Огонь (костер) пробуждения

6 июля 1415 года Яна Гуса сожгли на костре вместе со всеми его трудами.

Ян Гус повлиял на убеждения Мартина Лютера (который сказал, что «мы все являемся гуситами»), Жана Кальвина (в центре реформации которого лежало посвящение всех аспектов жизни и культуры Иисусу Христу) и Джорджа Фокса (который учил, что мы ведомы внутренним свидетельством Святого Духа). Через моравских братьев (ветвь гуситов) влияние Гуса прошло сквозь время и достигло Джона Уэсли.

Гус появился на свет в 1372 году в семье бедных родителей, проживавших в деревне Гусинец в Южной Богемии. Мать Яна научила его молиться и доверять Богу. Благодаря ее влиянию, у Гуса появилось желание стать священником.

Время, в которое довелось родиться Гусу, получило название «Золотой век» во многом благодаря великому императору Карлу IV. Придя к власти, Карл IV решил сделать королевской резиденцией не Рим, а родную Богемию, где он сделал Прагу одним из величайших городов Центральной Европы. Главной целью императора было создание в Праге образовательного центра, потому он и основал Пражский университет (сегодня это Карлов университет). Благодаря тому, что Карл наделил университет привилегиями, которыми обладали знаменитые университеты Парижа и Оксфорда, он в скором времени опередил все другие школы региона, став единственным университетом в Центральной Европе.

Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века

В 1390 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Гус стал студентом Пражского университета. Так же, как и многие другие студенты из бедных семей, Гус зарабатывал деньги пением в местной церкви. В своих попытках свести концы с концами Гус стал замечать насколько сытыми и довольными всегда были священники. Он начал ассоциировать служение с благосостоянием и уважением со стороны других людей. В университете Гус усердно исследовал Писание, обнаруживая, во что он верит, а во что — нет. После того как «Господь Бог дал мне понимание Писания», если кто-то обращался к Гусу с каким-либо вопросом или проблемой, он все время говорил: «Исследуйте Писание!».

Благодаря своему усердию и жажде знаний, в 1393 году Гус получил степень бакалавра искусств. Он даже купил свою первую — и последнюю — индульгенцию в 1393 году.

С 1398 по 1402 год Гус жил в небольшой части университета. Там он учился в магистратуре и очень близко подружился с человеком по имени Стефан Палец, они регулярно общались со своим любимым преподавателем Станиславом из Зноймо. Гус испытывал огромную симпатию к Станиславу из-за любви последнего к учениям английского реформатора Джона Уиклифа, которые были запрещены в Англии, но не в Праге.

В 1396 году Гус получил почетную степень магистра, в том же году Гус начал преподавать на факультете гуманитарных наук университета, где ему удалось скопировать некоторые работы Уиклифа для собственного пользования.

В 1401 году старый друг Гуса, Иероним Пражский, вернулся домой из Оксфордского университета. С собой он привез целый сундук сокровищ — манускрипты Уиклифа.

В 1402 году Гус был назначен пастором Вифлеемской церкви, которая являлась центром чешского движения Реформации. Несмотря на то, что этой церкви было лишь одиннадцать лет, когда в нее пришел Гус, она обладала невероятной историей.

Раннее движение Реформации в Чехии своим лидером провозгласило человека по имени Милич. Когда Милич умер, Гусу было всего лишь три года, но этот чешский патриот своей деятельностью вызвал волны реформации, прокатившиеся по всей стране. Осуждая католическое духовенство за его многочисленные злоупотребления, Милич не удовлетворился просто словами — он положил начало активной реформе. Обнаружив в Праге квартал «красных фонарей», он обратил падших женщин ко Христу и основал для них приют, руководствуясь имевшимся у него видением. Милич назвал этот приют «Новым Иерусалимом». Там он приютил более двухсот бывших проституток, которые решили посвятить свою жизнь Богу. Кроме приюта, Милич основал церковь, названную церковью Марии Магдалины. Также неподалеку он построил дом для образования «апостольского священства» — молодых людей, которые должны были продолжать дело Реформации.

Ян Гус: вера, не подвластная огню. Цикл программ Виктора Судакова

Конечно же, верхушка католической церкви была крайне недовольна происходящим и вызвала Милича в Авиньон, чтобы тот ответил на абсурдные обвинения. Там Милич и умер, защищая свои убеждения. Его называют «отцом чешской Реформации», но он так и не успел окончить начатые реформы.

Последователи и сторонники Милича продолжили его дело и собрали деньги, на которые была основана Вифлеемская церковь. Проповеди в этой церкви читались исключительно на чешском языке, чтобы она могла служить центром проведения реформ. Чешские преподаватели Пражского университета несли ответственность за содержание церкви. То, что они выбрали пастором Гуса, говорит о его репутации многообещающего реформатора.

В течение года в одной лишь Вифлеемской церкви Гус прочитал более двухсот пятидесяти проповедей. Кроме того, он продолжал читать лекции студентам в университете.

Вифлеемская церковь была интереснейшим местом. Три тысячи человек являлись ее прихожанами; чехи наполняли здание во время каждой службы. Вифлеемская церковь была единственной церковью в Праге, где проповеди велись на родном языке.

Гус не только читал сильные проповеди на чешском языке, но также использовал другие средства для того, чтобы донести людям истинное Евангелие, такие, например, как живопись.

Расписывая стены церкви, Гус стремился своими картинами рассказать истинную историю точно так же, как и своими проповедями. Он понимал, что простые люди не умеют читать и не могут изучать то, о чем он им проповедует, поэтому Гус использовал наглядные примеры, чтобы помочь Божьему Слову прочно укорениться в разуме прихожан.

На одной стене церкви было изображение Папы Римского, сидящего на большой лошади, выполненное во всем папском великолепии и с необычайной роскошью; рядом же с ним был нарисован Христос во всей Своей нищете, несущий крест. Другие картины изображали на фоне великолепного папского дворца правителей разных стран, несущих дань Риму. На голове Папы Римского была корона, а на его плечах лежала пурпурная мантия; на другой же картине был изображен стоящий перед Пилатом Христос, на голове Которого был терновый венец.

Третья пара картин показывала Папу Римского, высокомерно сидящего на своем троне, ноги которого целовали другие люди; рядом же был изображен Иисус, преклонивший колени и моющий ноги Своим ученикам.

Яркий контраст этих картин производил ошеломляющий эффект. Гус считал, что ум способен лучше понимать вещи, которые человек видит, чем те, которые он слышит; наглядные примеры способствовали достижению его цели.

Гус учил, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. Читал ли Гус проповеди или же выступал с лекциями перед студентами – он всегда осуждал гордость, роскошь, блуд и любовь к деньгам.

По мере того, как чехи все глубже и глубже понимали Слово Божье, читая Его на родном языке, Гус начал говорить им о важности проповедования того, что они узнали.

В те времена печатный станок еще не был изобретен, и Гус подчеркивал необходимость становиться «живым голосом Евангелия».

Гус говорил, что поскольку проповедование вдохновляется Богом, никто не обладает властью остановить его. Оно является призванием, а не выбором. Естественно, руководство католической церкви яростно отреагировало на подобный комментарий, поскольку считало, что только оно имеет право определять, кому можно служить, а кому нельзя.

Узнав о расколе в среде чешских реформаторов, католическая церковь сделала свой ход в ответ на бескомпромиссное осуждение аморального образа жизни и еретических практик католических священников. Церковь организовала собрание синода, на котором официально запретила проповеди, содержащие нападки на образ жизни своего духовенства. Также она обвинила всех чешских реформаторов в распространении ереси Уиклифа.

Ян Гус. Очерки по истории Реформации

Гус был обвинен еще не в ереси, но в провоцировании расколов в церкви, поскольку он обвинял различных представителей духовенства в совершении грехов.

В 1409 году король Вацлав, благосклонно относившийся к чешским реформаторам и уставший от всех разногласий, отменил закон, что привело немцев в неописуемую ярость. Они толпами покинули Прагу. Должность ректора оказалась свободной, и чешские реформаторы единогласно избрали на нее Гуса.

Поскольку Гус отказался прекратить проповедовать, архиепископ Збынек организовал физическую атаку на Вифлеемскую церковь, пытаясь ее разрушить. Атака эта была организована в тот момент, когда церковь была переполнена, а сам Гус читал проповедь. Армия Збынека ворвалась в церковь, но оказалась не готовой к жесткому отпору со стороны чешских реформаторов! Небольшая армия была вытеснена на улицы, окровавленная и помятая чехами. Во время стычки Гус с кафедры осудил действия Збынека.

Збынек был настолько сбит с толку и разъярен, что приказал прилюдно сжечь все книги Уиклифа. 16 июля 1410 года, в сопровождении звона колоколов и унылого пения священников, около двухсот копий манускриптов Уиклифа были сожжены дотла.

Гус ответил на это публичным заявлением: «Я называю это бесполезным делом. Подобные костры еще никогда не удаляли из сердца человека ни малейшего греха. Огонь не пожирает истину. Он всегда является показателем ограниченного ума, вымещающего свою злобу на неодушевленных предметах».

Выступление Гуса подтолкнуло чехов к открытому восстанию. Они начали высмеивать Збынека, посвящая ему саркастические высказывания. Взбешенный Збынек ответил на это тем, что отлучил Гуса от церкви. После этого он покинул Прагу, опасаясь за свою жизнь.

Осенью 1410 года Гусу было приказано прибыть в Италию, чтобы объяснить, почему он не подчиняется папским приказам. Збынек воспользовался ситуацией и снова отлучил Гуса от церкви

Тем не менее, Гус написал небольшое письмо Папе Римскому с просьбой разрешить ему проповедовать в Вифлеемской церкви, а также не сжигать больше манускриптов Уиклифа. Король Вацлав, раздраженный негативным вниманием, прикованным к Богемии, также написал письмо Папе, в котором заявил:

«Если кто-либо хочет обвинить в чем-то его [Гуса], то пусть сделает это в нашем королевстве перед Пражским университетом или же перед иным компетентным судьей.

Наше королевство не собирается подвергать такого нужного проповедника дискриминации со стороны его врагов и провоцировать тем самым волнения всего населения».

Не получив никакого ответа, король и королева направили еще одно письмо Папе Римскому, сообщив ему о том, что они направляют к Гусу двух разведчиков.

Услышав о вмешательстве королевской четы, Збынек тут же отправил Папе Римскому и кардиналам шикарные и дорогие подарки — лошадей, дорогую посуду и кольца. Папским служителям были посланы также и деньги. Збынек просил, чтобы они приказали Гусу предстать перед Папой.

Ян Гус проповедует

Дорогие дары выполнили свое предназначение. В феврале 1411 года Гус был в третий раз отлучен от церкви, на этот раз — старшим кардиналом в Италии, за то, что проигнорировал приказ явиться.

Возбужденный новоприобретенной при дворе Папы Римского властью, Збынек уже не знал, как ему остановиться. Он даже попытался отлучить от церкви Вацлава и весь королевский двор! Король был разъярен и пригрозил Збынеку. Збынек ответил скандальным ходом — он отлучил сразу всю Прагу! Это означало прекращение всей церковной деятельности — похорон, бракосочетаний и проповедей.

В Богемии каждый магистрат встал на сторону короля и восстал против Збынека. После непродолжительных и бесплодных попыток завладеть властью Збынек понял, что силы слишком неравны. Это вынудило его, опасаясь за свою жизнь, безоговорочно подчиниться королю.

Желая сохранить репутацию своей страны, Вацлав первым делом приказал Збынеку объявить, что все его обвинения в адрес Гуса потеряли свою законную силу, это же касалось и отлучений от церкви. Также Збынек должен был отправить Папе Иоанну XXIII заверенное письмо, объясняющее все беспричинные нападки на Гуса и утверждающее, что он полностью чист от всякой ереси. Ему было приказано к тому же еще и заявить, что он и Гус полностью согласны в вопросах церковной доктрины! В довершение ко всему этому Збынек должен был выступить с публичным заявлением, утверждающим то же самое.

Вацлав распорядился, чтобы Гус написал письмо, выражающее его повиновение Папе Римскому и кардиналам, в котором он со смирением подтвердил бы свою веру и попросил об освобождении от всех предъявленных ему обвинений. Гус охотно согласился, и в течение двух дней письмо было готово.

Збынек буквально кипел от гнева из-за уязвленного чувства собственного достоинства. Требование Вацпава казалось ему слишком унизительным. В письме, адресованном королю, Збынек перечислил все свои обиды, после чего заявил о том, что не пересмотрит своей позиции по отношению к Гусу и не будет писать письмо Папе Римскому. Он написал также, что отправляется в Венгрию, чтобы получить там убежище при дворе короля Сигизмунда (сводного брата и врага Вацлава).

Сигизмунд запланировал встретить Збынека на следующий день после того, как тот пересечет границу Венгрии, и сопроводить его в столицу. Но незадолго до встречи произошло странное событие. Збынек был найден мертвым — его отравил собственный повар.

Ян Гус.  Проект Энциклопедия

Новым Пражским архиепископом стал личный доктор Вацлава и преподаватель университета Альбике из Уничова. Альбик вызвал Гуса для объяснения своих неправильных доктрин. Войдя в зал совета, Гус лицом к лицу столкнулся с лицемерием, противостоянию которому он посвятил большую часть своей жизни. Великолепно одетые, украшенные драгоценными камнями и жемчугами, члены архиепископского совета спросили Гуса, желает ли он подчиниться апостольскому приказу. Гус сразу же ответил, что он искренне желает выполнять апостольские указания. Члены совета довольно переглянулись, улыбаясь и кивая головами, думая, что вышли победителями в споре.

Тогда-то Гус и воспользовался преимуществом их терминологии. В представлениях духовенства слово апостольский означало папский.

Гус же сказал: «Господа, поймите меня. Я сказал, что искренне желаю выполнять апостольские указания и подчиняться им во всем; однако я называю апостольскими указаниями учение апостолов Христа. До тех пор, пока указания римского понтифика не противоречат указаниям и учению апостолов…, я испытываю огромное желание подчиняться им. Но если некоторые из них будут противоречить тому, чему учил Христос, я не буду подчиняться им, даже если мне предстоит взойти за это на костер».

Все замолчали. Гус не стал нарушать эту тишину. Не зная, что делать, представители духовенства быстро избавили Гуса от своего присутствия, а затем написали королю письмо, в котором говорилось, какую опасность представлял реформатор для короля, церкви и всей Богемии.

Гус открыто выражал свое отвращение в отношении Папы Иоанна XXIII за продажу им индульгенций и аморальный образ жизни. Гус говорил о нем следующее:

«Одним словом, правление Папы полно всякого яда; сам же он является антихристом, погрязшим во грехе человеком, начальником дьявольской армии, представителем Люцифера, главным викарием сатанинского сборища, простым идиотом, для которого уже заготовлено место в аду, и идолом, который противнее разукрашенного бревна».

У входа в три главные пражские церкви, где продавались индульгенции, стояли три человека, протестуя против их продажи. Практически сразу же они были арестованы и брошены в тюрьму и вскоре обезглавлены.

Эта казнь послужила причиной серьезных беспорядков. Чешский народ был шокирован произошедшим и пребывал в смятении. Тела казненных были с благоговением принесены в Вифлеемскую церковь, где Гус отслужил мессу, посвященную мученикам.

Во время Римского Собора, прошедшего в 1412-1413 годах, необходимые документы, обвиняющие Гуса в ереси, были представлены кардиналу, который сразу же объявил об его отлучении от церкви. Для Гуса это отлучение стало уже четвертым. Далее кардинал объявил, что если Гус не предстанет перед Собором в течение двадцати дней, вся Прага — или же любой другой город, в котором остановится Гус, — будет также отлучена.

Подобное отлучение означало, что верующим запрещалось вступать в контакт с Гусом посредством еды, питья, приветствия, общения, купли-продажи, предоставления ему крова или же каким-либо другим образом. В любом месте, где он стал бы искать прибежище, должны были немедленно прекратиться все церковные службы и не возобновляться на протяжении трех дней с того момента, как Гус покинет эту местность. Если бы он вдруг умер, его нельзя было бы хоронить; если бы он все-таки был бы похоронен, его тело следовало извлечь из земли.

Гус так и не предстал перед Собором в положенный срок. Несмотря на свое полное отлучение от церкви, Гус продолжал проповедовать. Услышав об этом, Папа Римский приказал снести Вифлеемскую церковь.

Папский приказ достиг Праги поздней осенью. Оставшиеся в городе немецкие прихожане увидели в приказе возможность атаковать ненавистную им церковь. Свою атаку они провели в то время, когда в церкви проходила служба. Но немцев, пригрозив им, с легкостью выгнали на улицу.

 

«Магистр Ян Гус» (1954)

Оказавшись неспособными разрушить церковь, католические священники прибегли к другим мерам. Они начали хватать сторонников Гуса, затаскивать их в католические святилища и избивать. Затем их тащили в кварталы и продолжали избивать кнутом.

Когда Прага оказалась отлученной от церкви, Гус столкнулся с необходимостью принятия мучительно сложного решения.

15 октября 1412 года Гус покинул Прагу. Во время своего изгнания Гус написал много писем своим соратникам, преподавателям университета и друзьям. Вместо того чтобы погружаться в депрессию и горевать о своей нелегкой доле, Гус использовал эти письма, чтобы вдохновлять веру тех, кто остался позади. Его дух не был сокрушен; он по-прежнему верил в то, что победа окажется за истиной.

Наиболее важная работа Гуса, получившая название De Ecclesia, «О Церкви», была написана в 1413 году. В ней он повторил свое видение того, какой на самом деле должна быть церковь, а также рассказал о духовном главенстве Иисуса Христа. Гус написал также о месте прихожан в жизни церкви и о важности роли служителей. Он снова осудил злоупотребления представителей духовенства, одержимых жадностью и любовью к деньгам, которые пользуются своим положением для того, чтобы заполучить все то, чего желают. Гус писал: «Пусть же стыдятся ученики антихриста, которые, живя противоположно тому, чему учил Христос, считают себя величайшими и высочайшими в святой Божьей Церкви. Они, развращенные мирскими жадностью и высокомерием, прилюдно называемы главой и телом святой Церкви. Однако в соответствии с Евангелием Христа их место — ниже всех».

На основании этого утверждения, а также других, подобных ему, церковь построила все свои обвинения в адрес Гуса. Самую лучшую работу Гуса Собор в Констанце использовал для обвинения автора.

Два чешских рыцаря, служивших в армии Сигизмунда, весной 1414 года возвращались домой, в Богемию. Сигизмунд решил использовать их для того, чтобы они передали Гусу послание. Рыцари должны были пригласить Гуса прибыть осенью в качестве гостя на Собор в Констанцу и обещать ему от имени короля гарантии личной неприкосновенности. Собор предоставит реформатору возможность очистить свое имя, а также имя всего народа Богемии от постоянных обвинений в ереси, которые бросили на них значительную тень.

Прежде чем принять приглашение, Гус попросил уточнить условия личной неприкосновенности. Сигизмунд лично отправил Гусу гонца с ответом, и ответ этот устроил его. Гусу пообещали, что ему позволят вернуться в Богемию.

Веря в обещание Сигизмунда, чувствуя собственную правоту и желая защитить свою веру, Гус собрался отправиться в Констанцу. Он был готов подчиниться Собору и отказаться от своих возможных ошибок — но только если эти ошибки будут доказаны Библией.

11 октября 1414 года, в сопровождении двух охранявших его рыцарей, Гус покинул замок, в котором он жил, находясь в изгнании, и направился в Констанцу.

Путешествие Гуса по Германии получилось триумфальным. Он ехал с открытым лицом, но никто не бросал в его адрес никаких обвинений. К Гусу относились не как к отлученному от церкви еретику, а церковные службы не прекращались, когда он проезжал мимо храмов.

На протяжении всего пути он тепло общался со священниками и представителями власти. Простые же люди, с которыми встречался Гус, практически единогласно признавали его взгляды истинными.

Когда Гус прибыл в папскую резиденцию, кардинал сказал ему несколько слов и покинул комнату. Сразу же после этого к Гусу вошел францисканский богослов и, пытаясь казаться простым монахом, спросил у него: верит ли он в реманенцию. Гус ответил, что не верит. Переодетый богослов стал говорить о чем-то другом, потом остановился и снова стал прямо спрашивать Гуса: верит ли он в реманенцию. Так повторялось несколько раз, и каждый раз реформатор отвечал, что не верит.

Переодетый богослов задал еще несколько вопросов, касавшихся учения Гуса. Тот понял, что перед ним не простой монах, но не подал вида. Вместо этого он просто отвечал на задаваемые ему вопросы. В конце концов «монах» покинул комнату явно разочарованным. Когда Гус остался один, стражник сказал ему, что переодетый в монаха человек является одним из лучших богословов во всей Италии. Вечером рыцарям, сопровождавшим Гуса, сказали, что они могут идти домой, а сам Гус должен остаться.

Известие об аресте Гуса распространилось очень быстро. Восемь дней спустя Гуса посадили в подвал доминиканского монастыря, находившегося на одном из островов Констанцского озера. Там он пребывал в темной и сырой камере рядом с канализационной трубой.

Во время пребывания Гуса в темнице папские представители принесли ему сорок пять догматов Уиклифа и, кипя от ярости, швырнули в лицо. Они хотели узнать, поддерживает ли Гус написанное там. Тот же, глядя на их искаженные ненавистью лица, помолился Богу и попросил у Него мудрости. Сначала Гус отказался давать конкретные ответы, сказав, что он не будет признавать никаких ошибок. Неудовлетворенные услышанным, судьи стали выкрикивать саркастические замечания и угрозы немедленно вынести приговор. Успокоив их, Гус сказал, что он напишет все, что думает о догматах Уиклифа, и представит это перед Собором.

Чешские реформаторы подлили масла в огонь, допустив в Вифлеемской церкви радикальное нововведение: членам церкви было позволено причащаться вином из чаши и облаткой. Чешское духовенство спустило причастие с его окутанного таинственностью трона на землю и позволило простым верующим принимать в нем участие наравне с собой. Эта практика, в конце концов, станет основной причиной кровавой войны между гуситами и католиками. Из своей тюремной камеры Гус писал, обращаясь к чешским реформаторам, чтобы те игнорировали папское указание и продолжали причащать простых верующих.

За Гуса вступились чешские и польские дворяне. Их заявления, что только открытый суд может установить вину Гуса, в конце концов, подействовали на судей. Они пообещали выслушать Гуса во время своего собрания 5 июня 1415 года. Проведя пять месяцев в тюрьме, Гус наконец-таки получит возможность публично защитить свою позицию!

Гус — ослабленный, грязный и сильно пропахший подвальной сыростью — был приведен для слушаний в монастырскую столовую. Однако никому из его друзей не позволили войти вместе с ним; им пришлось стоять снаружи, слушая, как Гус пытался защитить себя, невзирая на яростные выкрики участников Собора.

Всякий раз, когда Гус пытался объяснить свою позицию, судьи приказывали ему отвечать только «да» или «нет». Когда же он молчал, священники говорили, что молчание означает признание своей вины. Наконец, они решили, что суматоха и шум в зале мешают нормальному проведению заседания, и отложили рассмотрение дела Гуса до следующей пятницы.

Перед следующим заседанием суда чешские дворяне пытались убедить Гуса отречься от своих взглядов и сохранить жизнь. Но Гус их не слушал. В конце беседы они попросили Гуса прислушаться к голосу своей совести и ни при каких условиях не идти против нее. Этот совет он принял и последовал ему.

В следующую пятницу изнуренный Гус был снова приведен в монастырскую столовую. На этот раз там присутствовал также и Сигизмунд. Снова и снова Гуса расспрашивали о его проповедях и интересовались: верит ли он в доктрины, противоположные учению католической церкви. Снова и снова Гус пытался ответить на поставленные вопросы, но его грубо прерывали.

Когда Гусу задали вопрос о его убеждениях, а он ответил, что обвинение неверно, один из судей ухмыльнулся и заметил, что у него есть двадцать свидетелей. Любое слово этих свидетелей считалось «истиной», а каждый ответ Гуса — «ложью».

Картина Камила Владислава Муттиха «Ян Гус отказывается подписать отречение накануне казни 5 июля»

Затем Гусу был задан вопрос: утверждал ли он когда-нибудь, что желает оказаться там же, где Уиклиф. Гус ответил: «Я желаю и надеюсь, что моя душа окажется там же, где и душа Джона Уиклифа!» Присутствующие громко рассмеялись — все они были уверены, что Уиклиф находился в аду.

После того как все покинули зал, в котором проходило заседание, там остались только кардиналы и король Сигизмунд. Чешские дворяне поняли — что-то должно произойти, поэтому они остались под окном и стали слушать. На их лицах появилось выражение ужаса, когда они услышали, как Сигизмунд убеждает кардиналов сжечь Гуса на костре, если он не откажется от своего учения. Один из кардиналов ответил ему: «А что если Гус отречется?» На что Сигизмунд возразил, что даже если Гус вдруг отречется от своих взглядов, они «не должны верить ему, так же, как и я не поверю». Король сказал кардиналам, чтобы они ни в коем случае не позволяли Гусу вернуться в Богемию, потому что там он продолжит распространять свои ереси, а католическая церковь окажется в проигрыше. Он напомнил кардиналам, что их целью является искоренение всех известных ересей и уничтожение еретиков, одним из которых является Гус. Сигизмунд даже посоветовал им сжечь также и Иеронима Пражского.

Суд раскритиковал все работы Гуса. С этого момента он понял, что его судьба решена. В одном из своих писем он так написал об этом: «Это моя последняя цель в Иисусе Христе: я отказываюсь признать неправильными догматы, которые содержат истинные суждения; также я не признаю все те догматы, которые приписываются мне лжесвидетелями… Ибо Бог знает, что я никогда не исповедовал всех тех заблуждений, которые они мне приписывают».

Гус понимал, что приговор будет оглашен уже очень скоро. Из-за эмоциональной нестабильности, создаваемой судом, реформатор, наверное, даже хотел, чтобы этот момент наступил скорее.

Даже несмотря на все то, что совершил Палец, Гус искал возможности примириться со своим бывшим другом, потому и попросил, чтобы тот принял у него исповедь.

Памятник на месте сожжения Гуса, возведен в 1862

Думаю, это было очень волнующим зрелищем. Палец пришел в камеру Гуса и надменно пытался заставить его отречься от своей веры. Гус посмотрел Палецу в глаза и спросил, что бы тот делал, если бы его попросили отречься от того, во что он никогда не верил. Палец замешкался, направил свой взгляд в сторону и прошептал: «Это сложно». Затем он заплакал.

Утром 6 июля 1415 года Гус в последний раз предстал перед судом. Он теперь мало походил на человека, который возглавлял Вифлеемскую церковь и проповедовал в ней. Гус был настолько истощен и ослаблен, что с трудом мог стоять; его закованные в кандалы руки казались необыкновенно худыми в сравнении с массивной железной цепью.

Гусу было предъявлено тридцать обвинений. Когда же он попытался опротестовать некоторые из них, его попросили замолчать, сказав, что у него будет возможность сказать свое слово в конце рассмотрения его дела. Но и тогда Гусу не дали ничего сказать. Кардинал заявил, что они уже достаточно от него услышали.

Затем встал один из епископов и зачитал приговор. Гус был назван упрямым учеником Уиклифа, неоднократно выражавшим непокорность церковным властям и незаконно взывавшим к Иисусу Христу. Как неисправимого еретика, Гуса должны были лишить занимаемой должности священника, затем передать светским властям и сжечь. Его рукописи также должны были публично сжечь одновременно с самим Гусом.

Приготовления к казни Яна Гуса

Поняв, что его время пришло, Гус встал на колени и громко произнес молитву: «Господь мой, Иисус Христос, я умоляю Тебя, чтобы Ты простил всех моих врагов ради Твоей великой милости».

Семь надменных епископов лишили Гуса занимаемой им должности священника. Они приказали ему подняться на помост и одеться в священнические одеяния, как будто он проводил мессу.

Затем епископ высокомерно вырвал чашу из рук Гуса и произнес в его адрес проклятие. Тот же громко ответил: «Я верю в Господа, Всемогущего Бога…, в то, что Он не заберет у меня из рук чашу Своего спасения. Я твердо уверен, что сегодня буду пить из нее в Его Царстве». Епископы сняли с Гуса одежду священника, с каждой вещью произнося новое проклятие. Но на каждое из них Гус отвечал, что страдает только ради Христа. Епископы обрезали волосы Гуса с четырех разных сторон, лишая всех прав служителя. Наконец, они надели ему на голову бумажную корону, на которой были изображены три красных демона, дерущихся за его душу. На короне было написано: «Это еретик». Епископы отошли в сторону, убрали свои руки от Гуса и отдали его душу дьяволу. Гус же ответил, что всецело посвящает себя Иисусу Христу. После всего этого его передали солдатам.

Скорбная процессия проводила Гуса в поле, где его ожидал костер; за ним последовал практически весь город. Проходя мимо церковного кладбища, где сжигались его книги, Гус улыбнулся.

Оказавшись посреди поля, Гус снова преклонил колени и помолился. С него сняли всю одежду, за исключением тонкой рубахи, и привязали к столбу веревкой, а также старой, ржавой цепью. Затем Гуса со всех сторон обложили вязанками хвороста вперемешку с соломой, достающими до самого подбородка.

Прежде чем зажечь огонь, у Гуса в последний раз спросили, не отказывается ли он от своих взглядов. Когда вокруг воцарилось молчание, Гус повысил свой голос и сказал по-немецки: «Бог мне свидетель, что… главной целью моей проповеди, а также всех моих действий и писаний было стремление отвратить людей от греха. И в свете той Евангельской истины, о которой я писал, которой учил и которую проповедовал в соответствии с учением и толкованием святых докторов, я с радостью приму смерть сегодня».

По огромной толпе прокатились приглушенный ропот и вздохи. Затем все замолчали. Палачи получили приказ зажечь огонь. Не обращая внимания на набиравшее силу пламя, Гус громко запел: «Христос, Сын Бога Живого, смилуйся надо мной». Он успел пропеть эти слова три раза, прежде чем сильный ветер швырнул языки пламени ему прямо в лицо. Гус понизил свой голос и тихо молился, пока огонь не пожрал его. Огонь еще продолжал терзать тело Гуса, но его дух был уже на Небесах вместе с Господом.

Ян Жижка, стал новым и грозным лидером гуситов

Проткнув палкой тело Гуса, палачи смотрели, как оно исчезает в огне. Тело продолжало гореть до тех пор, пока от него не остался лишь пепел.

Когда все было кончено, они погрузили прах в повозку и выбросили в протекавший неподалеку Рейн.

Казнь Гуса вызвала волну возмущений во всей Богемии. Около пятисот чешских дворян собрались в Праге и выступили с решительным осуждением суда над Гусом и его смерти. Они торжественно пообещали друг другу, что будут защищать учение Гуса и чешскую Реформацию от всех грозящих им опасностей.

Дворяне сдержали свое слово. В 1419 году, четыре года спустя после смерти Гуса, с ними уже приходилось считаться. Они стали известны как гуситы, которые являлись одной из наиболее грозных сил в Центральной Европе. А Ян Жижка, посещавший богослужения, проводимые Гусом, в качестве телохранителя королевы Софии, стал их новым и грозным лидером!

В отличие от Гуса, гуситы отказались вести дипломатические споры с католической церковью. Смерть их духовного лидера всего лишь показала им, что с папской системой невозможно решать вопросы цивилизованным путем, поэтому гуситы даже и не пытались этого делать. Они храбро заявляли о своих требованиях; если католическая церковь отказывалась идти им навстречу, гуситы отвечали ей на это кровопролитием.

Например, если католики забирали у гуситов одну из их реформированных церквей, те врывались в нее, заявляли о возвращении себе и проводили причастие, во время которого каждый причащался из чаши. Если судьи-католики заключали реформаторов в тюрьму и не выпускали их на свободу, гуситы убивали судей, выбрасывая из окон. Радикально? Да. Это была революция.

Ведомые бесстрашным Жижкой, гуситы укрепляли свои поселения и создавали народное ополчение. Испытывая недостаток в нормальном оружии, его люди превращали свои сельскохозяйственные инструменты в орудия войны. Жижка называл своих вышколенных ополченцев «Божьими воинами».

На знамени гуситов был изображен кубок (чаша причастия), который скоро стал символом всего движения. Там же присутствовала и фраза: «Истина все побеждает», — одно из наиболее известных изречений Гуса. Говорят, что гуситы наводили на противника такой ужас в сражении, что однажды целая армия обратилась в бегство лишь от того, что увидела их флаг.

Гуситы также впервые стали использовать бронированные фургоны, в которых находились лучники и стрелки. Такие фургоны защищали стрелков в то время, когда те перезаряжали свои ружья. До гуситов ружья никогда не использовались в открытых сражениях. Они стали первыми европейцами, использовавшими передвижные огневые установки.

Однажды гуситы наполнили телеги камнями и спустили их вниз по склону холма. Атакующие пришли в такую панику, что тысяча четыреста солдат были придавлены или погибли, пытаясь спастись бегством.

Несмотря на то, что своей численностью противники значительно превосходили гуситов, их твердое стремление сражаться за истину вне зависимости от обстоятельств позволило отразить шесть нападений армии Сигизмунда.

На протяжении двадцати одного года гуситы оставались грозной силой, наводившей страх на Сигизмунда. Только после заключения перемирия с гуситами он смог получить корону Богемии. Семнадцать лет он ожидал своей коронации – и умер спустя год после нее.

Подготовила для журнала IN VICTORY Ольга Кулик

По материалам книги Робертса Лиардона

На обложке — «Ян Гус на Соборе в Констанце» (1883).​ Картина Вацлава Брожика

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!