В посланиях апостола Павла Коринфянам присутствует еще один намек на обстоятельства, хорошо известные местным христианам. В книге Деяний (18:12,13) мы читаем: «Во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону».
Стоит заметить, что и эта история подвергалась нападкам критиков. Во-первых, как они утверждали, столь важный город, как Коринф, должен был находиться под императорским а не под сенатским надзором. Соответственно, правитель должен был зваться претор, а не проконсул. Во-вторых, не было известно ни одного упоминания о Галлионе (брате Сенеки – выдающегося философа-стоика и наставника императора Нерона), как о правителе Ахаии. Однако археологические свидетельства, обнаруженные впоследствии, подтвердили, что Галлион действительно правил Ахаией в 51-52 гг, и именно с этим титулом. В частности, в дельфийском храме Аполлона были обнаружены фрагменты надписи с посланием императора Клавдия о восстановлении храмовых привилегий, в котором упоминается «Люций Юний Галлион, мой друг и проконсул Ахайи». Это подтверждает не только достоверность библейского текста, но и его скрупулезную точность – ведь период правления Галлиона (один год) был короче времени пребывания Павла в Коринфе (полтора года).
Далее, важно понимать, что под «судилищем» подразумевается не суд или даже здание суда, как говорится в некоторых переводах, а бима – высокий помост на агоре (городской площади). В суде (греч. – критерион) рассматривались уголовные, хозяйственные и административные дела. Правитель, восседавший на биме, выносил вердикт по вопросам религиозным, нравственным и политическим. Если подозреваемого признавали виновным, его тут же подвергали строгому и позорному наказанию – раздевши донага приковывали к стоящему прямо перед бимой столбу и избивали палками.
Оказавшись перед бимой, Павел не мог не испытывать дежавю, ведь он ранее уже оказывался в подобной ситуации, и ничего доброго она не предвещала. В Филиппах его и Силу приволокли к биме, заявляя: «Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять» (Деяния 16:20,21).
Жители переферийного македонского городка не зря с гордостью величали себя римлянами. Ведь Филиппы были колонией – автономным провинциальным «филиалом» Вечного города. В октябре 42 г до н. э. возле Филипп произошло решающее сражение гражданской войны, в котором цезарианцы во главе с Антонием и Октавианом одержали победу над войсками республиканцев Брута и Кассия. В награду за это Октавиан (будущий император Август) пожаловал своим ветеранам наделы здешней земли для поселения, а также гражданство («городскую прописку») Рима со всеми вытекающими привилегиями, включавшими освобождение от налогов, повинностей и телесных наказаний. Так что филиппийцы по праву были провинциалами со столичными амбициями. Гражданство Рима превозносило их в собственных глазах над другими жителями провинции, они весьма им гордились. И потому Павел будет впоследствии увещевать филиппийцев, напоминая, что наше подлинное гражданство (греч. – политема, от «полис» – город; в неказистом переводе – «жительство») – на небесах (Филиппийцам 3:20).
Ветераны (профессиональные военные, отслужившие положенные 20 лет) составляли наиболее политически активную часть жителей Филипп. Из их числа назначались и диумвиры – пары преторов, отвечавших за управление городом. Но отставным воякам все эти титулы были малопонятны, и горожане величали своих правителей не иначе, как «командиры» (греч. – стратегойс, в переводе – «воеводы»).
Недолго думая, те разрешили конфликтную ситуацию с армейской простотой. Не тратя времени на выяснение обстоятельств, «командиры» для успокоения толпы, «сорвав с них (Павла и Силы) одежды, велели бить их палками» (Деяния 16:22). Позже, как известно, правителям пришлось весьма пожалеть о скоропалительности своего решения (16:38). Оказалось, что не одни они здесь – римские граждане! За учиненное беззаконие, в случае его огласки, им самим по закону теперь полагалось точно такое же наказание. «И, придя, извинились перед ними (Павлом и Силой) и, выведя, просили удалиться из города» (Деяния 16:39). Инцидент был исчерпан, однако боль от побоев прошла не сразу.
В общем, оказавшись перед бимой в Коринфе, Павел был готов к худшему. Тем более, что к шествию, возглавляемому начальником синагоги, примкнуло в предвкушении забавы немало праздно шатавшихся на агоре эллинов из числа моряков и коммерсантов, ожидающих очереди на погрузку/разгрузку судов или на прохождение волока.
Все с нетерпением предвкушали предстоящее зрелище. Однако Галлион оказался куда грамотней филиппийских «командиров» в правовом отношении. Не успел Павел и рта открыть в свою защиту, как он сказал: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища (бимы)» (Деяния 18:14-16).
В итоге сложилась ситуация, неудобная с юридической точки зрения. Если бы заговорщики просто избили своего оппонента, это воспринималось бы как хулиганство и, скорее всего, просто сошло бы им с рук. В портовом городе – дело обычное. Но им захотелось придать делу духовно-назидательный смысл. Они предприняли официальное обращение к властям, на том и прокололись. Ведь отказ принять дело к рассмотрению тождественен оправдательному вердикту.
Теперь избиение Павла было бы сочтено за акт неповиновения. А народ-то уже настроился на развлечение, и расходиться без мордобоя никто не собирался. Поскольку же трогать Павла было больше нельзя, вместо него побили того, кто заварил всю эту кашу: «Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том» (18:17). Павел ушел от бимы оправданным, а возмездие противникам Благой Вести за их нечестивые замыслы не заставило себя долго ждать.
Событие это, наверняка, хорошо запомнилось верующим Коринфа, которым впоследствии Павел напишет: «Всем нам должно явиться пред судилище (биму) Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Коринфянам 5:10). Его читатели прекрасно понимали, на что намекал апостол.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!