Что делать с полезными ресурсами от вредных людей?

Что нам делать, если на нас повлияли пасторы (или другие люди), которые дискредитировали себя и более не пригодны для служения? Что нам делать с созданными ими ресурсами, которые оказались полезными? Стоит ли рекомендовать эти ресурсы другим?

В начале 1990-х годов я влюбился в апологетику, послушав еженедельную радиопрограмму «Let My People Think» и ежедневное шоу «Just Thinking». Вдумчивое отношение этого апологета к культурным вопросам и его убедительная защита веры сформировали моё понимание того, как христианам следует взаимодействовать с миром. Десять лет спустя я был очарован NOOMA — серией коротких видеороликов одного пастора, который «исследовал наш мир с точки зрения Иисуса». Творческий подход этого пастора к донесению библейской истины казался свежим и убедительным в эпоху, когда многие церкви, казалось, были лишены культурного восприятия.

Два десятилетия спустя наследие вышеупомянутого апологета — покойного Рави Захариаса — было запятнанообвинениями в насилии и сексуальных домогательствах. А тот пастор из видеороликов — Роб Белл — отступник, одобренный Опрой Уинфри,  который поддерживает однополые браки и отрицает библейское учение об аде.

Что мне делать с подобным влиянием?

К сожалению, нам приходится задаваться этим вопросом всё чаще. Будь то пастор, совершивший нравственное падение, христианский писатель, отступивший от ортодоксальных взглядов, или лидер служения, чья личная жизнь противоречит его или её публичному учению, мы вынуждены ломать голову над тем, что делать с ресурсами, идеями и влиянием, которые когда-то оказались действительно полезными для нашего духовного становления. Их падение не перечеркивает то хорошее, что когда-то сделали эти учителя, но усложняет наше восприятие их продолжающегося влияния на нашу жизнь и того, стоит ли рекомендовать их ресурсы другим.

За эти годы я выработал свой подход к решению этой проблемы. Хотя в этом вопросе каждый должен прислушиваться к своей совести, вот четыре принципа, которые я считаю полезными.

1. Разграбьте (падших) Египтян

Августин, как известно, утверждал, что христиане могут извлечь пользу из творчества языческих авторов, поскольку истина принадлежит Богу независимо от того, кто её передаёт. Опираясь на метафору израильтян, вывозящих золото из Египта, он предположил, что каждый «добрый и истинный Христианин должен знать, что истина, где бы он ни находил ее, есть достояние его Господа» (Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, Книга 2, п. 28). Кальвин также призывал верующих признать, что Святой Дух является источником всякой истины, даже если она исходит от  «языческих авторов».

Этот принцип применим непосредственно к нашей ситуации. Падшие служители — это либо всё ещё верующие, борющиеся с грехом, либо полностью нехристиане. В любом случае, благодаря всеобщей благодати, мы можем извлечь пользу из их прошлых прозрений. Поскольку Божья благость простирается на всё человечество, даже падшие люди могут воспринимать и передавать некоторую истину.

Ключ, конечно же, в различении. Мы, вероятно, не должны считать кого-то заслуживающим доверия, если источник напрямую связан с областью его морального падения. Например, нам, вероятно, следует избегать книги о браке, написанной тем, кто совершил прелюбодеяние или домашнее насилие, или советов по воспитанию от человека, который пренебрегал своими детьми. Их грехи напрямую подрывают их авторитет в этих конкретных областях, и на их советы могли повлиять те самые грехи, которые они совершали втайне.

Напротив, греческая грамматика пастора, у которого позже был роман на стороне, или систематическое богословие человека, боровшегося с гордыней, всё ещё могут содержать ценные идеи. Хотя характер всегда важен — даже в технических трудах — разрыв между ошибкой и содержанием даёт больше возможностей для размышлений.

Истина не становится ложной просто потому, что её произнес кто-то, кто позже совершил ошибку или согрешил. Однако, помимо полезности, следует учитывать и другие соображения. Совесть и мудрое различение должны определять наше суждение по этому вопросу.

2. Но ищите альтернативы, когда это возможно

Мудрость подсказывает, что нам следует полагаться прежде всего тех на авторов и пасторов, которые не отпали и не отступили от веры. Церковь была благословлена бесчисленным множеством верных учителей на протяжении всей истории и в наше время. Зачем пить из испорченного источника, когда чистая вода легко доступна?

Это не означает, что мы должны немедленно очистить свои библиотеки или делать вид, что этих влияний никогда не было. Напротив, нам следует постепенно переключать наше внимание и рекомендации на тех, кто доказал свою верность на протяжении долгого времени. Мы всегда можем найти отличную альтернативу у людей, чей характер и учение остаются здравыми.

Этот подход также служит примером мудрости для других христиан. Сознательно выделяя верных учителей, мы показываем, что характер важен в служении и что у церкви есть другие голоса, достойные внимания. Это способ сказать, что, хотя Бог может использовать несовершенные сосуды, нам не нужно полагаться на них, когда есть варианты получше.

3. Будьте осторожны с рекомендациями

Иногда, однако, ресурс слишком ценен, чтобы от него отказываться. Именно так я отношусь к своей любимой книге о проповеди, написанной в соавторстве с пастором, которому пришлось уйти в отставку из-за церковного скандала. Если меня спросят, я бы, скорее всего, порекомендовал бы именно её. Но рекомендации ресурсов, написанных дискредитированными личностями, требуют осторожности и учета контекста.

Я обнаружил, что это лучше всего работает в такой обстановке, где вы можете четко объяснить свою квалификацию и сомнения, например, в личных беседах или обсуждениях в малых группах, где вероятность недопонимания и искажения вашей точки зрения меньше.

(Кроме того, если вы пастор, подумайте о том, чтобы убрать такие ресурсы с книжной полки в вашем офисе, где их смогут увидеть те люди, которых вы консультируете. Прихожане церкви могут подумать, что вы рекомендуете их, не понимая ваших сомнений. Само наличие этих книг может свидетельствовать о вашем одобрении, даже если это не так).

В более публичных местах, особенно в социальных сетях, лучше вообще не рекомендовать их. Социальные сети склонны игнорировать контекст, из-за чего практически невозможно объяснить, что рекомендация ресурса не является одобрением человека. Публикация, восхваляющая определённую мысль учителя, потерпевшего падение, вероятно, будет воспринята как более широкое одобрение, независимо от любых оговорок.

Мы также хотим избежать впечатления, что выступаем против тех, кого этот человек мог обидеть в прошлом. Публично рекомендуя ресурсы авторов, склонных к абьюзу или скомпрометировавших себя в доктрине, мы рискуем показаться бесчувственными к их жертвам или пренебрегающими их болью. Это не значит, что мы никогда не должны признавать ничего хорошего, что исходило от этих учителей, но это означает, что мы должны быть чрезвычайно осторожны в том, как и когда мы это делаем.

4. Молитесь за них и тех, кому они причинили боль

Когда мы сталкиваемся с подобным влиянием — будь то старые книги на полках, воспоминания о полезных проповедях или напоминания в социальных сетях об их существовании — мы можем использовать это как побуждение к молитве за них. Это включает в себя молитвы об их покаянии, если они еще живы, об их семьях, которые несут бремя их падений, и о жертвах их насилия или теологических ошибок.

Мы также можем поблагодарить Бога за то, как Он использовал падших людей и других грешников (включая всех нас) для наставления о Нем. Эта молитва не умаляет серьёзности их ошибок, но признаёт суверенность Бога в использовании несовершенных людей для достижения Его целей.

Молитва также помогает нам быть смиренными, напоминая, что мы тоже способны упасть и нуждаемся в Божьей благодати. Те же грехи, которые привели к падению этих лидеров, таятся в наших сердцах. Молясь за них, мы вспоминаем о нашей потребности в подотчетности, смирении и зависимости от поддерживающей Божьей благодати.

Непростая жизнь

На эти вопросы нет простых ответов, и верующие христиане иногда приходят к разным выводам о том, как обращаться с материалами, полученными от дискредитированных учителей. Некоторые чувствуют себя вынужденными удалить все подобные материалы из своих библиотек; другие продолжают пользоваться ими, сохраняя при этом определённые ограничения. Оба подхода могут быть верными в зависимости от обстоятельств и совести человека.

Самое главное — это чтобы мы подходили к таким ситуациям с мудростью, смирением и любовью — ради истины, ради тех, кто пострадал, и даже ради тех, кто пал. Цель не в том, чтобы быть излишне суровыми или преждевременно милостивыми; цель — почтить Бога тем, как мы обращаемся со сложным наследием тех, кто когда-то верно служил Ему, а теперь навлек позор на Его имя.

В конечном счёте, эти болезненные переживания напоминают нам, что наша главная надежда — не в учителях-людях, а в самом Христе, Который один никогда не разочарует нас и не введет в заблуждение. Благодаря Богу за множество верных учителей, которых Он дал Своей Церкви, мы должны держать их всех с распростёртыми объятиями, готовые отпустить, когда это необходимо, при этом крепко держась истины, которую они помогли нам открыть.

Джо Картер thegospelcoalition.org, перевод ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!