Очевидец Иоанн Марк

Евангелие от Марка также можно отчасти считать апостольским. По указанию ранних церковных историков, включая Евсевия, оно составлено на основе воспоминаний апостола Петра, секретарем которого евангелист был во время написания своего Евангелия. Признаком того является более откровенное по сравнению с другими евангелистами признание ошибок и слабостей апостола. Содержание Евангелия также соответствует сформулированному Петром критерию апостольства: быть свидетелем Христова служения «все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся» (Деяния 1:21,22). Оно начинается со служения Иоанна и заканчивается вознесением Иисуса.

Отличие повествования Марка от текстов других Евангелий определено иной целевой аудиторией. Евсевий указывает, что местом его написания был Рим – город, переполненный мистериальными культами и оккультными практиками. Римляне искали духовную безопасность в покровительстве богов, и Христос представлен у Марка как Сын Божий. Этим титулом определяет его евангелист изначально (1:1), и об этом же свидетельствует в конце Евангелия римский сотник (15:39).

Будучи евреем, Марк время от времени приводит оригинальные арамейские фразы и выражения. Но при этом он разъясняет своим читателям их значение:

«Говорит ей: “талифа куми”, что значит: девица, тебе говорю, встань» (5:41).

«Сказал ему: “еффафа”, то есть: отверзись» (7:34).

«Возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (15:34).

Дает Марк и пояснения для своих читателей относительно иудейских традиций и обычаев:

«Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (7:3,4).

«Корван, то есть дар Богу» (7:11).

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца» (14:12).

«Этот день был днём приготовления, то есть пятница, день перед субботой, и уже темнело» (15:42, ВБПЦ).

Также, мы встречаем у него и разъяснение иудейских прозвищ и названий:

«Нарекши им имена Воанергес, то есть “сыны громовы”» (3:17).

«И привели Его на место Голгофу, что значит: “Лобное место”» (15:22).

В Евангелии от Марка вы не найдете ни систематизированного учения, как у Матфея, ни детального описания событий, как у Луки. Его основной фокус – на силе Божьей, проявляемой через служение Иисуса. Тридцать процентов маркова повествования составляют чудеса – прозрение, очищение, изгнание бесов, исцеление. Причем под исцелением понимается не только, и даже не столько восстановление физического здоровья, сколько восстановление целостности, освобождение от власти сатаны, от греха, от духовной немощи.

Ключевое слово этого Евангелия – «тотчас». В этом самом коротком из жизнеописаний Иисуса оно употреблено 32 раза! Делается это, чтобы у читателя не оставалось сомнений, с Кем он имеет дело: могут ли какие-либо духовные силы хотя бы отчасти противостать власти Того, Чьи повеления всегда исполняются тотчас? «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалмы 32:8,9).

И все же не исключено, что Иоанн Марк и сам был непосредственным очевидцем ряда евангельских событий, «ибо это не в углу происходило» (Деяния 26:26). Так, большинство исследователей считают, что именно он был тем самым смелым юношей, что при аресте Иисуса, когда все ученики бежали, «завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (От Марка 14:51,52). Никто более из евангелистов об этом юноше не упоминает. Но в то время, как прочие евангелисты говорят о саде на Масличной горе, Марк (14:32) называет Гефсиманию селением (хорион – земельный участок, имение, поместье).

Нам известно, что именно в доме матери Иоанна Марка собиралась Иерусалимская церковь (Деяния 12:12). Имея достаточно большой дом в столице и даже слуг, она, похоже, была весьма богатой вдовой. Ввиду же отсутствия мужа, ответственность за воспитание ее сына берет на себя ее брат или деверь по имени «Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения» (Деяния 4:36).

Дядя Марка тоже был не из бедных. Будучи жителем Кипра, он был там вхож в дом проконсула (Деяния 13:7) и имел поместье, продав которое, «принес деньги и положил к ногам Апостолов» (4:37). Варнава будет по возможности всюду брать племянника с собою (12:25, 13:5, 15:37,39), из-за чего у него с Павлом даже возникнет острый конфликт (15:38).

Стоит также вспомнить, что Гефсиманский сад – не городской парк, куда любой может свободно зайти на ночлег. Он был чьим-то угодьем, хозяин (или хозяйка?) которого позволял Иисусу с учениками там находиться. Лука упоминает в числе учеников Иисуса множество знатных женщин, «которые служили Ему имением своим» (От Луки 8:3).

То же, что пресловутый юноша оказался на улице, «завернувшись по нагому телу в покрывало», говорит лишь об одном: пока ученики Иисуса коротали ночь на свежем воздухе одетыми, он спал в доме, в собственной постели. Услыхав же шум на улице, молодой человек вышел посмотреть – что там происходит, и нарвался на вооруженный конвой. Так что многие исследователи соглашаются, что таинственный юноша у Марка, скорее всего – «камео» самого евангелиста.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!