Плач о блудном отце

Как бы вы ни любили путешествовать, есть места, которые вам нравятся больше всего, куда хочется возвращаться снова и снова. Лично для меня в путешествиях по бескрайним просторам и неисчерпаемым глубинам Библии таким местом является так называемое послание апостола Павла Ефесянам. Почему «так называемое»? Сейчас расскажу.

Как известно, для правильного понимания значения того или иного библейского текста первым делом следует задать вопрос: к какому жанру относится этот текст? Все книги Библии богодухновенны и взаимосвязаны. Однако, поэтические книги не следует толковать так же, как законодательные, исторические – так же, как книги мудрости, и так далее. Именно жанр текста задает правильный подход к его толкованию.

С другой стороны, жанровую принадлежность текста не стоит путать с категориями, на которые подразделяются библейские книги – с теми разделами, в которые они помещены в библиотеке, называемой «Библия». Так, в категории «Закон» (Пятикнижие Моисеево) есть и исторические, и законодательные, и даже пророческие тексты (эти жанры могут перемежаться даже в той же самой книге, например – «Исход»). Подобным образом, и новозаветная категория «Послания» включает тексты трех жанров – письма, проповеди, циркуляры.

Проповеди, даже письменные, отличаются характерными риторическими приемами, четким планом и единой общей темой или целью, подспорьем которой служат остальные фрагменты. Так, в Послании Иакова мы можем распознать разъяснительную проповедь на текст Нагорной Проповеди. Попробуйте составить план обоих – и вы увидите, насколько они близки между собой. Послание Евреям, в свою очередь, – богословская проповедь, показывающая, каким образом Мессия, хоть и не происходит их колена Левина, однако является не только Царем, но и Священником. Причем – Священником истинным, верным и вечным.

В то же время Послание Иуды – мотивационная проповедь о необходимости отстаивать веру, раз и навсегда доверенную святым. В нем множество отсылок и аллюзий. Сегодня проповедник точно так же может иллюстрировать свою речь упоминанием образов из известных книг или фильмов, отсылкой к текстам исполняемых в церкви гимнов и т.п. – тому, что на слуху у его аудитории. При этом вовсе не утверждается, что иллюстрации эти – особое Божье откровение. Они лишь помогают говорящему яснее донести свою мысль до слушателя. Именно для этого Иуда (второй пресвитер Иерусалимской церкви и брат Господень) наряду с примерами из Писания упоминает сюжеты из популярных литературных произведений своего времени в стиле фэнтези – типа книг Еноха или Вознесения Моисеева – отнюдь не придавая этим книгам статус канонических.

Письма, в свою очередь, – фрагменты переписки апостолов с конкретными людьми или группами людей. Их отличительной чертой служат личные приветы, и посвящены они, большей частью, рассмотрению не столько общих принципов, сколь отдельных аспектов жизни адресатов. Таковы, к примеру, послания апостола Павла Коринфянам или Филимону.

Письма индуктивны по самой своей природе. В них речь идет о частных вопросах. Нам надлежит выяснить принципы, стоящие за их разрешением, а уже потом определить, как эти принципы следует прилагать к нашим конкретным ситуациям. Дискуссиям на этот счет нет числа.

Так, в послании Римлянам апостол пишет: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римлянам 13:4,5). Насколько это применимо к творящим беззаконие оккупационным властям – интервентам, агрессорам, захватчикам, поработителям? Ведь Рим никем захвачен не был. Напротив, римские власти действовали именем сената и народа Рима (именно это означала нанесенная на штандарты аббревиатура SPQR), то есть, в идеале, – на благо тех, кому адресовано послание.

Или, к примеру, в Первом послании Коринфянам сказано (14:34): «Жены ваши в церквах да молчат». Насколько это указание универсально? Касается ли оно всех женщин во всех церквах во все времена? Ведь ранее в том же самом Послании говорится (11:5): «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». Безмолвных молитв тогда еще не изобрели. (Вспомните, как священник хотел выдворить Анну из Скинии. Поскольку она «говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною» – 1 Царств 1:13.) Тем более, что бы ни понималось под пророчеством, безмолвно прорекать вряд ли возможно.

То есть к тем, кто исполнял в церкви Коринфа молитвенное или пророческое служение – как женщинам, так и к мужчинам (11:4) – прилагались некие особые требования. Мужчины должны были делать это с открытою головой, женщины – с покрытою. Но разве это совместимо с безмолвием?

Признаюсь: мне доводилось бывать в церквах, где на всякий случай все сестры обязаны одновременно и молчать, и покрывать голову. Но, может, апостол просто пишет о разных категориях женщин? Писание ставит нас в положение, когда необходимо разбираться: что именно имелось в виду, что это означало тогда, какие принципы были положены в основу этой практики, и как этим принципам надлежит воплощаться в наше время и в нашей культуре.

Циркуляры же или, как их принято называть, соборные послания, изначально адресованы всем верующим в равной степени. В них, в отличие от писем вы, во-первых, не найдете личных приветов. Во-вторых же, они дедуктивны, то есть изначально указывают на общие принципы. Любое частное богословское мнение, равно как и любая практика, должны руководствоваться этими принципами. Наиболее фундаментальным из циркуляров, апофеозом новозаветного богословия и является так называемое «Послание Ефесянам».

Но почему, все-таки, «так называемое»? Да потому, что название это условно. Мало того, что ни один из ефесян в этом послании не упомянут, в адресной строке («Святым [в Ефесе], живущим по вере в Иисуса Христа») у наиболее ранних из дошедших до нас текстов Послания  указание «в Ефесе» отсутствует. Одно время была даже популярна теория, что на самом деле Послание Ефесянам – это утерянное загадочное Послание Лаодикийцам. Ибо в письме христианам в Колоссах Павел пишет: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Колоссянам 4:16). Само же послание Лаодикийцам до нас не дошло.

Однако в Послании Ефесянам нет и ничего такого, что связывало бы его с Лаодикией, составлявшей конгломерацию с Колоссами и Иераполем (городом, на руинах которого сегодня расположен термальный курорт Памуккале). Послание же Колоссянам – письмо, в котором общие принципы послания Ефесянам приложены к конкретным проблемам церкви в Колоссах. Скорее всего, письмо лаодикийцам касалось сугубо частных вопросов, и потому Церковь не включала его в число текстов, признаваемых, как непосредственно несущие учение Христово (тех, что со временем были объединены понятием «канон»).

Что же до Послания Ефесянам, оно – наиболее христологический текст новозаветного канона. В нем относительная частота употребления (количество на сотню прочих) слов «Иисус», «Христос» и «Господь» больше, чем в любой другой книге Писания. По-видимому, унифицируя названия павловых посланий, его сопоставили с Ефесом именно потому, что оно обращено в равной степени ко всем христианам Ассии – региона, духовным, интеллектуальным и экономическим хабом которого и был этот процветавший в те дни портовый город. В той же степени оно обращено ко всем последователям Христовым – где и когда они бы ни жили.

Основополагающим повелением практического воплощения богословской глубины Послания Ефесянам служит апостольская заповедь: «Исполняйтесь Духом» (5:18). Дальше идут инструкции – каким образом следование ей должно проявляться в нашей жизни. Чего же мы могли бы ожидать в этой связи? Исцеления больных? Воскрешения мертвых? Говорения на языках?  Чудотоворений? Экстазов?

Ничего из этого апостол даже не упоминает. Его указания об исполнении Духом сводятся лишь к одному: у вас должны быть правильные отношения – как в семье, так и на работе. Отношения между супругами, отношения между родителями и детьми, отношения между начальниками и работниками. Ко всем этим сферам прилагается один и тот же принцип: «Подчиняйтесь (повинуйтесь, покоряйтесь) друг другу из страха (трепета, благоговения) перед Христом» (5:21, МБО).

Постойте! – возмущается наше естество. С тем, что жены должны повиноваться мужьям, дети – родителям, а работники – начальникам, все ясно. Не наоборот же!? И для мира, и для нашей плотской природы обратное – противоестественно! Но в том-то и дело, что, исполнившись Духом, мы начали новую жизнь, сверхъестественную. Жизнь, руководящий принцип которой таков: «Пусть каждый смиренно считает другого выше себя» (Филиппийцам 2:4 РБО).

Исполняясь Духом, не только жена должна повиноваться мужу как Господу, но и муж должен чтить жену настолько, чтобы быть готовым отдать за нее собственную жизнь, как Христос за Церковь. Не только дети должны повиноваться родителям – родители обязаны жертвенно и без остатка инвестировать самих себя в то, чтобы дети знали, что такое безусловная жертвенность Божьей любви. Не только работники должны добросовестно выполнять порученную им работу, но и руководитель, исполняясь Духом, должен заботиться о своих работниках, обеспечивая им достойную плату и своевременный отдых – заботиться о них так же, как Господь заботится о нем самом.

Где же такое слыхано? Примером именно такого повиновения выступает Сам Иисус, омывающий ноги своим ученикам – Служащий среди возлежащих. «Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других! Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса: Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен,  но еще больше себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму – смерть на кресте» (Филиппийцам 2:4-8 РБО). Потому и у нас все должно быть, не как у людей – чтобы они, наблюдая за нашими отношениями, видели в них Христа.

В этом-то контексте и сказано: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефессянам 6:4). Наши дети – мальки в океане мира! В океане всевозможной информации, плюрализма мнений, интернета, социальных сетей, индустрии развлечений. В океане соблазнов, лжи, гордыни. Как они выживут в этом океане, как найдут верный путь, если мы не будем оберегать и направлять их?

Это – не какое-то маловажное частное замечание. Когда Иисуса спросили о соотношении брачного завета и Закона Моисеева, Он ответил: «Сначала не было так» (Матфея 19:8). Единство супругов – воплощение исходного замысла Божьего о человеке. Оно было установлено «сначала» – до грехопадения, до Закона, до государств, до начальств и правительств. Мы ведь не поверяем постоянное временным? Временное поверяется постоянным! А потому никакие иные отношения между людьми не могут быть важнее тех, в соответствии с которыми «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24).

Для чего же Господь установил столь удивительный союз? Писание не оставляет нас на этот счет в неведении: «Не Бог ли сделал их одним целым? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему» (Мал.2:15 МБО). Предназначение единства супругов – воспитать богоугодное потомство, наполняющее землю славою Творца!

Ответственность за духовное воспитание детей Писание в первую очередь возлагает не на мать, а на отца. Быть благочестивым отцом – не факультативная опция, а предназначение, священный долг перед Господом. Вся семейная жизнь – священнодействие. Но именно отцу надлежит нести служение первосвященника собственной семьи. В реальности же встречаются пять типов отцов:

1) Самый первый из них – «отец-самец». Его понимание своей роли: сделал дело – гуляй смело. Не имея ни малейшего представления о своем священном долге, он не понимает значения произошедшего чуда – на свет появился новый носитель Божьего образа! Просто не видит своей ответственности за сохранение и развитие этого чуда. Многим довелось иметь именно такого отца, и им можно лишь посочувствовать.

2) Второй тип – «отец-невежда». Он хочет быть хорошим отцом, но понятия не имеет как.

Был у нас когда-то небольшой пес-дворняга по кличке Марсик. Его любимым занятием было выскакивать на улицу и гоняться за проезжающими  камазами. Причем, я в этом абсолютно уверен, у Марсика не было ни малейшего представления о том, что он будет делать с камазом, когда поймает. Это его, собственно, и сгубило…

Так вот, я мечтал иметь сына. И Господь благословил меня тем, что не исполнил мою мечту. Сам я остался без отца, когда мне было всего семь. Бога мы с матерью тогда еще не знали. Не имея водительства ни от Отца Небесного, ни от отца земного, я и представить не могу, что бы я делал с сыном, как тот Марсик – что делать с камазом. Но благословения Господни на этом не закончились. Он дал мне заботливую жену и двух дочек, каждая из которых «лучше семи сыновей» (Руфь 4:15).

3) Третий тип отца – «гастролер». Тот, кто внедряется в жизнь ребенка лишь время от времени. В теории отцы из этой категории понимают свою ответственность, но уж очень увлечены работой, хобби, выпивкой, служением и т.п. Они помнят, что у них есть дети, с которыми необходимо проводить время. Они и сами были бы рады тому, «но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются». Лишь когда чувство вины достигает критического значения, «гастролер» возвращается к детям, пытаясь оправдаться, откупиться, как-то восполнить недоданное.

Мне доводилось долгое время проводить в экспедициях. Всякий раз, возвращаясь, я стремился привезти дочурке какой-либо подарок – игрушку или обновку, – вроде как, желая «компенсировать» свое длительное отсутствие. Сам того не разумея, я таким образом пытался «купить» радость ребенка при папином возвращении. С каждым разом я старался привезти что-то более крутое, чем прежде. Времена же были тяжелые, найти что-то было проблемой. В итоге я настолько задрал планку своих идей о навороченности ожидаемого подарка, что придумать-то что-то новое был уже не в силах.

И тут работа забросила меня в такую глушь, где в принципе отыскать что-либо было невозможно. Все, что я смог – купить на обратном пути киндер-сюрприз (шоколадное яйцо с непредсказуемой безделицей внутри) у привокзального офени («челнока», как гордые советские люди пренебрежительно называли коммивояжеров, кормивших в те годы страну). Вне себя от смущения, я переступил порог дома, и тут же был постыжен в своих опасениях, видя, насколько счастлив ребенок. Папа вернулся! Папа все это время помнил обо мне! Подарок, на который я так полагался, оказался совсем не важен.

Порой приходится слышать о таком явлении, как ДВР, «дети верующих родителей». У Бога внуков не бывает – только дети. ДВР же – это те, кто растут в благочестивых семьях, посещают Воскресную школу, знают множество библейских историй и даже помнят наизусть некоторые стихи из Писания. Но, едва вырвавшись из-под родительской опеки, перестают посещать церковь. И, к сожалению, немалый процент ДВР подрастает именно в семьях церковных служителей. Их отцы настолько озабочены служением другим, что на своих детей времени не хватает.

Писание предупреждает: «Кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего» (1 Тимофею 5:8 РБО). Неверующие поступают так по неведению, с них и спросу немного. Тот же, кто знает, как следует поступать, но не делает этого, отрекся от веры. Отношения с ребенком не должны приноситься в жертву работе или служению. Повзрослев, дети не скажут: «Жалею, что ты недостаточно много работал, что имел недостаточно высокий статус, что получал недостаточно премий и наград, что не покупал мне больше игрушек». Они скажут: «Жаль, что мы не проводили больше времени вместе».

Все, что нужно ребенку в первую очередь – наше внимание и время. И потому отец-гастролер нередко травмирует психику ребенка. Когда папа возвращается – это всегда праздник. Но, утолив свое чувство вины, отец уходит, и теперь вина начинает мучить ребенка. Почему папа меня больше не любит? Что я сделал не так? Наверное, я недостаточно хорош для него… Каждый новый уход отца причиняет боль.

4) Четвертый тип отца – тренер.  Такой отец целенаправленно проводит время с сыном. Учит его рыбачить, разжигать огонь, ставить палатку,  завязывать галстук, бриться, чинить кран, водить машину. Учит быть мужчиной.

В городских условиях Советского Союза эта роль была практически забыта. Детей сдавали в ясли, после – в садик, затем – в школу. А там они, глядишь, уже и не дети. Государство заботилось о воспитании ребенка, а родители «зарабатывали» – работали на государство. Впрочем, слово «зарабатывали» не совсем верно отражает реалии. Мы делали вид, что работаем, государство делало вид, что платит. Отцы-тренеры еще обитали в сельской местности, в городах же они становились все большей редкостью…

Когда «зеленые человечки» прибирали Крым к рукам, я был шокирован тем, что больше всего предвкушению грядущей аннексии радовались те, чьи дети давно уехали в Европу или Америку. Ведь, казалось бы, они должны были лучше иных понимать, чем грозит возвращение той самой системы, от которой сбежали их дети. На самом же деле все оказалось проще. Эти люди ничего не вложили в своих детей, отдали их на попечение государства. В итоге, и от детей они ничего взамен не ждали, рассчитывая лишь на государственную заботу. Независимость была для них угрозой. Как сказал персонаж фильма «Мандерлей» (Manderlay, 2005): «Когда мы были рабами, в семь часов вечера нас кормили ужином. Теперь мы свободны, но мы же не знаем – когда положено ужинать свободным людям?».

Утраченная в совке роль отцов-тренеров оказалась причиной той разницы в детях, что так поразила меня, когда я стал выезжать за рубеж. Нередко там доводилось встречать малыша, который вел себя и поступал, как маленький мужичок. У нас же не редкость взрослый мужик, ведущий себя и действующий, как большой младенец. Просто у него в детстве не было такого отца, который учил бы его быть мужчиной.

Иметь отца-тренера – уже большое везение. Я о таком мог бы только мечтать! Тем не менее, у этой категории отцов есть два существенных недостатка.

Во-первых, отец-тренер учит «как», но почти не объясняет «зачем» и «почему». Он передает сыну навыки того, как быть мужчиной, но не формирует его мировоззрения.

Во-вторых, как правило, он дает ребенку не столько то, к чему тот предназначен, сколько то, чего недополучил в детстве он сам. Мечтал он, к примеру, о боксерских перчатках – значит, обязательно купит сыну боксерские перчатки. А если мечтал о скрипке – купит скрипку. По большому ведь счету и девочки зачастую обречены на выпускном быть в том платье, о котором для выпускного мечтала их мама.

5) Писание призывает нас быть отцами иного типа. Отцами-пастырями. Такой отец – исполненный Духом служитель, желающий осуществления Божьей воли относительно конкретно этого ребенка. Тот, кто стремится не сделать сына таким, каким он сам хочет видеть его, а помочь ребенку стать таким, каким хочет его видеть Бог.

Писание дает несколько важных рекомендаций о том, как быть отцом-пастырем. Для этого следует:

1) Любить Небесного Отца, быть учеником Пастыреначальника Христа, жить под водительством Святого Духа. Собственно, весь блок Послания Ефесянам с наставлениями о том, как исполняться Духом, предваряется наказом: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефесянам 5:17,18). Молитва – основа пастырского отцовства. Только Божье водительство укажет верный подход к воспитанию каждого конкретного ребенка.

2) Не перекладывать на ребенка собственные проблемы. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Ефесянам 6:4). Увы, нередко ребенок превращается в громоотвод для родительских эмоций. Понятно, что никто не делает этого целенаправленно. Никто поутру не просыпается с мыслью: «А не пораздражать ли мне детей сегодня?». Несдержанность родителей – следствие их собственных проблем.

Наказание, в какой форме оно бы не осуществлялось, – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Ложь, подлость, жестокость, своеволие, неповиновение со стороны ребенка ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Но даже когда наказание неизбежно, мы должны учить детей принципу справедливости, а не вымещать на нем свое раздражение. В частности, никогда не следует наказывать ребенка, если он что-то сделал не так. У него должно быть право на ошибку и доверительное ожидание, что родители помогут исправить ее.

Лишая ребенка права на ошибку, мы формируем в нем дух приемыша. И это впоследствии будет проектироваться на его отношения с Небесным Отцом. Дух приемыша – это постоянное осознание, что ты здесь не по праву сыновства, а исключительно по чьей-то милости. Ты все время живешь в страхе, что стоит лишь раз оступиться, сделать что-то не так, и тебя снова вышвырнут влачить жалкое существование на улице. Приемыш стремится угодить отцу не из любви и желания радовать его, а из страха оказаться неугодным. Подлинный ребенок не боится экспериментировать, не боится развивать свои возможности. Ведь папа рядом. Он всегда выручит и никогда не покинет.

В гениальном фильме «Господин Никто» (Mr. Nobody, 2009) бесконечный ряд потенциальных вариантов развития событий начинается с вопроса, заданного ребенку на железнодорожной платформе: с кем ты хочешь остаться – с папой или с мамой? Тот же не то, что не знает ответа, потому что не в силах просчитать все возможные последствия того или иного выбора – сам вопрос недоступен его постижению.

Как-то раз я вернулся усталый и очень голодный. Дома никого не было, а на кухонном столе одиноко лежал рулетик – маленький свернутый трубочкой бисквит. Недолго думая, я тут же отправил его в рот. Как же я пожалел о содеянном, когда пришли жена и дочь! Исчезновение рулетика обернулось настоящей трагедией. Оказалось, это было дочуркино лакомство, которое мама убедила ее не съедать сразу – оставить на потом. «Папа не знал, папа очень хотел кушать, – пытались мы успокоить ребенка, только что заглянувшего в бездну жизненной несправедливости. – Что тебе дороже: папа или рулетик?». «Рулееееетик», – навзрыд протянула дочь. Манипуляционный вопрос, вызвавший бы чувство вины у взрослого, просто не сработал. Он был вне ее системы координат. Она только что узнала, каково это – остаться без долгожданного рулетика. Опция же остаться без папы была за пределами ее мировосприятия.

Когда мы пришли к Богу, дочери уже было шесть лет. Последовавшие перемены стали подлинным испытанием для психики ребенка. Наши цели и ценности изменились радикальным образом. Раньше ей говорили, что она – самостоятельный человек, что по всякому поводу она должна иметь свое мнение и принимать собственные решения, никого не слушая. Теперь же все вдруг оказалось иначе. То, за что раньше хвалили, более не приветствовалось. То, что раньше поощрялось, теперь вызывало нарекания. Изменились и методы воспитания, в жизнь ребенка вошли наказания.

Отцовское сердце надрывалось от боли: как донести до ребенка, что цель наказания – не выместить свое недовольство, а защитить ее от будущих проблем. И Господь послал нам успокоительную весть. Как-то раз, придя домой, мы увидели, что дочь сидит на пороге и картинно ревет в полный голос. «Почему ты плачешь?», – спросили мы удивленно. «Мне вас жалко, – был ответ, – вы не хотите меня наказывать, а придется». Конечно же, это тоже была манипуляция. И, должен признаться, довольно удачная. Но куда важнее было узнать, что ребенок понимает: наказывая его мы страдаем куда в большей мере.

Благодарное сердце – залог духовного отцовства. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным», – говорит Писание (1 Тимофею 6:6). Постоянно выказывать ребенку свое недовольство небезопасно. Оно заразительно, и дети находятся в группе наибольшего риска по отношению к этому вирусу. Подхватив «дух приемыша», ребенок не только будет все время пытаться заслужить любовь, но и может передать эту болезнь дальше, собственным детям.

Вы не обращали внимания, в какой мере праотец Иаков был носителем проблем собственного отца, Исаака? Тридцать семь лет Исаак, весьма поздний ребенок, был маменькиным сыночком – держался за юбку престарелой Сарры. Когда же та умерла, отец незамедлительно подыскал ему жену, чтобы заботилась о нем вместо мамы. «И утешился Исаак в печали по матери своей» (Бытие 24:67).

У Исаака родилось двое детей. «Исав стал ловким охотником, человеком полей», словом – настоящим мужиком. Таким, каким Исаак сам, возможно, хотел бы быть, да не получалось. Иаков же был «тихим домоседом» (25:27 РБО) – маменькиным сынком, как и отец его. В итоге отец игнорировал как проблемы старшего сына, так и нужды младшего.

Такое положение дел формировало нездоровые отношения в семье и имело далеко идущие последствия. Зная, что отец не воспринимает младшего брата всерьез, Исав выменивает у него привилегии первородства за миску чечевичной похлебки. Между братьями начинается соревнование: кто на свете всех хитрее. Старший о проданном первородстве никому не говорит – авось, да не узнают? Младший тоже отцу не сообщает ничего – станет ли тот слушать?

То, что принадлежит ему по праву, Иаков заполучает неправедным путем. В итоге и сам он становится жертвой неправды. Костюмированный пранк при получении отцовского благословения аукнется костюмированным пранком при получении брачного благословения. После же ему двадцать лет придется работать на дядю – как в прямом, так и в переносном значении этого выражения. И тот десять раз переменит условия трудового контракта (31:41).

Освобождение Иакова от унаследованных проблем – один их самых загадочных текстов в Библии: «И боролся Некто с ним до появления зари…И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Бытие 32:24,26). Лишь получив благословение без лукавства, Иаков («Держащийся за пятку» – брата, матери, жены, дяди) стал Израилем – Богоборцем, праотцом Божьего народа. Благословения, получаемые хитростью, себе же обходятся дороже! Даже того, что принадлежит по праву, следует достигать законным путем. Бог дает нам истинное благословение – дух не приемыша, а сына!

3) Целенаправленно формировать личность ребенка: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но [при этом] воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4). По свидетельству Иисуса, самая главная заповедь в Писании: «Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем». И далее: «И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:4-7). Никакая школа (даже христианская, тем более – мирская), не научит следованию за Христом. У Бога нет внуков – только дети! Никакие ваши заслуги в Господе не будут засчитаны. Если ваш ребенок не родится свыше, если вы не наставите его на этот путь, вы трудились напрасно.

Отец-пастырь во многом отличен от отца-тренера. Тренер ставит задачи, пастырь указывает цели. Тренер учит избегать проблем, пастырь учит достигать предназначения. Тренер определяет стоимость, пастырь формирует ценности. Тренер информирует, пастырь трансформирует. Тренер направляет, пастырь ведет за собой. Сколько бы вы ни рассказывали своим детям о том, как жить правильно, они все равно будут следовать образцу вашего образа жизни. Какой образец видят ваши дети? В молитве, чтении Писания, поклонении?

Бесполезно разглагольствовать о вреде курения с сигаретой в зубах. Бесполезно рассказывать, как важно читать Писание, если при этом дети никогда не видят вас за чтением – ни самого, ни с семьей, ни с каждым из них лично. Бесполезно говорить о важности молитвы, если сами вы не молитесь. Бесполезно учить, как важно подчиняться друг другу в страхе Божьем, но при этом проявлять своеволие по схеме «да будет воля Твоя, а Галя – моя».

Дети будут перенимать у вас не слова, а дела. Чему в вашем доме радуются? Это же будет радовать ваших детей. Чему огорчаются? Это же будет огорчать их. На что не обращаете внимания? До этого и им не будет дела. Что вы празднуете? Какие дни для вас – особые? Как часто и по какому поводу у вас застолья?

Наши дети нам не принадлежат. Они принадлежат Богу. Бог вверил их нам, чтобы мы, подготовив, отпустили их в самостоятельную жизнь. Чем дольше мы этого не делаем, тем больше проблем для них создаем. Дети, ведь, оставят нас в любом случае: пойдут в школу, в колледж, на работу, на службу. Будет ли у них выработан иммунитет от соблазнов мира? Будут ли готовы нести ответственность за свои поступки, когда их захлестнет буря жизни без родительского контроля?

Практически во всех культурах есть традиция инициации – посвящения ребенка во взрослую жизнь. У евреев такой традицией является – бармицва (буквально – «сын заповеди»). Мальчик должен перед собранием людей Божьих продемонстрировать способность прочесть из Писания. Если до этого за все его прегрешения ответственность несли родители, то с этого момента он сам отвечал за себя. Когда юноша в ответ Иисуса о необходимости соблюдать заповеди сказал: «Учитель! все это сохранил я от юности моей», он имел в виду, что не нарушил ни одной с момента своей бармицвы. И, скорее всего, говорил он это искренне, ибо сказано, что: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Марка 10:20,21). То же самое имел в виду апостол Павел, писавший о себе: «По правде законной – непорочный» (Филиппийцам 3:6). Это означало, что от самой бармицвы он не нарушил ни одной из 613-и заповедей Торы.

Бармицва – особое событие в жизни еврея, большой семейный праздник. Радостней – только свадьба. Если в вашей культуре, в вашей семье нет обряда инициации – придумайте его! Один мой знакомый ушел с сыном в палаточный поход. Неделю они, преодолевая походные трудности, провели вдвоем – в общении, в молитве. Именно там, на последнем ночлеге у костра он сказал сыну: теперь ты достаточно взрослый, чтобы отвечать за себя самостоятельно. И это была его «бармицва».

4) Быть детоводителем к Небесному отцу. По-гречески детоводитель – «педагог». В древности так назывался раб, который отводил ребенка к учителю (именно это слово употреблено, когда сказано: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» – Галатам 3:24).

Чаще всего этой роли мешает наше желание самим быть богом для своих детей, быть для них высшим авторитетом. Не бойтесь признавать свои ошибки перед детьми. Дети должны понимать, что и над ними, и над вами есть высший суд. Ваш авторитет держится не на вашей безупречности – так вы их лишь разочаруете. Он держится на Господе – высшем авторитете и для вас, и для них.

Апостол пишет: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Ефесянам 6:1). Буквально было бы перевести «праведность». Откуда дети узнают, что такое праведность, если родители не наставят их в этом? Если дети слушают родителей лишь потому, что у тех есть власть над ними, это временно и ненадежно. Если вас слушают лишь потому, что у вас ремень, или вы можете оставить ребенка без еды, или запереть дома, то, как только ребенок вырвется из под вашей власти, вы его уже никогда не догоните.

Повторимся. Главная заповедь гласит: «Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).

Повязка на руке означает, что все ваши поступки должны руководствоваться этим принципом: «Господь един есть». Нашим детям надлежит усвоить это. Повязка над глазами означает, что наше восприятие должно направляться всеохватной любовью к Богу. Наши дети должны впитать ее всей своей сущностью и передать собственным детям. Надпись на косяках дома означает, что все в нем происходящее – воплощение этого краеугольного принципа. Надпись на воротах – что все внешние знать об этом.

Те, кто каждую субботу в собрании (по-гречески – синагоге) слышал провозглашение этой заповеди, вряд ли думали про номера налогоплательщиков или тайно вживленные микрочипы, читая в Книге Откровения, что «что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откровение 13:16). Они понимали: речь идет об осознанном отказе от этой заповеди. Начертание зверя – мысли и дела, навязываемые миром: пропагандой, массовой культурой, телевизором, интернетом. Поверив лукавому, человек самого себя возомнит богом, знающим добро и зло. Все, что для этого нужно – перестать быть своему ребенку пастырем, который назидает его в Господе сидя в доме и идя дорогою, и ложась и вставая. Перестать быть врачом, формирующим духовный иммунитет.

Кто не знает притчу о сыне, говорившем: «Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим…И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился;

и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лук.15:18-20). В неоконченной картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» изображено не совсем то, что в ней сказано. В притче сын был еще далеко, когда отец выбежал ему навстречу. На картине же – сын дома, у ног отца. Это – автопортрет. Художник изобразил самого себя этим отцом. Уже полуслепой, он положил тронутые экземой руки на плечи сына. А на губах – блаженная улыбка: наконец-то все дома!

Как бы наши дети ни бунтовали, в глубине души у них, как и у каждого, – бесконечная пустота тоски по Небесному Отцу. И ничто конечное не способно ее заполнить – ни дела, ни развлечения, ни достижения, ни признание. Бесконечную пустоту заполнить может лишь Тот, Кто Сам бесконечен. Только Небесный Отец. Однако так часто препятствием к этому служит отсутствие связующего звена – водимого Духом земного отца-пастыря. Но даже когда вы далеко, дети всматриваются вдаль в ожидании.

Нам дано обетование: «Если Мой народ, который называется Моим Именем, смирит себя, станет молиться и искать Моего лица и отвернется от своих злых путей, Я услышу с небес, прощу их грех и исцелю их землю» (2Паралипоменон 7:14). Какими только путями мы не пытаемся исцелить нашу землю самостоятельно: выборы, митинги, майданы, петиции, законодательные инициативы. Но гражданские инструменты служат исключительно контролю власти, задача которых, согласно Писанию – сдерживать проявление зла. Однако никакие земные власти не в силах исцелить сердца людей. Сдерживание зла не сделает ни людей, ни землю добрыми. Подлинное исцеление земли начинается с отцов, исполняющих главную заповедь по отношению к своим детям – рассказывающих им о Боге, ложась и вставая, сидя в доме и идя дорогою!

Сергей Головин scienceandapologetics.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!