Когда писалась Библия, не существовало тех элегантных компьютерных шрифтов, что сегодня нам столь привычны. Тексты записывались от руки. Либо только заглавными («печатными», как мы их сегодня называем), либо только малыми (прописными) буквами. Как правило – без пробелов. Нередко даже без гласных. А уж выделения полужирным шрифтом или курсивом и в помине не было. Так что если на что-либо требовалось обратить особое внимание – выделяемое слово повторялось дважды: «благословляя благословлю», «проклиная прокляну», «весьма весьма», «умножая умножу», «истинно истинно говорю».
Только два слова в Библии повторяются трижды. Это как если бы сегодня мы написали их полужирным капслоком, подчеркнули, да еще и рамочкой обвели. Первое из них – «свят»: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Исаия 6:3). Нет ничего в творении, подобного Создателю! Его святость (инаковость, несравненность, превознесенность) абсолютна. Второе слово – междометие, выражающее крайнюю степень скорби и переведенное существительным «горе»: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откровение 8:13). То есть то, с чем доводилось сталкиваться до сих пор, это – так, цветочки. Вот теперь всё будет действительно серьезно.
Так что, если Сам Господь в Писании трижды подряд повторяет одно и то же повеление, на него, согласитесь, стоит обратить внимание. Повеление же это – «будь тверд и мужественен»:
«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Иисус Навин 1:6-9).
Этими словами Господь ободрял Иисуса Навина перед вступлением Божьего народа в Землю обетованную. Ими же он ободряет и нас, Своих детей, призванных распространить Его Царство до пределов земли. Что же это значит – быть мужественным?
Некоторые считают, что мужество – противоположность страху или же полное отсутствие такового. Но это не так. На самом деле мужество – это осознанный баланс между трусостью и безрассудством. Трусость проявляется, когда человек утрачивает волю, будучи всецело поглощен чувством страха. Игнорировать же реальные опасности просто безрассудно.
Увы, но инфантильный фатализм зачастую становится отличительной чертой постсоветского человека. На протяжении поколений героизм одних нередко оказывался плодом преступной халатности других. «Я бы согласился жить на земле вечно, если прежде мне показали бы уголок, где не всегда есть место подвигу», – иронизировал по этому поводу Венедикт Ерофеев. Там, где нет личной ответственности и осознанного выбора, негласным девизом жизни становится «слабоумие и отвага».
Под этим девизом мы игнорируем правила безопасности в карантинных зонах, не пристегиваемся ремнями в автомобиле, выбираем себе правителей и т. п. Но безрассудство отнюдь не сродни мужеству. Мужество – это реалистичное понимание угроз в сочетании с готовностью поступать в любой ситуации лишь так, как правильно; принимая во внимание реальную опасность и осознавая риски, продолжать делать то, чего ожидает от нас Господь.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!