Как животные расселились по всей земной поверхности от места остановки ковчега

Библейским креационистам часто приходится слышать возражение, связанное с такой проблемой, как расселение животных на земной поверхности. Оно, по мнению критиков, доказывает, что Всемирного потопа и распространения живых существ из одной точки никогда не было. Если бы ковчег остановился где-то на Ближнем Востоке, рассуждают они, то все животные вышли бы из него там – в том числе и те, которые сейчас в этом регионе не водятся и не представлены в его летописи ископаемых. Как же кенгуру попали в Австралию, а киви – в Новую Зеландию?.. Как белые медведи оказались в Арктике, а пингвины – в Антарктиде?..

Библия – не учебник по естествознанию

Скептики часто заявляют: «Библия – это не учебник». И это совершенно верно, так как учебники по естествознанию меняются из года в год, тогда как Священное Писание остаётся неизменным Словом Бога, Который не ошибается и не лжёт. При этом ему можно доверять во всех научных вопросах, которые в нем затрагиваются; это касается и экологии. Именно Библия позволяет нам увидеть общую картину, в рамках которой можно выстраивать научные модели, помогающие объяснить события прошлого. Сами эти модели не следует принимать безоговорочно, в отличие от Писания, с которым они связаны: оно непогрешимо. То есть, даже если будущие исследования опровергнут ту или иную модель, это не поставит под сомнение Писание.

Поэтому нам следует задать вопрос: «Существует ли библейская модель, способная объяснить, как животные мигрировали из того места, где остановился ковчег, туда, где они живут сегодня?» Да, такая модель есть.

Неоспоримые факты

Очевидно, что библейская модель миграции животных должна начинаться с Библии. Из Книги Бытия мы извлекаем следующие важные факты:

1. «Введи в ковчег всех живых существ по паре, самца и самку, чтобы они остались в живых вместе с тобой. К тебе придут, чтобы тоже остаться в живых, по паре от каждого вида птиц, зверей и каждого вида пресмыкающихся» (Бытие 6:19-20). Писание ясно говорит, что в ковчеге находились представители всех родов дышащих воздухом наземных животных и птиц. Часто ученые-креационисты используют для обозначения этих изначально сотворённых родов термин барамин – производное от древнееврейских слов, обозначающих «сотворенный род». В генах представителей бараминовсодержалась вся информация, необходимая для возникновения всех ныне существующих биологических видов. Например, маловероятно, что в ковчеге находилось двое львов и двое тигров. Более вероятно, что там была пара кошачьих, от которых произошли современные львы, тигры и другие представители этого семейства.

2. Животные пришли к Ною сами (Бытие 6:20). Ему не нужно было разыскивать и ловить их. Сохранением земной фауны руководил Бог, в замысел Которого входило ее сбережение. Следовательно, повторное заселение суши животными направлялось Богом, а не было предоставлено случаю.

3. «На семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах» (Бытие 8:4). Ведётся немало споров о том, является ли регион, названный в Библии «Араратскими горами», тем самым, где находится современная гора Арарат. Для определения точки, откуда началось распространение живых существ, это имеет большое значение. В Писании употреблено множественное число – «горы». Вряд ли ковчег стоял на горном пике, как это часто изображают в детских книжках. Скорее всего, он остановился в гористой местности в Восточной Турции, где расположена современная гора Арарат, и западного Ирана, куда простирается хребет.

4. «Тогда Бог сказал Ною: Выйди из ковчега ты и твоя жена, и твои сыновья, и их жены. Выведи наружу все живые существа, которые с тобой, – птиц, зверей и всех пресмыкающихся, чтобы они могли расти числом, и плодиться, и размножаться на земле. И Ной вышел из ковчега вместе со своими сыновьями, женой и женами своих сыновей. Все звери, и все пресмыкающиеся, и все птицы – все, что движется по земле, – вышли из ковчега, один вид за другим» (Бытие 8:15-19). Итак, Божья воля состояла в том, чтобы земля была заселена снова. Также Бог пожелал, чтобы животных было много, и чтобы они размножались.

Из приведенных цитат можно вывести следующие библейские постулаты: а) Бог желал, чтобы после Потопа мировая экология восстановилась – в том числе, чтобы возродились находившиеся на грани исчезновения животные; б) расселение животных, скорее всего, происходило из гористой местности, известной как Араратский хребет. Любая библейская модель послепотопного заселения земли должна опираться на эти принципы.

Предложенная ниже модель построена на обоснованных допущениях и толкует наблюдаемые факты через призму Писания. Ещё раз напомним: Библия богодухновенна, а наши научные модели – нет. Если впоследствии данная модель окажется несостоятельной, это не поколеблет нашей уверенности в абсолютном авторитете Писания.

В качестве примера того, как животные могли быстро заселить землю, рассмотрим размножение собак. Две собаки вышли из Ноева ковчега и дали потомство. В течение относительно короткого промежутка времени появилось огромное количество собак разных видов и размеров (в результате проявления генетического многообразия, заложенного в генах барамина).

Затем эти собаки начали расселяться из области вблизи Арарата во все части земного шара. По мере этого расселения генетические линии изолировались друг от друга, и вариации внутри сотворённого рода собачьих привели к появлению множества разновидностей (пород), известных нам сегодня. Но важно отметить, что все они остаются собаками.

Аналогичное умножение вариаций происходило в пределах каждого сотворённого рода.

Как происходит заселение территорий в наши дни

Против позиции библейских креационистов приводятся и возражения наподобие таких: кенгуру не могли добраться от Арарата до Австралии, так как вдоль этого маршрута не были найдены их окаменелости. Однако ошибочным является само утверждение, что подобные окаменелые останки должны существовать. Оно базируется на произвольном предположении, что в местах обитания популяции животных неизбежно образуются их окаменелости. На самом же деле, окаменение никоим образом не является обязательным. Оно предполагает внезапное и быстрое погребение; в противном случае кости разлагаются еще до минерализации. Почему, несмотря на то, что когда-то по прериям Северной Америки бродили миллионы бизонов, их окаменелости там почти не находят? Схожим образом, в Израиле отсутствуют окаменелые останки львов, хотя известно, что ранее они там водились.

Что же качается возможности переселения популяций на большие расстояния, можно провести параллели с современными случаями, когда те или иные территории заселялись заново. Например, «Британская энциклопедия» содержит сведения о переживших катастрофу островах Сюртсей и Кракатау и об увеличении численности видов на них.

В 1963 г. на острове Сюртсей у побережья Исландии произошло извержение вулкана, уничтожившее на нем все живое. Но уже через шесть месяцев на острове начали появляться бактерии, плесень, насекомые и птицы. На другом острове под названием Кракатау в тропической части Тихого океана, также после катастрофического извержения, случившегося в 1883 г., спустя примерно год появились некоторые виды трав, насекомых и позвоночных животных. А спустя несколько десятилетий на обоих этих островах уже обитали сотни видов живых организмов. Не всем видам удалось здесь закрепиться и обосноваться, но в конечном счете, в фитоценозах островов установилось динамическое равновесие1.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что нелетающие существа переселились в отдаленные уголки земли после Потопа. Часть из них, возможно, плыли на огромных бревнах, оставшихся от обширных допотопных лесов и вырванных во время Потопа. Вероятно, такие бревна еще многие десятилетия плавали по водам Мирового океана, носимые течениями. Других животных, возможно, позднее перевез с собой человек. Этому тоже есть аналогии в позднейшей истории. Например, высказывается предположение, что все австралийские собаки динго произошли от одной одичавшей самки из Юго-Восточной Азии2. Третье объяснение возможной миграции состоит в том, что животные перешли на другие континенты по существовавшим в то время сухопутным мостам. Ведь именно так, по предположению эволюционистов, люди мигрировали из Азии в Америку: по сухопутному мосту в Беринговом проливе. Существование таких сухопутных мостов предполагает, что уровень моря после Потопа первоначально был ниже нынешнего – и такое предположение соответствует библейской модели ледникового периода.

Ледниковый период

Есть все основания полагать, что ледниковый период начался под воздействием уникальных условий, которые возникли после Всемирного потопа. Такую точку зрения, в частности, высказывает Майкл Оард, бывший метеоролог, занимающийся исследованиями ледникового периода. В своей книге он подробно анализирует возможный механизм возникновения этих условий, исходя из данных, полученных в результате полевых наблюдений3.

Оард особо подчёркивает, что некоторые наблюдаемые особенности ледникового периода представляют проблему для эволюционистов, но отнюдь не для креационистов – т. е. модель ледникового периода, созданная последними, лучше отражает имеющиеся факты. К примеру, одной из проблем для эволюционной модели являются неоднородные скопления окаменелостей: ископаемые организмы, обычно ассоциирующихся с разными условиями обитания (к примеру, предпочитающие жаркий и холодный климат), обнаруживают в непосредственной близости друг от друга. Например, окаменелость гиппопотама залегает рядом с окаменелостью северного оленя4.

В свою очередь, произошедшие резкие климатические изменения могли стать фактором, побудившим сотворенные роды животных мигрировать в определенных направлениях, а также причиной вымирания некоторых из них.

Говоря об этом, Оард предлагает модель того, как могли образоваться сухопутные мосты между материками. По его утверждению, несколько значительных сухопутных мостов, облегчающих миграцию, существовало бы даже при современной топографии, если бы уровень моря был всего на 55 м ниже нынешнего. При этом существуют указания на то, что в тех местах, где, вероятно, пролегали такие мосты, суша была поднята на ещё большую высоту. Таким образом, существование сухопутных мостов, образовавшихся во время ледникового периода, представляет собой обоснованную модель, объясняющую пути миграции животных.

Многие ученые до сих пор относятся скептически к возможности существования сухопутных мостов до самой Австралии. Тем не менее, учитывая известных на сегодняшний день комбинацию способов миграции (сухопутные мосты – лишь один из них), существуют рациональные объяснения того, как животные могли достичь отдаленных уголков земли (см. выше, раздел «Как происходит заселение территорий в наши дни»).

Неравномерномерное расселение каждого сотворенного рода

Конечно, мы не были очевидцами того, как на самом деле происходила миграция, но мы знаем, что животные действительно добрались до самых удаленных регионов – и те, кто придерживаются библейского мировоззрения, могут с уверенностью сказать: существуют рациональные объяснения того, как это могло произойти.

Таким образом, признание истинности Библии не является проблемой для научного осмысления процессов, происходивших в прошлом. Креационные научные модели миграции животных не менее (а на самом деле, более) состоятельны, как и эволюционные. Для их отвержения существует лишь одна причина: они не вписываются в ортодоксальное секулярное мировоззрение эволюционистов.

Для нас не составляет труда объяснить, почему некоторые животные не встречаются в определенных частях мира. Почему, например, фауна Австралии столь необычна, и там водится так много сумчатых? На самом деле, сумчатые были представлены и в других местах Земного шара. Например, опоссумы встречаются в Северной и Южной Америке, а окаменелости сумчатых находят в самых разных уголках мира. Но в большинстве регионов климатические изменения и другие факторы привели к их вымиранию. Поэтому отсутствие крупных сумчатых на других континентах не является чем-то загадочным, равно как и повсеместное отсутствие живых динозавров. Вымирание же живых существ напоминает нам о том, что на мире лежит проклятие греха.

Ещё одна теория предполагает: поскольку сумчатые переносили детенышей в сумках, они были способны путешествовать дальше и быстрее, чем другие млекопитающие, которым приходилось делать остановки, чтобы вырастить потомство. В результате сумчатые обосновались в далекой Австралии еще до того, как до континента добрались их конкуренты.

То же можно сказать и о многих необычных видах птиц в Новой Зеландии: на эти острова вплоть момента до прибытия европейских поселенцев не добрались млекопитающие, вытесняющие их из экосистем.

Теория повторного заселения

Как видим, наиболее логичная интерпретация библейской истории о Потопе и его последствиях предполагает, что животные вышли из ковчега и постепенно вновь заселили планету из района современной Турции и Центральной Азии (если воспринимать слова Писания об Араратских горах «как есть»). Параллели с современными миграциями (остров Сюртсей и др.) показывают, что такое заселение не занимает много времени. Окаменелости погибших животных, представленные в летописи ископаемых, также лучше всего объясняются в свете Книги Бытия: большая их часть образовалась в ходе Потопа в его результате.

Не так давно некоторые креационисты в Великобритании и других европейских странах выдвинули теорию, согласно которой летопись ископаемых отражает не глобальную катастрофу, а процессы, происходившие во время повторного, после Потопа, заселения планеты. Сторонники этой теории повторного заселения5 полагают, что при Потопе была полностью уничтожена существовавшая до этого земная кора, а следовательно, окаменелости, которые мы находим сегодня, не имеют к Потопу никакого отношения. Чтобы объяснить процессы окаменения, сторонники этой теории допускают, что возраст Земли составляет на несколько тысяч лет больше, чем указано в Писании. Одни оценивают его примерно в 8000 лет, другие предлагают датировку, достигающую 20 000 лет.

Подробную критику теории повторного заселения опубликовали Макинтош, Эдмондсон и Тейлор6, а также Холт7. Основная ошибка этой точки зрения состоит в том, что за отправную точку в ней взяты предполагаемые научные аномалии, такие как летопись ископаемых, а не Библия. Как следствие, некоторые (хотя не все) сторонники теории повторного заселения высказывают предположение, что в родословиях из Книги Бытия 5 и 11 содержатся пробелы – а это допущение влечет за собой ряд других доктринальных проблем8.

Но и те сторонники теории повторного заселения, которые не растягивают родословия, все же вступают в противоречие с Писанием. Поскольку на Ближнем Востоке присутствует большое количество так называемых меловых пород, которые с их точки зрения этих ученых сформировались уже после Потопа, им приходится утверждать, что эти территории значительное время оставались под водой – в то время как Книга Бытия 11 повествует о происходивших там событиях, связанных со строительством Вавилонской башни. Поэтому в рамках теории повторного заселения было выдвинуто предположение, что ковчег остановился в Африке – и именно на этом континенте происходили события, описанные в 11 и 12 главах Книги Бытия. Но это очень слабая позиция – как с экзегетической, так и с исторической точки зрения. Как отмечают профессор Энди Макинтош и его коллеги: «…Их интерпретация Писания вытекает из их научных суждений, а не наоборот»9.

Выводы

Нас не должна обескураживать критика, часто раздающаяся в адрес Библии. Мы убедилось, что отталкиваясь от предположения об истинности библейского повествования, можно выстроить состоятельные научные модели, объясняющие миграцию животных после Потопа. Эти модели отражают наблюдаемые данные и в то же время согласуются с библейским повествованием.

Примечательно, что противники библейского креационизма используют схожие модели, выдвигая эволюционные объяснения миграции животных.

Сами модели могут со временем изменяться и уточняться; но принципиально важно то, что существуют модели, не противоречащие Библии. В любом случае, мы доверяем библейскому повествованию и считаем его точным и авторитетным10. Факт миграции животных по всему миру свидетельствует о благости и милосердии Бога, Который с избытком обеспечивает нужды Своих созданий.

Примечания

1 Encyclopædia Britannica – www.britannica.com/eb/article-70601.
2 P. Savolainen et al., A detailed picture of the origin of the Australian dingo, obtained from the study of mitochondrial DNA, PNAS(Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America) 101:12387–12390, August 2004.
3 Оард опубликовала большое количество статей, посвященных данным вопросам, в научных изданиях и на веб-сайтах организаций «Ответы Бытия» и «Институт креационных исследований». Подробно он изложил результаты своих исследований в книге: M. Oard, AnIceAgeCausedbytheGenesisFlood, Institute for Creation Research, El Cajon, California, 2002.
4 Там же, с. 80.
5 В Великобритании, где она возникла, эта теория известна под названием «реколонизация» (recolonisation).
6 A. C. McIntosh, T. Edmondson, and S. Taylor, Flood Models: The need for an integrated approach, TJ 14 (1):52–59, April 2000 (https://answersingenesis.org/the-flood/flood-models-the-need-for-an-integrated-approach/); A.C. McIntosh, T. Edmondson, and S. Taylor, Genesis and Catastrophe, TJ 14(1):101–109, April 2000 (https://answersingenesis.org/the-flood/global/genesis-and-catastrophe/). Ответы на непосредственную критику нашей позиции, прозвучавшую у сторонников теории повторного заселения, представлены в: A.C. McIntosh, T. Edmondson, and S. Taylor, McIntosh, Taylor, and Edmondson reply to Flood Models, TJ 14(3):80–82, 2000 (www.answersingenesis.org/tj/v14/i3/flood_reply.asp).
7 R. Holt, Evidence for a Late Cainozoic Flood/post-Flood Boundary, TJ 10(1):128–168, April 1996. (https://answersingenesis.org/tj/v10/i1/cainozoic.asp).
8 Более подробная информация:www.answersingenesis.org/articles/am/v1/n2/who-begat-whom.
9 A.C. McIntosh, T. Edmondson, and S. Taylor, McIntosh, Taylor, and Edmondson reply to Flood Models, TJ 14(3):80–82, 2000.
10 Джон Вудморапп подробно описывает различные научные модели, связанные с состоянием мира до Потопа и после него, в книге: John Woodmorappe, Noah’s Ark: A Feasibility Study, Institute for Creation Research, El Cajon, California, 1996.

Тейлор Ф. Пол scienceandapologetics.com

Пол Тейлор (бакалавр наук, магистр педагогических наук) более 20 лет преподавал естественные науки в государственных общеобразовательных школах Великобритании, в одной из школ возглавил кафедру науки. В 2000 году он оставил преподавательскую работу и ушел в обучение информационно-коммуникационным технологиям и разработку веб-приложений, после чего в течение шести лет (2005-2011) работал для миссии Answers in Genesis-UK/Europe — выступал с лекциями, писал статьи, был главой отдела СМИ и коммуникаций. В 2011 году переехал в Соединенные Штаты, чтобы приступить к работе в миссии Creation Today в Пенсаколе, Флорида. С октября 2014 года Пол и его жена Джеральдин работают директорами организации Mount St. Helen’s Creation Center в штате  Вашингтон, около известного вулкана.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!