Мифы и реальности Закона и Благодати для христианина

В современной церкви много путаницы между пониманиями что такое закон, и что такое благодать. Апостол Павел знал наперед, что в этой сфере у церкви возникнет проблема, поэтому и уделил много внимания и разъяснил понимание природы, как закона, так и христианского отношение к закону.

Сферы распространенных недоразумения следующие:

  1. Были ли спасены Израильтяне в Ветхом Завете через соблюдение закона?
  2. Подчиняется ли христианин Закону Моисея в каком-либо смысле
    Возможно мы свободны от необходимости исполнять церемониальную и гражданскую части закона, но обязаны ли мы соблюдать моральный закон, Десять заповедей?
  3. Должен ли христианин соблюдать иудейские праздники, субботу или другие религиозные обряды?
  4. Если христианин не находится под законом, то можем ли мы нарушить закон?

Эти и другие вопросы беспокоят умы многих верующих.

Слово «закон» используется в Библии более 500 раз (около 300 раз в Ветхом Завете и более 200 в Новом). Это может относиться к:

  • Ветхий Завет в целом;
  • Пятикнижие;
  • Закон Моисея;
  • Десять заповедей.

В каждом случае изучение контекста позволяет определить, какое значение имеется ввиду.

Закон Моисея

Есть три вещи, которые мы должны четко понимать в отношении Закона Моисея:

1. Закон Моисея никогда не предназначался для язычников, он был дан только Израилю.

Псалтирь 19 (147-8) Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
20 (147-9) Не сделал Он того никакому [другому] народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.

Амос 3 2 только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши.

1-я Паралипоменон 17 21 И кто подобен народу Твоему Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, [чтоб] искупить его Себе в народ, сделать Себе имя великим и страшным делом—прогнанием народов от лица народа Твоего, который Ты избавил из Египта.

2. Закон был единой целостной системой. 

И небиблейски разбивать его на «подвиды» закона, такие как моральный, церемониальный и гражданский.

Второзаконие 4 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.
2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.

Иакова 2 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона

К Галатам 5 3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

3. Закон не был постоянным ответом Бога на нужды человека — он был дан только как временная мера.

К Галатам 3 21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.

Почему был дан Закон?

Бог дал Закон Моисея Израилю не для того, чтобы Его народ мог быть спасен, повинуясь ему.  Он дал закон по другим причинам:

  • Бог дал закон, чтобы открыть грех.

К Римлянам 3:20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

  • Раскрывая греховность, закон также разоблачает неспособность человека спасти себя и, таким образом, свою потребность в Спасителе.

К Галатам 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

Деяния 13 38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

  • В некоторой степени закон сдерживал грех.

1-е Тимофею 1 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

  • Бог дал закон, чтобы сохранить Израиль.

Левит 20 22 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их, —и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить.
23 Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них,
24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.
25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое.
26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.

Отношение и отношение Иисуса к закону 

От Матфея 5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Иисус не игнорировал закон, но исполнил его несколькими способами:

  • Он родился под законом.

К Галатам  4: 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

  • Он исполнил пророчества, содержащиеся в законе.
  • Он соблюдал закон.

От Матфея 5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

  • Его смерть подтвердила закон.

К Ефесянам 2:15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

  • Его смерть отменила закон.

К Римлянам 10:4 потому что конец закона—Христос, к праведности всякого верующего.

К Римлянам 3: 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

Крест и закон

Как мы видим, закон раскрыл грех человека и тот факт, что человек не может спастись, соблюдая закон (Рим. 3:20; 7:13 и т.д.). Закон никогда не был дан, чтобы спасти человека. Поэтому то, что спасение происходит по благодати Божией, полученной через веру и отменяют закон для верующего (поскольку праведность может прийти только как бесплатный дар от Бога и не может быть заработана нашими трудами) и оправдывает закон (так как закон выполнил его назначенная задача, ясно раскрывающая греховность человека и невозможность праведности делами и тем самым ведущая человека к своему Спасителю).

К Римлянам 8 8 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

К Римлянам 10: 4 потому что конец закона—Христос, к праведности всякого верующего.

Христианин и закон

В предыдущих разделах мы рассмотрели четыре ключевых факта:

  1. Закон Моисея был дан только Израилю. 
  2. Закон представляет собой единую целостную систему.
  3. Закон был задуман Богом на какое-то время.
  4. Закон был отменен крестом.

Принимая во внимание эти истины, отношение христианина к закону становится очень ясно: праведность христианина не зависит от соблюдения закона или его части.

Как уже отмечалось, закон представлял собой единую целостную систему с ней было покончено Христом.

Еф. 2: 14-16 -Закон Моисея был великой разделительной линией, разделявшей евреев от язычников. Теперь Христос «разрушил преграду … уничтожив в его плоти [т.е. через Его смерть] закон с его заповедями и правилами ».

Очевидно, что верующий не находится под законом или какой-либо его частью.

Для христианина закон полностью «отменен».

Новая жизнь во Христе

Христианин не находится под законом. Но означает ли это, что христианин может продолжать жить во грехе и все же в конце концов спастись?

В ответ на этот вопрос Священное Писание утверждает, что верующий, который  оправдан верой, помимо дел закона, будет жить  таким образом, чтобы исполнить праведность закона.

К Римлянам 7:6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

К Римлянам 8:1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,

Когда Бог дал Израилю Закон Моисея, это было не просто свод правил, но это было выражением собственной природы Бога, Его Святости, Его праведности. Более того, это было выражением Его любви:

От Матфея 22: 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Рим. 13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Когда мы живем во плоти, мы причиняем людям боль.

Иакова 2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, —хорошо делаете.

К Галатам 5: 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух—противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

К Римлянам 8:4 Те, кто жив для Бога, будут жить в соответствии с праведные требования закона .

И наоборот, те, кто продолжает грешить, не увидят вечного царства Бога как бы они ни заверяли себя, что они спасены по Божьей благодати, а не своими делами.

От Матфея7:21 Не всякий, говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

К Ефесянам 5:5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.

К Колоссянам 3:5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

Верующий когда-то был связан грехом, он был потерян и осужден.  Но теперь он стал живым для Бога, соединившись со Христом в Его смерти и воскресение. Теперь он живет в единении и общении со Христом.

В сердце верующего новая жизнь, и теперь он будет ходить в соответствии с ней. Эта новая жизнь естественным образом выразит святую природу Бога, выражением которой ранее был Закон Моисеев.

Несмотря на спасение по благодати, верующий не будет оправдывать лень или безынициативность; на самом деле он будет очень мотивирован стремиться к любящему Богу и ближнему.

Христианин:

  • Призван «к послушанию от веры» (Рим. 1: 5);
  • «Живи новой жизнью» (Рим. 6: 4);
  • «Живые для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11);
  • «Рабы правды» (Рим. 6:18);
  • «Предложите [свое тело] в рабство праведности, ведущей к святости (Рим. 6:19);
  • «Вы были освобождены от греха и стали рабами Бога» (Рим. 6:22);
  • «Служите новым путем Духа» (Рим. 7: 6);
  • «Не по плоти поступайте, но по духу» (Рим. 8: 1, NKJV);
  • Выполняйте «требования закона о праведности» (Рим. 8: 4);
  • «Живите… по духу» (Рим. 8: 4);
  • «Твой дух жив для праведности» (Рим. 8:10);
  • «Ведомые Духом Божиим» (Рим. 8:14);
  • «Кто во Христе, тот новое творение; (2 Кор. 5:17);
  • «Живите для Бога» (Гал. 2:19).

Новая жизнь во Христе

  • «Живите верою в Сына Божьего» (Гал. 2:20;
  • Вы «во Христа облеклись» (Гал. 3:27);
  • «Живите Духом» (Гал. 5:16);
  • «Идите в ногу с Духом» (Гал. 5:25);
  • «Исполняйте закон Христа» (Гал. 6: 2);
  • «Сеющий в угоду Духу» (Гал. 6: 8);
  • «Соблюдайте царский закон» (Иак. 2: 8);
  • Приносите «хорошие плоды» (Мф. 7:17);
  • «Пребудьте во мне, и я останусь в вас» (Иоанна 15: 4);
  • «Те, кто подчиняются его приказам, живут в нем, и он в них» (1 Иоанна 3:24).

Если христианин считает себя все еще «под законом», тогда он, естественно, будет стараться соблюдать закон, и его жизнь будет сосредоточена на том, чтобы соблюдать навязанную извне заповедь через его собственные способности и силы. Поскольку он не может идеально соблюдать закон, его жизнь будет характеризоваться постоянно растущими собственными усилиями, разочарованием и осуждением. Он будет продолжать такую ​​же борьбу, как Павел вел до своего спасения.

 К Римлянам 7:14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

Но если христианин понимает, что он не под законом, что он на самом деле «умер для закона» (Рим. 7: 4; Гал. 2:19) — и что он соединен со Христом в Его воскресении и жизни, тогда его внимание будет сосредоточено на жизни во внутреннем единении со Христом Его Духом.

К Римлянам 7:4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

К Галатам 2:19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

От Иоанна 15:4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Верующий будет смотреть не на закон, а в лицо Иисуса Христа. И когда он посмотрит на Христа, он преобразится.

К 2 Коринфянам 3:17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Таким образом, благодаря силе пребывающего в нем Духа, верующий будет действительно уметь жить в победе и новой жизнью.

… Насколько больше будут те, кто принимает обильное обеспечение Бога благодати и дара праведности царят в жизни через одного человека, Иисуса Христа. 

К Римлянам 5:17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Кто-то может спросить, в чем разница между обучением людей: в том, что они обязаны соблюдать нравственный закон и в том, чтобы  учить людей, что они внутренне изменились и поэтому будут жить в святости?

Разве практические результаты обоих учений не будут одинаковыми?

Ответ заключается в том, что тут проблема не только в семантике. Последствия каждого из этих подходов глубоко разнятся. В следующей таблице подробно показаны некоторые драматические контрасты между двумя стилями жизни.

Закон

Благодать

Природа жизнь верующего:

Соблюдать моральный закон

Союз и причастие со Христом
(От Иоанна 17: 3)

Фокус:

Собственные усилия
(К Галатам 3: 3) 

Присутствие Бога
(От Иоанна 15: 5;  Рим. 8:13; 2 Кор. 3:18)

На основании:

Религиозный человек верит, что он может соблюдать закон

Положитесь только на одного Христа (Иоанн 15: 4-5;  Фил. 1: 6;  2 Тим. 1:12)

Соответствующие руководящие принципы для жизни верующего:

Заповеди и правила (Еф. 2:15; Кол. 2:14).

Любите Бога и любите ближнего своего (Рим. 13: 8-10; Гал. 6: 2; 1 Кор. 9:21)

Полученные результаты:

Человеческий труд, плотские стремления

Мир с Богом (Рим. 5: 1) и все плоды Духа (Гал. 5: 22-23)

Долгосрочные полученные результаты:

В глазах Бога результат всегда будет неудачным. Однако, если человек неправильно воспринимает успех, результатом будет гордость и самодовольство.

Если человек воспринимает, что в его жизни неудача,  то результатом будет разочарование, страх и осуждение.

Ежедневное преобразование от славы к славе в образ Христа через силу Святого Духа

Итак: 

  1. Христианин полностью свободен от закона.
  2. Христианин также изменился (2 Кор. 5:17). Внутри него новая жизнь. Соединившись со Христом, верующий умер для греха и воскрес к обновленной жизни.
  3. Когда верующий будет жить согласно этой новой жизни, он будет жить в соответствии с природой Бога, выражением которой был Закон Моисея.
  4. Этот новый образ жизни воплощен в любви к Богу и любви к ближнему.
  5. Таким образом, верующий, хотя и не обязан «соблюдать закон», тем не менее будет выполнять «праведные требования закона», и его праведность превзойдет праведность фарисеев.
  6. Поэтому постоянное внимание верующего должно быть сосредоточено не на попытках повиноваться внешнему закону через свою плотскую силу, а на стремлении любить Бога и ходить в Духе через внутреннее общение со Христом.

Благодать

Природа жизнь верующего:

Союз и причастие со Христом (Иоанна 17: 3)

Фокус: 

Присутствие Бога (Иоанна 15: 5; Рим. 8:13; 2 Кор. 3:18)

На основании:

Положитесь только на одного Христа (Иоанн 15: 4-5; Фил. 1: 6; 2 Тим. 1:12)

Соответствующие руководящие принципы для жизни верующего

Любите Бога и любите ближнего своего (Рим. 13: 8-10; Гал. 6: 2; 1 Кор. 9:21)

Полученные результаты:

Мир с Богом (Рим. 5: 1) и все плоды Духa (Гал. 5: 22-23)

Долгосрочное полученные результаты:

Ежедневное преобразование от славы к славе в образ Христа через силу Святого Духа

Виктория Гулина Русская Протестантская Церковь | Лос-Анджелес

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!