Коварно завладев островом и эксклюзивным рестораном Хоторн, он хладнокровно, осознанно и целеустремленно приближается к неминуемой гибели, и ведет за собою всех своих верных прислужников, равно как и посетителей элитного заведения.

Гастрономическая программа, которую Шеф предлагает участникам закрытого ужина, называется «Меню». Но это отнюдь не угощение à la carte. Клиенты лишены возможности выбора. Строго по расписанию им подаются кулинарные шедевры, которые сулят наслаждение, но не насыщают. С утонченным сарказмом процедура тайной вечери на удаленном острове вскрывает пороки собравшихся – гордыню, лицемерие, ложь, похоть, неверность, эгоизм, коварство. Блюдо за блюдом тщательно спланированное ритуальное действо превращается в садистское шоу разоблачений.

В конечном итоге все понимают, что конец близок, и даже предпринимают тщетные попытки избежать неотвратимого, но, тем не менее, обреченно продолжают оставаться во власти Шефа и нахваливать непревзойденность его кулинарного мастерства. Гости ресторана настолько боятся правды, что, даже идя в погибель, не в состоянии признать, что их просто дурачат.

Единственным выходом, ведущим к спасению, является осознание, что все эти неимоверные яства – всего лишь пустая обертка без содержания, не способная утолить голод. Но решиться на такое оказывается не под силу ни  кинозвезде, ни коммерческим воротилам, ни известному ресторанному критику, ни уточненным ценителям кулинарного искусства. Спасение получает лишь оказавшаяся там по стечению обстоятельств «работница эскорта» по прозвищу Марго. И это – еще одна из библейских аллюзий фильма: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, (От Матфея 21:31).

Впрочем, фильм – это не Благая Весть, и к Царству Божьему отношения не имеет. В нем говорится о погибели, затронута тема спасения, и даже показано, что спасение не дается даром. Однако подлинное спасение куда дороже (осторожно: спойлер!), чем десять баксов, оставленные Марго за «чизбургер на вынос». Ни искупления, ни Искупителя в кинокартине нет. Фильм призывает вслед за Марго подтереться тем меню, что навязывает нам шеф века сего, ослепивший умы наших современников, но – ничего не предлагает взамен. Тем не менее, не указывая пути спасения, он помогает увидеть суетность путей, ко спасению не ведущих. А это уже немало.

 

Дисклеймер. Я вовсе не утверждаю, что именно эти идеи создатели фильма стремились вложить в свое произведение. Но ведь и древние афиняне, когда возводили жертвенник, на котором написано «неведомому богу» (Деяния 17:23), отнюдь не имели в виду Царя вселенной, Создателя неба и земли, видимого всего и невидимого. Задача апологетики не ввязываться в споры о мнениях, а обнаруживать «неведомого бога» в представлениях своих собеседников и разрушать их ложные идеи их же собственными правильными идеями – теми  истинами, что уже открылись им.

Сергей Головин

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!