Моисей и Хамураппи

Согласно данным археологии, наиболее древней из известных нам законодательных систем является вавилонский свод законов, известный как «Кодекс Хаммурапи». Черная диоритовая стела с клинописным изложением Кодекса была найдена в Сузах (территория древнего Междуречья) в ходе раскопок 1901-1902 гг. Стелу, датируемую 1759-м годом до н.э., венчает барельефное изображение, где сидящий на троне бог солнца Шамаш вручает законы царю Хаммурапи (1793-1750 до н.э.) – шестому правителю первой вавилонской династии. Кодекс насчитывает 282 статьи.

Поскольку Закон Моисеев (Тора) появился как минимум тремя веками позже, одно время было крайне популярно утверждать, что Моисей позаимствовал свои идеи у Хаммурапи. Но такой взгляд не выдерживает критики. Дело даже не в том, что Тора имеет совершенно иную форму и структуру. Эти тексты демонстрируют принципиально разные подходы к представлениям о законе. В то время как Кодекс Хаммурапи делает основной акцент на имущественных отношениях между людьмиЗакон Моисеев указывает на необходимость восстановления межличностных отношений как между людьми, так и между человеком и Богом.

Радикальным образом отличаются и принципы, лежащие в основании этих двух законодательств. Так, к примеру, Статья №2 Закона Хаммурапи гласит:

«Если кто выдвинет обвинение, и обвиняемый пойдет к реке и прыгнет в нее, если он утонет, обвинитель должен забрать все имущество его дома. Но если река докажет, что обвиняемый невиновен, и он избежит вреда, выдвинувший обвинение повинен смерти, а прыгнувший в реку должен забрать имущество дома, принадлежавшего его обвинителю».

Пять моментов сразу же бросаются в глаза. Вопервых, весьма интересен способ определения невиновности – через умение плавать. Вовторых, такой закон делает обвинителя материально заинтересованным в выдвижении обвинений (особенно, если заранее известно, что обвиняемый – не особо умелый пловец). В-третьих, степень наказания практически не связана с тяжестью предъявленных обвинений. В то же время Кодекс не исключает зависимости степени наказания от соотношения социального статуса истца и ответчика. Это автоматически ведет к четвертому моменту: правитель страны находится вне закона и не подсуден в принципе! Ну и, наконец, самое существенное с правовой точки зрения: обвиняемому вменяется в обязанность доказывать собственную невиновность. Представление о презумпции невиновности (т.е. о том, что обвиняемый невиновен, пока не доказано обратное) отсутствует в Кодексе Хамураппи как таковое.

Более того, в ряде случаев не предполагается нужды не только в доказательстве вины, но даже и в самом обвинении – достаточно одного подозрения. Так, в соответствии со Статьей №132, «Если кто укажет на замужнюю относительно иного мужчины, но она не была застигнута спящей с другим мужчиной, она должна прыгнуть в реку ради своего мужа».

Ничего подобного в Законе Моисеевом мы не встречаем. Справедливость и нелицеприятие служат не только основой Закона, но и свидетельством того, что Закон этот получен как сверхъестественное откровение Единственного и истинного Бога:

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ … у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Второзаконие 4:5-8).

Десять заповедей, стоящие в центре Закона, отображают абсолютный и неизменный характер Господа. Первые четыре из них нормируют отношения человека и Бога. Остальные относятся к отношениям между людьми (почтение к родителям, святость человеческой жизни, святость брачного завета, святость собственности, святость истины, довольство имеющимся). Это именно те отношения, что в наибольшей степени отображают нравственные абсолюты, заложенные Создателем – честность, чистоту, бескорыстие, любовь. Любое общество, лишенное таких основ, обречено. Следование же Божьему замыслу ведет народ к благоденствию:

«Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1 Царств 2:30).

«Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога» (Псалтирь 9:18).

«Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Псалтирь 32:12).

Культура меняется, технологии меняются, но Божьи принципы, составляющие основание Закона, неизменны и равно значимы для каждого. Тут нет разделения на правящих и подданных, богатых и бедных, «своих» и «чужих»«Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Левит 24:22). Такое единое для всех представление о справедливости служит основанием для формирования общества в соответствии с замыслом Творца.

Сергей Головин 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!