Апостол пишет: «Бог … нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом … мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его» (Ефесянам 2:4-5, 1:7). Наибольшая часть «западных» евангелизационных книг и программ посвящена именно этому аспекту Благой Вести.
В этом измерении человек, прежде всего, определяется тем, что делает. Недаром люди западного склада, желая получше узнать кого-нибудь, в первую очередь интересуются: чем этот человек занимается? Какова его профессия? Какое у него хобби?
Ключевым понятием здесь служит суд – вынесение вердикта о вине или невиновности подсудимого. Соответственно, высшей ценностью является истина, – ведь именно ее и должен установить любой суд. Так что измерение это, в первую очередь, рационально. Потому-то столь важное место уделяется ему в европейской культуре, выросшей на почве греческой философии и римского права.
Основной акцент в этом измерении делается на поступках. Праведность – это когда человек поступает в соответствии с правилами (заповедями). На нарушающего заповеди возлагается вина за чинимое им беззаконие. Он подлежит осуждению. Воздаяние за грех тоже проявляется в действиях, но – обратной направленности: наказание, возмездие, расплата, возмещение урона. И если человек не в состоянии искупить свою вину самостоятельно, кто-либо иной может «оплатить его штраф». (Именно это и сделал Иисус, приняв смерть за грешников).
Сферой воздействия греха является «совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:15). Потому-то самая первая естественная (т.е. присущая самой человеческой природе) реакция на грех в этом измерении – перекладывать вину на другого, искать внешнее оправдание своим действиям. Так, опоздавший школьник всё сваливает на не вовремя пришедшую маршрутку. Или, помните, как искали крайнего в Эдемском саду? «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»; «Змей[, которого Ты создал,] обольстил меня, и я ела» (Бытие 3:12-13). Ложные надежды возлагаются при этом на законничество, на дела, на заслуги.
В данном контексте Иисус – заместительная Жертва за наши грехи. Результат спасения – восстановление праведности, признание грешника невиновным. А воскресение Христа – гарантия нашего спасения; свидетельство нашего оправдания в Нем.
Все так и есть. Однако этот аспект — не единственный. Он не включает элементов усыновления и духовной победы. И потому наша проповедь не должна оставаться однобокой.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!