Господство Христа и пределы правления государства

Эта статья о том, что Иисус Христос, суверенный Творец, Хранитель и Правитель вселенной, намеревается достичь Своих искупительных целей в мире без какой-бы то ни было помощи гражданских властей в обучении, защите или распространении христианской религии как таковой. Последователи Христа не должны использовать гражданские власти для принятия, обеспечения соблюдения или распространения каких-либо идей или предписаний, которые являются по сути христианскими – частью христианской религии как таковой.

Крайне важно понимать, что я имею в виду, говоря “по сути христианский” и “христианская религия как таковая”. Государство действительно может пропагандировать, покровительствовать, распространять идеи и правила поведения, которые христиане поддерживают именно по христианским причинам (как и не христиане – по своим). Но это никоим образом не значит, что государство берет на себя роль защитника христианской веры как таковой. Именно против этого выступает Новый Завет.

Государство может принимать справедливые законы, способствующие распространению христианской веры (и других религий) – например, законы, защищающие свободу слова и свободу собраний. Новый Завет не против этого. Он против того, чтобы христиане рассчитывали на то, что государство будет учить, защищать или распространять идеи или правила поведения как явно христианские. Меч власти не должен становиться орудием христианской религии как таковой – как религии.

Речь о христианстве, а не Церкви

Эта статья не столько об отношениях Церкви и государства, как о христианской религии как таковой, вне её конкретных организационных проявлений. Я говорю так потому, что многие, как и я, отвергают идею создания какой-либо христианской конфессии в качестве государственной церкви, но по-прежнему выступают за насаждение христианской религии государством, например включение Апостольского Символа веры в Конституцию США. Превращение христианских доктрин в правовые нормы ставит их под защиту государственной власти. Я утверждаю, что это противоречит учению Нового Завета. Это – неповиновение власти Христа.

Я утверждаю, что именно наша высшая преданность власти Христа обязывает нас отказаться от поддержки правительства, хотя и наделённого властью от Бога, чтобы держать в страхе наказания или ограничивать свободу людей, не исповедующих Христа Господом. Новый Завет никоим образом не даёт оснований для применения силы Церковью или государством против нехристианских верований или их внешних проявлений, которые не являются преступными по иным причинам.

Такой отказ от поддержки государственной власти в утверждении христианской религии как таковой не преследует цель сохранения так называемого светского нейтралитета (которого не существует). Именно исполняя волю Отца, Христос, являя Свою славу, намерен править миром до Своего пришествия, не полагаясь на его оружие.

Задачи власти

В основном эта статья о том, чего христианам не следует ожидать от властей, а не наоборот. Это другой вопрос (о котором уже много сказано). Если бы мне пришлось писать на эту тему, я бы начал с 1 Тимофею 2:1–2:

“Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте”.

Главная идея здесь в том, чтобы правительство использовало свою власть для поддержания мира и справедливости в обществе, в котором христиане (и другие) могут свободно исповедовать свою веру без угрозы насилия. Этот стих не говорит о возможности законного притеснения властями других религий. Идея состоит в обеспечении мира, стабильности и справедливости, а не в том, чтобы поддерживать или ограничивать какую-либо одну религию в ущерб другой.

Влияние христиан

Христиане могут участвовать в исполнении функций власти, руководствуясь при этом собственной христианской верой и библейским пониманием общественного блага. Эта статья не против слуг Христовых, которые принимают участие во власти. Она против властей, которые осмеливаются открыто использовать свою силу для поддержания духовной власти Христа.

Христиане должны открыто исповедовать Христа как Господа, властвующего надо всем, и то, что их политические взгляды определяются христианской верой. Они могут с радостью публично заявлять, какие именно законы они поддерживают по христианским соображениям, а какие нет. Но это не значит – настаивать на принятии государством определенных законов как открыто поддерживающих христианскую религию как таковую. Другими словами, христианское влияние для формирования справедливого общественного порядка в корне отличается от случаев, когда христиане используют государственную власть для реализации политики или принятия законов как части христианской религии.

Например, христиане справедливо, на библейских основаниях, выступают против законов, допускающих убийство нерожденных детей. И они справедливо поддерживают, в силу христианских убеждений, законы, защищающие жизнь нерожденных детей. И поскольку безнравственность и нарушение закона отличаются, они также могут справедливо обсуждать и предлагать принятие законных мер против любых видов безнравственности – таких как гомосексуализм, детская порнография, хирургическое изменение внешних половых признаков. Как ученики Иисуса, мы открыто провозглашаем библейские истины. Мы провозглашаем святость Бога и превосходство Его пути. Такая защита истины и праведности – в сердце Нового Завета. Но он против поощрения или наказания государством действий за то, что они являются частью христианской религии как таковой.

Христиане могут участвовать в политике на любом уровне, выражая свою преданность власти Христа, стремясь “делать добро всем” (Галатам 6:10; 1 Фессалоникийцам 5:15) в надежде, чтобы люди “увидя добрые дела [их], прославили Бога в день посещения” (1 Петра 2:12). Однако, участие в гражданской власти как плод христианской веры – это не то же самое, что использование властных полномочий для защиты христианской веры как таковой.

Теперь обратимся к экзегетическим размышлениям, подтверждающим сказанное. Я предлагаю рассмотреть восемь групп текстов, обосновывающих тезис о том, что Христос намеревается достичь Своих спасительных целей в мире никоим образом не используя для поддержки христианской религии меч — полномочия — гражданских властей.

1. Царство Христа не от мира сего

“Пилат, вернувшись в преторию, призвал Иисуса и спросил Его: “Ты Царь Иудейский?” Иисус ответил: “От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?”. Пилат вновь спросил: “Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?” На что Иисус отвечал: “Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда”. Тогда Пилат вновь спросил Его: “Итак Ты Царь?” Иисус сказал: “Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего”. И, завершая допрос, Пилат спросил: “Что есть истина?” (Иоанна 18:33–38).

Иисус говорит: “Царство Мое не от мира сего” (стих 36), объясняя Пилату, что царское правление, которое Он приносит в мир (Матфея 3:2; 4:17; 6:10), не то, о котором тот думал. Он отличает Свое царское правление от привычного Пилату. Он делает это, говоря, что Его царство “не от мира сего”. Иоанн тринадцать раз использует именно эти слова в своем Евангелии и дважды в своих посланиях.

“От [или из] мира” у Иоанна несёт двойной смысл. С одной стороны, это говорит о происхождении. Царство Иисуса происходит не от мира. Он ясно показывает это с помощью греческого слова ἐντεύθεν [enteuthen] – его царство не “отсюда” (стих 36). Но это мало бы что значило без второго значения. Оно заключается в том, что Его Царство не соответствует природе этого мира. Царство Христа – это Царство, отличное от царств сего мира, не такое как они.

Об этом повествует Иоанна 15:19. Иисус говорит ученикам: “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир”. Так же в 1 Иоанна 4:5–6 идёт речь о лжеучителях: “Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас”. Из этих текстов видно, что быть “от мира” – значит быть похожим на мир – действовать в соответствии с его понятиями и по его правилам.

Затем Иисус на конкретном примере показывает, как Его царская власть отличается от властей этого мира: “если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня” (стих 36). Генри Алфорд объясняет, что Царство Христа в этом мире “не происходит из этого мира, не берёт в нем своего начала и поэтому у него нет поддержки людского оружия” [1]. Точно так же Колин Круз объясняет: “Его Царство действует в этом мире и однажды придет в силе, но его сила не от этого мира; она от Бога” [2].

Говоря, что если бы Его Царство было от сего мира, то Его слуги встали бы на Его защиту, Христос показывает, что Его Царство приходит не силой оружия, а силой крови, которую Он собирается пролить. Он побеждает Своих врагов Евангелием, а не мечом. “Они победили его [клеветника] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти” (Откровение 12:11).

Я заключаю, что таким образом Иисус призывает всех Своих последователей противостоять искушению использовать силу мирских властей как христианского средства для осуществления Его спасающей власти.

2. Царство Христа невидимо и духовно по своей природе

“…избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов” (Колоссянам 1:13–14)

В посланиях Павла слово “Царство” используется прежде всего по отношению к будущему “Царству Божию” (1 Коринфянам 6:9, 10; 15:50; Галатам 5:21; Ефесянам 5:5; 2 Фессалоникийцам 1:5). Но здесь в Послании к Колоссянам 1:13, Павел объясняет, что до окончательного совершения того Царства (которое он может назвать “Царством Христа и Бога”, Ефесянам 5:5) есть нынешнее Царство. Это Царство – осуществление царской власти Христом, в которое человека вводит Бог, избавляя от власти нынешнего века: “избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего” (Колоссянам 1:13). Другими словами, подданные этого царства – люди, которых Бог ввёл в общение со Своим Сыном (1 Коринфянам 1:9). И в этих отношениях мы получаем “искупление, прощение грехов” (Колоссянам 1:14).

Царство Христа – это Его невидимое правление надо всеми духовно возрождёнными и перешедшими к Нему от власти тьмы. Поэтому, как для приобретения гражданства этого Царства, так и для прибывания в нём бессмысленно искать поддержки или принуждения со стороны гражданских властей.

Невидимую и духовную природу Царства Христа во время между первым и вторым пришествиями нашего Господа открывают Его слова “Царство Мое не от мира сего” (Иоанна 18:36), в которые Иисус складывает смысл: “Мои ученики не берутся за оружие, чтобы освободить Меня”. Сила государства не должна, да и не способна быть христианским средством поддержания Царства Христа в этом мире.

Бог – Отец сам распространяет спасающую власть Христа, приводя к Нему людей из-под власти тьмы. Попытка привлечения сил гражданских властей для обучения, защиты или распространения Царства Христова неизбежно бросает тень на его духовную природу и искажает представление об истинной миссии Христа в мире.

3. Последователи Христа – странники и изгнанники на земле

“Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения” (1 Петра 2:9-12)

“И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Петра 1:17–19)

“Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все” (Филиппийцам 3:18–21)

Народ Христов – это призванные Богом “из тьмы в чудный Свой свет” (1 Петра 2:9). Они соответствуют тем, которые были освобождены “от власти тьмы” и введены “в Царство возлюбленного Сына [Бога]” (Колоссянам 1:13). Итак, находящиеся под царственной властью Христа, – это те же, которые называются “родом избранным” и “народом святым” (1 Петра 2:9). Их также называют “пришельцами и странниками” (1 Петра 2:11), а их время в нынешнем веке между двумя пришествиями Христа – “временем странствования” (1 Петра 1:17). Написано, что их “жительство [подданство, гражданство] – на небесах” (Филиппийцам 3:20), и помышления их – не “о земном” (Филиппийцам 3:19). Вот замечательный список качеств, отличающих от мира народ Христа, который:

  • освобожден из царства тьмы;
  • введён в Царство Христово;
  • призван из тьмы;
  • призван в чудный свет Христов;
  • составляет избранный род;
  • составляет святой народ;
  • имеет небесное гражданство;
  • состоит из пришельцев и странников;
  • живёт во времена странствия.

Период между двумя пришествиями Христа является для Его народа “временем… странствования”, а они сами – “пришельцами и странниками”. То есть, их “жительство [гражданство] – на небесах”, а не в первую очередь, и не в основном или исключительно в этом мире. Это небесное подданство делает его “святым народом”. Цитируя стандартный греческий словарь: “Наш дом – на небесах, а здесь, на земле, мы – колония небесных граждан” [3]. Эта колония в изгнании на земле отмечена двумя духовными реалиями: “дивным светом” и правлением Христа.

Разительные отличия народа Христова призваны отделить его от нынешних мирских институтов, чтобы последние не контролировали, не влияли на проявления духовных реальностей власти Христа и не отождествлялись с ними. Эти черты народа Божьего призваны избавить нас от национальных уз и укрепить преданность народу Христа в среде других народов. В какой из наций или народностей мы бы физически не находились, наше определяющее гражданство не земное (американское или любого другого государства), как и национальность или раса.

Изменчивость и уязвимость земных народов не идут ни в какое сравнение с нерушимым Царством Христа и Его народа. Народы земли появляются и исчезают в отличие от “Святого народа” Христова. Силы, связующие их, слабы. Радикальные отличия небесной реальности народа Христова от гражданства любого государства на земле не допускают даже мысли о том, что полномочия гражданских властей могут служить христианским орудием наднационального “Святого народа” Христова. И количество христиан в определённом государстве или его правительстве здесь никакого значения не имеют.

4. Христианское оружие духовное, не мирское

“Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится” (2 Коринфянам 10:1–6).

Христиане, без сомнений, участвуют в войне в этом мире. Вопрос в том, какие средства и как мы используем в борьбе с антихристианскими силами и в прославлении Христа? Павел осознаёт, что христиане физически ничем не отличаются, имеют социальные и культурные сходства с нехристианами в этом мире (еда, одежда, язык, общественные структуры и т. д.). Про это он говорит: “Мы ходим во плоти” (стих 3). Слово “плоть” описывает то, что является просто человеческим, естественным, не имеющим отношения к преобразующему действию Святого Духа (см. Римлянам 1:3; 4:1; 9:3, 5; 1 Коринфянам 1:26; Галатам 4:23, 29). Христиане делят этот мир с неверующими.

Однако, когда дело доходит до борьбы за христианскую веру и её распространение, Павел подводит черту. Мы можем “ходить” во плоти, но мы “не по плоти воинствуем” (стих 3). Или, говоря по-другому: “Оружия воинствования нашего не плотские” (стих 4). Но хотя Павел и не говорит здесь о полномочиях гражданских властей, принцип неизменен: мы не собираемся одержать победу над открыто антихристианскими учениями, используя плотское оружие, а именно – меч гражданской власти.

Это, в сущности, то же самое, что говорит Иисус: “Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня [оружием]” (Иоанна 18:36). Другими словами: “Царство Мое не от плоти. Если бы мое царство было плотским, мои слуги использовали бы плотское оружие”. Прилагая усилия по распространению спасающего Царства Христа при помощи плотской силы гражданской власти вместо использования духовного меча Святого Духа, мы оказываемся непослушны Христу и неправильно свидетельствуем о сути христианства.

Итак, Павел говорит, что орудия нашей войны не “плотские” (σαρκικα, sarkika), но “сильные Богом” (δυνατα  τω θεω, dunata tō theō). Полагаю, что он имеет в виду помазанную Духом проповедь христианской истины, которая ниспровергает “замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия” (стихи 4-5).

Таким образом, 2 Коринфянам 10:3-5 удерживает от искушения использовать силу гражданской власти для ниспровержения мнений, восстающих против истинного Бога. Например, этим стихам противоречит использование гражданской власти для наказания за богохульство. В этом мире идёт великая битва, и христиане в ней должны использовать оружие помазанного Духом слова, а не оружие государства.

5. Царство было отобрано у народа и передано церкви

“Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу [εθνει, ethnei], приносящему плоды его” (Матфея 21:43)

“Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой [εθνος αγιον, ethnos hagion], люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Петра 2:9).

“Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе” (1 Коринфянам 5:11).

“Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Коринфянам 6:9–11).

Зримый образ народа Божьего в этом мире с пришествием Христа изменился. Зримый народ Божий больше не представлен народом Израиля как государством и нацией. Спасающее действие Бога вместо Израиля как группы людей теперь сосредоточено на Церкви.

В этом смысл Матфея 21:43. Иисус толкует притчу о винограднике как притчу, раскрывающую бесплодность Израиля и, как следствие, утрату им спасающего правления Бога: “Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу [εθνει, ethnei], приносящему плоды его”. Этот “народ” – Церковь Иисуса Христа. Как выразился Роберт Гандри: “Церковь называется “народом”, потому что она заменит народ Израиля учениками из разных народов, соединенными вместе в новый народ Божий” [4]. Поэтому Петр называет Церковь “народом святым [εθνος αγιον, ethnos hagion]” (1 Петра 2:9).

Изменения в царстве, перешедшем от Израиля к Церкви, многочисленны.

  • Церковь состоит из всех народов, а не одного лишь (Матфея 28:19–20; Колоссянам 3:11; Римлянам 4:10–11; 9:24–25; Галатам 3:28; Ефесянам 2:11–22; 3). :6).
  • Все верующие являются священниками (1 Петра 2:9; Откровение 1:6; 5:10).
  • Церемонии жертвоприношений упраздняются совершенной и окончательной искупительной жертвой Христа, (Евреям 7:27; 9:12; 10:10).
  • Законы о чистой пище уступают место христианской свободе (Марка 7:19).
  • Обрезание больше не является признаком принадлежности к народу Божьему (Галатам 2:3).

Теократическое же предписание осуществления государством казни, например нераскаявшихся идолопоклонников, прелюбодеев и гомосексуалистов, заменяется отлучением от церкви. В достижении целей отлучения – покаяния и обновления, помощь государства, в отличие от физического наказания, попросту бессмысленна.

Вот стихи Писания, свидетельствующие о законности смертной казни для идолопоклонников, прелюбодеев и активных гомосексуалистов во времена Израиля как теократического государства:

“Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро…” (Судьи 6:31; см. также Левит 24:16; Второзаконие 17:2-5).

“Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка” (Левит 20:10)

“Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них” (Левит 20:13)

Духовное правление Христа во время Нового Завета делает идолопоклонство серьёзнее не из-за более сурового наказания, а потому, что оно свидетельствует о состоянии сердца, которое выражается в таком грехе, как алчность. “Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение” (Колоссянам 3:5).

Серьёзность прелюбодеяния усиливается, когда оно проистекает из похоти сердца. “А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5:28).

Гомосексуализм отнесён к этим грехам “неправедности”. И все они (идолопоклонство, прелюбодеяние, гомосексуализм и другие) достаточно серьёзны, чтобы не допустить человека в Царство Божие:

“Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Коринфянам 6:9–11) [5]

Под властью Христа народ Божий избегает осуждения за грехи идолопоклонства, прелюбодеяния и гомосексуального поведения прежде всего приходя к покаянию. Когда оно происходит, происходит и обновление. Мы видим это в милостивом утверждении: “Такими были некоторые из вас” (1 Коринфянам 6:11). Но если идолопоклонники, прелюбодеи и активные гомосексуалы не раскаиваются, то следующий шаг – это церковное наказание, в случае необходимости – отлучение от Церкви.

“Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа” (1 Коринфянам 5:1-2, 5)

Последствием отлучения было либо покаяние, ведущее ко спасению, и обновление (1 Коринфянам 5:5; 2 Коринфянам 2:6–10; 2 Фессалоникийцам 3:14–15), либо осуждение Христом на смерть в Судный день.

“Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая” (Откровение 21:8; см. также 2 Фессалоникийцам 1:8).

Осуждение, например, убийц государством в наше время не противоречит сказанному, так как власть при этом не действует как христианское орудие христианской веры. Такие действия государства не являются осуществлением Христом власти над Его Церковью. Когда государство карает убийцу, оно не делает это с целью пропаганды определённой религии – христианской или какой-либо другой.

Иисус не учил, что царство будет взято у Израиля и передано гражданским властям в каждом государстве. Он сказал, что оно отнимается у Израиля и передаётся Церкви (Матфея 21:43). И, совершая это, Господь установил новый способ управления Своим народом до Своего второго пришествия. Поэтому просто не может быть прямой линии от ветхозаветных законов и наказаний до наших дней. Государства не являются преемниками Израиля. Но народ Христа – новый святой народ – представляет собой по-другому устроенный “Израиль”.

6. “Христианское государство” заслоняет истинную природу христианства

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония” (Мф. 23:27–28).

“… а все, что не по вере, грех” (Римлянам 14:23)

Христос ненавидит лицемерие. Он вещает горе тем, кто сокровенную веру подменяет внешним соответствием религиозным традициям. И я полагаю, что лицемерное законопослушание ничуть не лучше анархии. Но христиане не стоят перед таким выбором. Мы живем и умираем, чтобы провозгласить: “очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их” (Матфея 23:26). “Итак, отложив… всякое… лицемерие” (1 Петра 2:1). Хорошо, когда правительства ограничивают зло, которое люди причиняют друг другу. Но это не суть христианской вести и не способ распространения христианской веры.

Поощряя внешние проявления праведности, связывая их с именем Христа и “христианским” путём, государство подменяет истинную природу христианства и наносит вред делу Господа. Такая этика создаёт впечатление “христианской”, несмотря на отсутствие живой веры и любви ко Христу (без которых не существует истинно христианской этики, Римлянам 14:23). Поэтому христиане должны всячески избегать, а не пропагандировать “культурное” христианство. Ведь его способность в определённой мере сдерживать внешние проявления зла может создать у миллионов иллюзию примирения с Богом.

7. Меч власти не служит установлению истинной религии

“Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь” (Римлянам 13:1–7)

“Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите” (1 Петра 2:13-17).

Рассмотренное нами о том, как Христос управляет Своим народом в соответствии с новым заветом, не позволяет заключить, что Бог предусмотрел использование полномочий гражданских властей как христианского средства распространения христианской религии.

Из утверждения, что власти нужны “для наказания преступников и для поощрения делающих добро” (1 Петра 2:14; ср. Римлянам 13:3–4) неверно делать вывод о том, что понятие “добро” относится к явным проявлениям христианской веры, а понятие “зло” относится к явным проявлениям нехристианства. Другими словами, следующее логическое умозаключение ошибочно:

Посылка 1: власти должны поощрять добро и наказывать зло.

Посылка 2: явное проявление христианской веры – это хорошо, а явное проявление нехристианства – плохо.

Заключение: следовательно, гражданские власти должны осуществлять христианские полномочия во имя Христа, вознаграждая дела, являющиеся проявлениями христианской веры, и наказывая дела, таковыми не являющиеся.

Это неправильное умозаключение. Заключение не следует из исходных посылок. Совершенно не обязательно, что добро и зло в посылках 1 и 2 – одни и те же. Также не очевидно, что поощрения и наказания должны применяться как средства защиты христианства.

В предыдущих шести пунктах мы показали, что существует множество причин, не позволяющих сделать из Римлянам 13 и 1 Петра 2 вывод о том, что Бог создал гражданские власти для установления Царства Божия силой. Также в самих этих стихах есть подсказки, говорящие, что поощряемое властями добро не обязательно является проявлением христианской веры. Скорее всего, в Послании к Римлянам 13:3а “доброе дело” (των αγαθων εργων, tō agathō ergō) и “делание добра” (αγαθον ποιει , agothon poiei) в стихе 13:3 – это обычные добрые мирские дела, пользующие уважением среди нехристиан. Я утверждаю так по нескольким причинам:

  1. Эти добрые дела заслуживают похвалы мирских властей (стих 3, εξεις ςπαινον, hexeis epainon), которым нет дела до христианской духовной реальности.
  2. Точно так же в 1 Петра 2:15 “делать добро” (αγαθοποιουντας, agathopoiountas) мы призваны, чтобы не давать повода для бессмысленной критики язычников, апеллируя, в первую очередь, к их уважению к мирским добрым делам, а не к христианской вере.
  3. Эти добрые дела являются частью призыва подчиняться мирским властям (см. слово “поэтому” в начале Римлянам 13:5 – διο, dio), которых не волнует, являются ли дела проявлением христианства, а лишь их соответствие мирским правилам.
  4. Термин “добрые дела” (Римлянам 13:3) часто применяется к актам милосердия к нуждающимся (Деяния 9:36; 1 Тимофею 2:10; 5:10 и т.д.), которые одобряются властями и на которые способны также и неверующие.
  5. Практические составляющие подчинения и хорошего поведения детализируются в стихе 7 – налоги, доходы, страх, честь, которые с точки зрения мирских властей являются обычными актами гражданской сознательности, а не повиновением христианскому Богу.

По этим и другим изложенным здесь причинам, нет оснований утверждать, что в Римлянам 13 и 1 Петра 2 Бог предписывает гражданским властям использовать их полномочия для утверждения или распространения христианской религии как таковой.

8. Христос лично покарает богохульство и идолопоклонство в Судный день

“Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству” (2 Фессалоникийцам 1:6–10).

“Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” (2 Фессалоникийцам 2:7–8).

Этот пункт я включил только для того, чтобы ясно показать – отказ христиан от наказаний по мирским законам за идолопоклонство и богохульство не означает, что таких наказаний не будет вообще. Они будут исполнены лишь Тем, Кто имеет для этого право и мудрость, – Иисусом Христом, во время Его второго пришествия.

Карой за нехристианские убеждения будет смерть. Исключительное право совершать такое наказание принадлежит Христу. Новый Завет не даёт никаких оснований полагать, что Церковь или государство могу применять силу против нехристианских верований или проявлений таких убеждений, если они не являются преступлениями по иным причинам.

Заключение: Новая власть Бога

Иисус – Господь. В Своем провидении Он управляет всем, что происходит – от насекомых до народов и галактик. В Своей спасающей власти Он управляет Своим народом Духом и словом. С пришествием в мир Мессии, Сына Божия, Иисуса Христа, Царство Божие было взято от Израиля и передано Церкви (Матфея 21:43). И порядок осуществления спасающего правления Бога в этом мире изменился.

Павел так описывает свою миссию как апостола:

“Мне… дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство [или порядок, κοινωνια] тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия” (Ефесянам 3:8–10).

Этот порядок не предусматривает раскрытие Божьей мудрости при помощи гражданских властей как христианского средства укрепления библейской веры. Правителям и властям – на небе и на земле – придётся иметь дело с духовной силой Царства Христова. Но верные подданные Царства Христова не будут полагаться на гражданские власти для защиты или поддержки христианской веры как таковой [6].

Однако принцип отказа от государственной поддержки христианской веры не имеет ничего общего с так называемым светским нейтралитетом. Повинуясь Слову Божьему, Христос намерен править миром без его оружия, но во славу Своего имени.

  1. Генри Алфорд, Греческое завещание Алфорда: экзегетический и критический комментарий, том. 1, пт. 2, Люк-Джон (Guardian Press, 1976), 892.
  2. Колин Г. Круз, Евангелие от Иоанна: введение и комментарии, TNTC (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2003), 354.
  3. Фредерик В. Данкер, Уолтер Бауэр, Уильям Ф. Арндт и Ф. Уилбур Гингрич, Греко-английский лексикон Нового Завета и другая раннехристианская литература, 3-е изд. (Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2000).
  4. Роберт Х. Гандри, Комментарий к Новому Завету: Последовательные объяснения стихов с буквальным переводом (Пибоди, Массачусетс: Хенриксон, 2010), 95.
  5. Я не говорю, что если Церковь прощает определённое поведение, то государство не может его наказывать. Тот факт, что некоторые коринфские верующие были “ворами” (1 Коринфянам 6:10), не означает, что они зря провели время в тюрьме. Дело в том, что нельзя провести прямую линию от ветхозаветных законов и наказаний до наших дней. Современные государства не являются преемниками ветхозаветного Израиля. Но народ Христов, которому дано Царство (Матфея 21:43), – это по-новому устроенный Израиль.
  6. Просто ссылка на вводную часть этой статьи: смысл слов “как таковой” состоит в том, чтобы напомнить нам, что государство действительно может защищать и поддерживать поведение и законы, которые христиане одобряют по христианским причинам (например, карающие убийство или воровство). Но это никоим образом не значит, что государство берет на себя роль защитника христианской веры как таковой.

Джон Пайпер Desiring God, перевод Дмитрий Василевский ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!