Тупик правильного вероучения

Одна их самых больших трагедий церкви – подмена понятия «вера» понятием «вероучение». В итоге сущность веры сводится к хирургически точным словесным формулировкам, а возрастание в вере – к доскональному оттачиванию деталей в доктринальных заявлениях. Сегодня большинство книг по истории Церкви – не увлекательная история преображения Божьего творения через распространение Благой Вести под водительством Святого Духа, а последовательное изложение того, как одно за другим возникали различные догматические заблуждения, покуда, наконец, не возникло объединение не ведающих сомнения единомышленников, членом которого является автор данной конкретной книги. Именно оно, это объединение, преподносится как единственное подлинное представительство Христа в мире.

Мы не прекращаем проповедовать Христа, как Истину, и – правильно делаем. Но ведь Он – не только Истина. Он также – Путь и Жизнь. Христианская вера – не набор формулировок, а практическое признание Иисуса Господом, то есть господином всей своей жизни. И верить – значит жить в соответствии с этим признанием. Жить, желая угодить своему господину. Жить, постоянно стремясь к наивысшей награде – словам одобрения: «Хорошо, добрый и верный раб».

Да, вероучение необходимо. Оно подобно карте, что помогает проложить правильный путь. Дабы не заблудиться, путник должен постоянно сверяться с картой. Она даст знать, где пролегают дороги, где текут реки, где простираются равнины и возвышаются горы, а где – зияют пропасти и подстерегают болотные топи. Но ни одна карта не позволит услышать журчание ручья, почувствовать веяние ветерка, ощутить радость жизни, насладиться удовольствием преодоления пути… Подлинное следование за Христом порождает благоговейное смирение, а не доктринальную гордыню.

Если же наша вера отождествляется сугубо с вероучением, то, даже если оно верно, будьте осторожны: это – вера бесовская! Ведь, как известно, «и бесы веруют, и трепещут» (Иакова 2:19). Вряд ли кто во всем Божьем творении проинформирован о Боге лучше них. Бесы настолько осведомлены о Нем, что это знание заставляет их трепетать. Кто, как не бесы, незамедлительно и без тени сомнения провозглашали, что Иисус есть Христос, Сын Божий? Наверное, каждому из них можно было бы сходу присвоить докторскую степень по систематическому богословию! Но владение столь обширным, важным и доскональным знанием никак не отображается на их пути и на их жизни. Так же и среди людей. Информации о Боге предостаточно – мало живущих по Его слову. Много информированных – мало трансформированных.

Может, потому среди наших верующих так много людей легковерных, если не сказать – суеверных. Младенцев, колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения. Здравого учения не принимающих, но по своим прихотям избирающих себе учителей, которые льстили бы слуху. Посвящающих себя не благовестию, а распространению всевозможных теорий заговора – о чипировании, о плоской Земле, о сионских мудрецах и т.п. Полагающихся на ритуалы, формулировки, заклинания – даже если в качестве таковых используются библейские тексты. (Кто постарше, наверняка помнят внутрицерковный культ, расцветший на основе книжки Брюса Уилкинсона «Молитва Иависа». И книжка-то была хороша, и аналогии, в ней приводимые, были вполне оправданным гомилетическим приемом. Да только тот единственный стих, на котором она основана, стали принимать за некую магическую формулу).

Прекрасным индикатором природы нашей веры служит то, с какой готовностью теоретики доктринальной чистоты оправдывают практические проявления, противные учению Христову – соучастие в беззаконии, перемещение межи, братоубийство, агрессию, интервенцию, клятвопреступление, ксенофобию, ненависть, распространение сплетен, клевету и т.п. В стародавние времена ересью считалось то, что не совпадает с мнением церкви. Не так давно – то, что не совпадает с мнением нашей церкви. Сегодня ересь – то, что не совпадает с моим мнением. Безапелляционная грубость, с которой тот или иной благочестивый брат отзывается о тех, с кем он не согласен – еще один тому индикатор, ибо от избытка сердца говорят уста его. (Я уже предвкушаю комментарии, что будут написаны под этим постом. Давайте, братья, не сдерживайтесь – выплескивайте. А то будет разъедать изнутри.)

Из-за одномерной проповеди Истины без Пути и Жизни не избежало искажения даже наше понимание Великого поручения. Нам заповедано: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (От Матфея 28:19,20). Но чему именно следует научить народы, уча и крестя? Об этом мы почему-то забываем, говоря: «Великое поручение – заповедь делать учеников». В итоге учителя учат учеников: «Идите делать учеников, чтобы было кому делать учеников». Так работает сетевой маркетинг учения об ученичестве. Наставление «идите и научите» подменяется практикой «сходите и заманите».

Я не выдумываю. «Так чему же надлежит учить народы?», – спрашиваю я время от времени у своих студентов. «Соблюдать все, что повелел Иисус», – как правило, отвечают они, не задумываясь. Но ведь «уча (соблюдать)» – всего лишь деепричастие. Это – дополнительное указание, отвечающее на вопрос «что делая?», то есть дающее знать, каким образом следует исполнять предшествующее ему императивное повеление «научите».

Нам невдомек, почему повеление «научите» предваряется словом «итак» (следовательно, тогда, потому, поэтому, посему). А ведь стоит оно там отнюдь не в качестве художественного приема или для связности повествования. Оно указывает, что повеление это – итог, вывод, практическое применение сказанного выше: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (28:18).

Вот чему, оказывается, следует научить все народы! Благая весть «приблизилось царство небесное», провозглашавшаяся Иисусом во время Его земного служения, свершилась. Царство настало! Господь воцарился! Ему вверена вся власть на небе и на земле. Об этом должен знать каждый. И всякому, кто признает власть Царя, надлежит стать Его субъектом, принять подданство – креститься во имя Его. Вот их-то, наследников Царствия, которое Господь обещал любящим Его, и належит учить исполнению Царской воли.

Согласитесь: это – куда больше, чем заучивание доктринальных формулировок. Но именно в этом – суть Великого поручения! Потому-то так важно следующее за поручением обетование – выполнять его не придется собственными силами и полагаясь на свое понимание: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (28:20). Иначе это было бы не Великое поручение, а всего лишь служебное задание.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!