Как распознать фашизм сегодня

«Фашизм» стало одним из ключевых слов, которыми сегодня активно оперируют как средства массовой информации, так и индивидуальные лидеры общественного мнения, в том числе – христиане. Это – весьма эмоционально заряженное понятие, и неуместное его употребление никоим образом не способствует достижению взаимного согласия. У слов, все-таки, есть значения. И если кто-нибудь систематически использует слово не в соответствии с его значением, он либо не понимает его, либо умышленно вводит в заблуждение свою целевую аудиторию.

Так, советская пропаганда целенаправленно использовала слово «фашизм» почти исключительно в отношении гитлеровской Германии, которая являлась лишь одним из примеров фашистской государственной системы. Свидетельством тому тот факт, что ко времени прихода Гитлера к власти фашистские режимы формировались в Европе уже второе десятилетие. Но ни один из них ни до, ни после Второй мировой войны, не достиг того масштаба зверств, каким прославились германские нацисты. Да и само слово «фашизм» – итальянского, а не немецкого происхождения, производное от fasciо, т.е. «связка», «пучок». В результате такой подмены советским гражданам было невдомек, что основанием фашизма может служить не только нацизм, но и другие идеологии. Например – марксизм.

Как же распознать фашизм? Теоретики выдвигают различные наборы признаков, характерных для этой системы. Но есть признаки, общие для всех наборов, а именно:

Доминирование одной политической силы, название которой, как правило, олицетворяет национальное единство.

Контроль исполнительной власти над законодательной и судебной. Вместо системы сдержек и противовесов, обеспечивающих взаимный контроль ветвей власти, формируется так называемая «вертикаль».

Несменяемость руководства. Отдельным диктаторам фашистских режимов удавалось в той или иной форме оставаться у власти более двадцати лет.

Опора власти на силовые структуры.

Устранение или подчинение оппозиционных политсил.

Публичное выражение оппозиционного мнения рассматривается как правонарушение, направленное на дискредитацию органов власти.

Засилье политического лексикона вводящими в заблуждение эвфемизмами (то, что Оруэлл называл «новояз»): война = мир, свобода = рабство, демократия = тоталитаризм, нападение = оборона, интервенция = спасательная операция, оккупация = возвращение, и т.п. Переопределение понятия «фашизм» – из той же оперы.

Выдающийся эксперт в области тоталитаризма Ханна Арендт (1906-1975) утверждает, что основным признаком фашизма может служить наличие мощного пропагандистского аппарата, формирующего культ ненависти к предполагаемому врагу – внутреннему либо внешнему (как реальному, так и вымышленному).

Фашистский режим всегда заинтересован в раздувании или поддержании вооруженных конфликтов. С одной стороны, состояние войны (даже когда таковое не объявлено формально) служит оправданием для ущемления конституционных прав и свобод собственных граждан. С другой стороны, неизбежные потери помогают культивировать ненависть к предполагаемому врагу – агрессор позиционирует себя, как жертву.

Чем больше политическая система той или иной страны соответствует этим критериям, тем с большей вероятностью можно констатировать наличие в ней фашистского режима.

Впрочем, это все – теория. Представители разных точек зрения могут лишь спорить о степени соответствия системы тому или иному из критериев. Но есть и простой практический способ выявить фашизм. Попробуйте выйти на центральную площадь с плакатом «Нет фашизму!». Где вас правоохранители за это задержат, там и фашизм.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!