Фарисеи. Откуда они взялись

Большинство наших современников наслышано о фарисеях из одного-единственного источника – текстов Нового Завета. В результате бытует мнение, что фарисеи – это такие нехорошие люди, которые постоянно мешали Иисусу и Его ученикам жить и радоваться. В первую очередь вспоминаются нелестные слова Господа, который обличал фарисеев за лицемерное отношение к вере, к Закону, к самим себе и к другим – за то, что впоследствии получило название «фарисейство».

Такая обрывочность в исторической осведомленности порождает три весьма поверхностных представления о фарисеях и фарисействе:

  1. Все фарисеи фарисействовали
  2. Фарисействовали только фарисеи
  3. С исчезновением фарисеев не стало и фарисейства. А потому то, что Иисус говорил тогда им, к нам нынешним отношения не имеет.

Все три утверждения необоснованны, начиная с первого. Среди фарисеев было достаточно много людей, достойных искреннего уважения. Кто, например, невзирая на огромные расходы и репутационные риски, организовал достойное погребение для тела Иисуса после Его распятия? Друзья? Апостолы? Члены семьи? Нет, это сделали фарисеи! Ими были члены Синедриона (высшего иудейского совета) Никодим и Иосиф Аримафейский. Фарисеями были такие известные учителя как Шамай и Гиллель. Ученик Гиллеля Гамалиил был наставником Савла из Тарса, будущего апостола Павла. Да и сам Павел был потомственным фарисеем – фарисеем фарисеевичем, как он лично засвидетельствовал о себе перед Синедрионом (Деяния 23:6).

Более всего о фарисеях известно из трудов известно историка Иосифа Флавия. Предположительно, он и сам был фарисеем, и потому трудно заподозрить его в непредвзятости оценок их деятельности. Тем не менее, в достоверности изложенных им фактов сомневаться не приходится.

С точки зрения библейской истории появление фарисеев (евр. – перушим, «отделившиеся») относится к межзаветному периоду, иначе называемому «четыреста лет молчания» – времени, когда после последнего ветхозаветного пророка Малахии Господь более не посылал пророков Своему народу (1 Маккавеев 4:46) вплоть до прихода Иоанна Крестителя. Но за эти четыре века происходит целый ряд знаменательных событий.

Так, после смерти Александра Македонского, покоренные им территории переходят под власть диадохов (преемников). Израиль, как между молотом и наковальней, оказывается между владениями Селевка (Сирия) и Птолемея (Египет). Сотню лет он, «как корабль в шторме, кидаемый волнами с обеих сторон» (Иосиф Флавий) был объектом их взаимных территориальных претензий и ареной военных действий, пока, наконец, не оказался под влиянием Сирии – крупнейшего из пост-Александровских государств.

Евреи категорически отказывались почитать общепризнанные святыни «сирийского мира», и потому были непреходящим неудобством для «старшего брата», постоянно опасавшегося подвоха с их стороны. Поэтому Селевкиды поводили по отношению к Израилю политику целенаправленной ассимиляции.

Северный сосед всячески способствовал формированию коррупционной зависимости иерусалимских элит, щедро одаривая местную знать и священников. Те были освобождены от уплаты личных налогов, а первосвященник даже получил право взимать налоги и, по сути, стал главой национальной автономии. В уплату за предоставляемые дары и привилегии иудейская элита охотно поддерживала эллинистические реформы северных благодетелей.

Однако дальше этого дело не шло. Евреи упорно отказывались служить каким-либо богам кроме их собственного. Более того, в стране постоянно шла борьба между группировками, продвигавшими своих кандидатов на вожделенную должность первосвященника. Это вело к междоусобицам и сводило на нет все усилия сирийцев по достижению стабильности в регионе. Не помогло даже введение Антиохом IV Епифаном сирийских войск в Иерусалим и установление в городе полицейского режима.

Двумя годами позже, когда Сирия потерпела неудачу в очередном походе против Египта, в Иерусалиме распространился слух о гибели царя. Уличные столкновения переросли в массовые беспорядки. Тогда Антиох с целью «окончательного решения» еврейского вопроса прибегает к крайним мерам. Желая радикально «исправить» ситуацию, раз и навсегда покончив с иудаизмом, он разоряет город, превращает Храм в святилище Зевса Олимпийского, приказывает уничтожить все экземпляры Торы, а также под страхом смерти запрещает делать обрезание, соблюдать субботу и отмечать иудейские праздники. В довершение всего сирийский царь оскверняет храмовый жертвенник, собственноручно и прилюдно зарезав на нем свинью.

Результат превосходит все ожидания. Междоусобные склоки мгновенно прекращаются – у иудеев появляется общий объект объединяющей всех ненависти. Начинается национально-освободительная война под предводительством первосвященника Маттафия Хасмонея. Роль главнокомандующего исполняет его старший сын Иуда по прозвищу Маккавей, что значит «молот».

После смерти Маттафии Иуда становится первосвященником. 25-го числа месяца Кислева 165 г. до н.э., спустя ровно три года после того дня, когда Храм был осквернен, Маккавеи захватывают храмовую гору и очищают Храм (в честь чего устанавливается Ханука, праздник обновления – единственный зимний праздник евреев – От Иоанна 10:22). Впоследствии, признав политическую и религиозную независимость Иудеи, Дамаск освобождает евреев от ежегодной дани, а также посылает в Иерусалим золотую корону и пурпурную мантию.

Но с исчезновением внешнего врага в Израиле вновь обостряется внутренний конфликт. На этот раз – между эллинистами (приверженцами прогрессивного, греческого образа жизни) и консервативными последователями ортодоксального иудаизма. Последние получают наименование «хасидим», «верные» – в соответствии с текстом «Верные Господу, пойте Ему, славьте имя святое Его» (Псалтирь 29:5, РБО; в Синодальном переводе здесь – «святые», в других местах также переводится как «милостивые», «преподобные», «праведные», «милосердные»).

Когда Симон Маккавей, сын Иуды, получает титул «Царственный священник», хасиды отвергают принятие первосвященнической чести по назначению языческого царя. Эллинисты же усматривают в совмещении политической и духовной власти начало исполнения мессианских обетований. Тем более что со временем пределы Израиля расширяются до границ времен Соломона, на землю Палестины приходит покой, и даже «заклятые друзья» Израиля идумеи (потомки Исава) вынуждено принимают иудаизм.

Где-то в этот период времени в лоне хасидизма и возникает движение фарисеев, «отделившихся». Разочарованные коррумпированностью храмовой элиты, фарисеи провозглашают личную праведность высшим приоритетом и решают следовать в повседневной жизни требованием чистоты и святости, которые, согласно общему представлению, прилагались исключительно к священникам.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!