Интересен диалог, состоявшийся между императором Наполеоном и маркизом де Лапласом (1749–1827), представившим ему свой знаменитый труд «Небесная механика».
– Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце! – заметил император.
– Сир, я не нуждался в этой гипотезе! – ответил ученый-атеист.
– И напрасно. Прекрасная гипотеза! С её помощью можно объяснить очень многое, – прокомментировал его ответ впоследствии выдающийся математик Жозеф Луи Лагранж (1736–1813).
В атеистической литературе ответ Лапласа часто цитируется как свидетельство того, насколько недальновидным был Наполеон и насколько смелым и свободомыслящим Лаплас. На самом же деле император указал на самое слабое место атеистической космологии. Ведь такой подход порождает сразу три фундаментальные проблемы, не разрешимые в рамках натурализма.
Во-первых, если все, что существует, суть одна лишь материя, то где в этой материальной вселенной находятся пресловутые законы природы? Законы – понятие нематериальное, и сама материя их не содержит. Как же она может подчиняться чему-то вне себя самой, если кроме нее ничего не существует?
Второй, не меньшей проблемой, является так называемая концепция дальнодействия. Как некое материальное тело (например – планета) «знает» о существовании другого тела, находящегося на расстоянии от него, и каким образом способны эти тела взаимодействовать без участия каких-либо материальных посредников?
Третья проблема наиболее фундаментальна. Под «законами природы» понимаются устойчивые причинно-следственные связи в материальном мире. А это предполагает последовательность событий во времени (причина предшествует следствию). Время же – понятие абстрактное. В реальности его не существует. Ведь прошлого нет уже, а будущего нет еще. Помните: «Есть только миг…»?
И не только время, но и пространство, скорость, ускорение, сила, объем, предел, бесконечность и т.п. – все понятия, соотношение между которыми описывают «законы природы», – категории абстрактные. К чему же, собственно, эти законы тогда относятся? Для приверженцев идеологии натурализма бессмысленно само понятие законов. Признание факта их «просто существования» напоминает известный диалог из «Алисы в Зазеркалье»:
– Нельзя поверить в невозможное!
– Просто у тебя мало опыта. В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!
Проблемы натуралистического подхода были очевидны не только Наполеону. Они были настолько общеизвестны, что спустя какое-то время к ним просто привыкли и перестали замечать в полном соответствии с апостольским диагнозом:
«Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Римлянам 1:22,23).
Но, как говорил иной персонаж дилогии об Алисе: «Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-либо смысл?»
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!