Почему НЕ нужно осуждать и что за этим скрывается

Ситуации разные бывают. Иногда мы узнаем что-то о ком-то и первая реакция с нашей стороны — оценить, одобрить или не одобрить, похвалить или осудить. Что скрывается за осуждением? Что говорит об этом Библия и что думают служители? Читайте мнения.

Илларион Огородников, церковь ЕХБ «Евангелие» (Москва, Россия):

Всякий раз, когда хочется осудить необходимо, вспомнить свой грех, от которого потом было очень стыдно. Если не поможет, то вспомнить тексты из Писания, где говорится об осуждении и как Бог к этому относится. За осуждением часто скрывается наш собственный эгоизм, когда человек поступает не так, как мы от него ожидаем.

Максим Шишко, служитель, блогер, автор

Максим Шишко, служитель общины «Сион», блогер, ведущий канала «Голос Сиона», автор книги «Разрывая узы Вавилона», (Киев, Украина):

Думаю, что в начале нужно определиться с терминами. Обличение греховного поведение, указание на ошибки восприятия Писания осуждением не является. Община верующих имеет полное право производить внутри себя суд, пресекая открытое греховное поведение (1Кор.5:11-13) и даже разбирая спорные житейские вопросы (1Кор.6:1-5). Осуждение — это вынесение приговора. Порой удивляет то, с какой легкостью верующие могут решать кто идет, а кто не идет «в ад». Вот к этому случаю и относятся слова Иакова: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:12). За стремлением решать кого спасти, а кого погубить скрывается гордость, дерзкая самоуверенность, даже наглость. Ведь чем еще объяснить стремление присвоить себе право на престол Суда, который принадлежит Самому Творцу?

Иван Штукарт, пастор церкви «Божье Слово» в Германии:

Осуждение это прежде всего негативные высказывания в адрес человека. Причём не лично и не в его присутствии, а за его спиной. Зависть, ненависть, лукавство или страх зачастую не позволяют людям говорить друг другу в лицо, а делать это «за глаза». Целью осуждения является прежде всего унизить человека, и возвысить себя. Это грех и к этому ни в коем случае нельзя привыкать. Конструктивная же критика намного полезнее. Она обращена напрямую к человеку, мотивированна не завистью или ненавистью, но любовью и добром к ближнему. Цель конструктивной критики поднять человека, указать на его промахи и помочь исправиться, указать на решение ситуации. Осуждая ближнего, я непременно пожну осуждение в свой адрес. Поэтому необходимо принципиально не делать этого и избегать компаний, в которых происходит осуждение, при необходимости и останавливать этот грех. То, что я не сказал человеку лично, о том я не имею право говорить за его спиной. Люди поступающие по этому принципу достойны уважения и доверия других.


Алексей Осипов, богослов, профессор Московской духовной академии


Павел Левушкан, лютеранский священник, теолог, современный христианский мистик, (Елгава, Латвия):

Мы не знаем, что творится в сердце человека и что побуждает его принимать неверные решения или совершать неблаговидные поступки. Но мы можем сделать выводы из нашей реакции на них. Очень часто преувеличенная реакция или тенденция часто осуждать других исходит из подавления наших собственных стремлений или того аспекта нашей личности, который мы отрицаем и осуждаем в себе. Другой человек становится своего рода зеркалом.

Доктор теологии Юрис Рубенис в своей книге «Она и Он» так пишет об этом:

«Важно с вниманием отнестись к любой обостренной реакции или преувеличенному отрицанию в себе. Каждый раз, когда вас что-то рассердит и вы реагируете на событие с излишним пылом, знайте: это дает знать о себе ваша тень. Отрицаемые аспекты взывают – заметь, разгляди нас! Мы здесь!!! Всё, что мы не хотим или не можем признать, почти всегда становится тенью. Эмоции или черты характера, которые в детстве были под запретом или высмеивались, обычно превращаются в теневые аспекты».

Другой известный христианский богослов, католический священник Ричард Рор убежден, что имеется библейский принцип, трудно определимый и не всем видимый: мы в большей степени открыты Богу, когда ошибаемся, чем когда ведем себя «правильно». Поэтому решение наших проблем мы находим, стараясь достичь единения с божественным, а не ища какое-то воображаемое изолированное совершенство. Святые, персонажи Библии и деятели Церкви пришли к необыкновенно важной модели: величайшие достижения происходят от трансформированных страданий, слабостей и падений. Посмотрите честно внутрь себя, сделайте испытание собственной совести, примите по-настоящему Божье прощение и у вас не останется места для осуждения ближнего, который точно также как и вы борется с грехом в своей жизни, даже если на этом пути в настоящий момент он терпит поражение.


Джозеф Принс, всемирно известный пастор и проповедник из Сингапура.


Вера Касевич, пастор церкви «DYNAMO», (Маями, США):

В послании к Римлянам вторая глава, в первых нескольких стихах, говорится следующее (для большей ясности я перефразировала несколько переводов Библии с разных языков): «Есть люди, которые ошибаются и явно не правы и даже падают. Но, если ты думаешь, что это даёт тебе право им на это указывать, а тем более, критиковать или осуждать – подумай хорошенько ещё раз. Так как каждый раз, критикуя или осуждая кого-то другого, мы на самом деле критикуем и судим самих же себя. Осуждение и критика других – это общеизвестный приём оправдания себя, когда смещается взгляд со своих ошибок и не признаются собственная неправота и прегрешения. Но Бога просто так не проведёшь. Он видит насквозь, даже через эту нашу напускную самоправедность, и Он спросит нас за наши поступки и дела, а не за чужие».

И вот в этом истина! Каждый из нас в чём-то не прав, в чём-то виновен, в чём-то согрешает, осознанно или неосознанно. Именно по этой причине Бог и учит нас не судить никого, но относиться милостиво ко всем без исключения, и молиться, и благословлять даже тех, кто возможно, по нашему мнению, заслуживает совершенно обратного. Известный немецкий пастор Дитрих Бонхёффер, который несправедливо пострадал от рук нацистов, говорил:

«Осуждая других, мы ослепляем себя, и уже не замечаем ни зла, которое мы сами делаем, ни благодати, которую к нам, к недостойным, проявляют другие».

Всё очень просто. Мы имеем право судить других, но это не полезно ни для нас, ни для Божьего дела. А имея право, почему бы нам не отложить это право в сторону и не последовать примеру Иисуса – прощать, любить, благословлять, даже незаслуженно? И если в ответ твою любовь отвергают, над ней насмехаются и более того, осуждают тебя, обливая грязью или ложью – просто попроси Бога дать тебе силы продолжать любить, а не судить. Нам для этого нужно смирение, а это тоже дар Духа Святого. Такой же дар, как терпение и воздержание. Знаю одно, что высокомерие – это не дар от Бога. И о людях, которые чаще всего осуждают других, хорошо сказал баптистский проповедник 19 века, Чарльз Спержен:

«Никто так несправедливо не судит о других, как те, у кого слишком завышенное мнение о себе».

Вот с этим я совершенно согласна. Это не означает, что я в порыве эмоций не могу забыть об этом высказывании, но лучше поздно о нём вспомнить, чем не вспомнить никогда.


Джереми Пирсонс, учитель, спикер, основатель «Pearsons Ministries».


Александр Епишев, преподавал в УЕТС (Украинская Евангельская Теологическая Семинария), специалист IT сферы, (Киев, Украина):

Предполагаю, что ответ на вопрос лежит далеко не в целительных никому раннее неведомых принципах. Универсальных «ключей успеха» в этом отношении не существует. Один, все же, мог бы стать популярным: «Чтобы не осуждать, необходимо не осуждать…»

Казалось бы, достаточно быстро можно понять, чего же не стоит делать еще на этапе осмысления возможных определений понятия «осуждение». Вооружившись несколькими словарями и помощью почти «всемогущего» интернета, и, в результате, предложив несколько вариантов, выведенных из библейских текстов, этимологии слова (очень зависящего от культурного и языкового контекста), бытового использования, размышлений философии, психологии и т.д., мы все равно останемся заложниками своих личных и очень ограниченных систем интерпретаций. Именно эта «личная герменевтика» неизбежно сталкивается с непреодолимой пропастью «единственно правильно» объяснить один из ключевых факторов – обстоятельства (контекст) самого процесса осуждения. Практически всегда недостаточно открытыми и «вполне обоснованными», остаются ответы на вопросы: «Чем было вызвано осуждение?», «Что мотивирует или стимулирует человека говорить или же вести себя так, чтобы это стало тем, что мы называем «осуждением»?», «Есть ли обстоятельства, способные его оправдать, и будет ли в таком случае оно называться по-другому, например, «критика» или «обличение»?», «Возможно ли, чтобы «осуждение» приобретало вид «клейма» для несогласных или непонимающих, и форму оправдания личного нежелания или неспособности понять «осуждающего», измениться?», «При каких именно обстоятельствах «осуждение» меняет свою смысловую нагрузку?»

Предположим, мы сошлись бы на том, что «осуждение» — это мыслительный процесс, предполагающий выражение взаимосвязанных выводов на основании определенных критериев и данных. Возможно, неожиданно, но 845 использований слова «суд» в Библии, дают право «осуждать» не совершая «грех осуждения», и даже более, делать это праведно (см. Пс.149:9, Лев.19:15, Втор.17: 8-13, Мф.5:21, Лк.11:42 и т.д.). В зависимости от отрывка, осуждение здесь представляется более привычным «суждением», «обличением» или «конструктивной критикой». В целом, христианство поощряет подобное поведение, которое очевидным образом преследует «благие» намерения исправить, помочь и спасти человека. Так же, во многом, это одобряется и светской мыслью, с упором как на важность умения вести диалог, так и особенности «восприятия», которые, при конфронтации с интересами «несогласных», формируют некую «итоговую» позицию. Похоже, что в этом смысле «осуждение» практически не представляет собой серьезной опасности. Поэтому, как «осуждающему», так и «осуждаемому» можно было бы пожелать в этом «благом деле» оставаться достаточно внимательными к деталям, открытыми к восприятию и принятию друг друга, сдержанными и последовательными в процессе формирования «суждений», а также причин и возможных требований к «исправлению». 

Иная вариация: «осуждение – это процесс выражения унизительных и категоричных заявлений, явно вскрывающих не всегда реальные слабости; выражение неодобрения и выдвижение обвинительного приговора» (ср. Мф. 7:1-3, Иуд. 4:11-13). Придавая понятию подобную негативную эмоциональную, этическую и юридическую окраску (последняя, кстати, не обязательно должна рассматриваться со знаком «минус», поскольку стремится к урегулированию различных общественных процессов), мы уже помещаем его в категорию «плохого», «опасного», «неправильного», «греховного». Тем самым, мы достаточно ясно, хотя и абстрактно, отвечаем на вопрос: «Приемлемо ли подобное поведение христианину?». Библия немногословна относительно скрытых мотивов «осуждения» (если не брать во внимание «гордость», «зависть», «несдержанность»), однако она достаточно однозначна относительно последствий – разрушение отношений и единства, деструктивное влияние на человека (в том числе и в более долгосрочной перспективе «вечности»).

«Осуждение – это результат безответственности», — скорее всего именно так я бы определил это понятие оставаясь в пределах второй вариации. Исходя из историко-культурного контекста Библии (и понимания «личной ответственности», «личности» в древнегреческом мире) это определение неверно, поскольку «индивидуальность», как набор отличительных особенностей индивидуума в сравнении с другим – это продукт размышления эпохи Возрождения. И, всё же, если допустить, что за осуждением может скрываться желание «набить себе цену» на фоне недостатков осуждаемых, оправдать себя, манипуляция, давление, обида, унижение, гордость или зависть, непризнание собственной некомпетентности или слабостей, нежелание понять и услышать противоположную позицию и т.д., тогда «безответственность» отлично описывает суть. Почему?

«Ответственность», как антипод «безответственности», предполагает наличие границ, во всём: в различных форматах отношений (сравните рамки отношений родственников, друзей и бизнес-отношения); в осознании собственных сильных сторон и способностей, так же как и слабых (например, признание текущей квалификации хорошо рисовать, но не танцевать), в обстоятельствах (которые могут оправдывать или усугублять вину, так же как иметь достаточные основания для «жесткого приговора» или же нет) и т.д. Формирование подобных границ, которые мы называем «отношением» или «позицией», сопровождается выведением более-менее четких целей и критериев, по которым можно оценивать «попадание» или «непопадание» в область этих границ. Благодаря им современное сообщество, в том числе и церковное, достаточно обосновано делит людей на «своих» и «чужих», «спасенных» и «погибающих», «друзей» и «врагов». Поскольку же границы, в первую очередь, вопрос индивидуальный, мировоззренческий, соответственно и отвечать за него можно только лично.

Таким образом, чтобы сократить шансы оказаться «в ловушке осуждения», стоило бы себя спрашивать «что именно (причины и мотивы) сейчас меня заставляет так поступать?» Если же ответ содержит намек на использование чужих полномочий (например, вынесение суждений о конечном месте человека в вечности, являющихся исключительно прерогативой Бога), желание преувеличить недостатки или укорить без достаточных на то оснований (например, выражение оценочных выводов без наличия или выяснения достаточных на то причин), отсутствие и ясное понимание целей и обоюдно принимаемых критериев (навязывание личного мнения при попытке надавить на несовершенства человека или группы людей), тогда можно было бы порекомендовать воздержаться от разговора. Кроме как «безответственностью», а, возможно даже, «глупостью», подобное осуждение назвать сложно, ведь во всех этих случаях есть очевидное непонимание личностных границ, своего места в мире, если удобно. Метаморфоза же «из осуждения в конструктив», происходит практически незаметно, как только стороны достаточно ясно осознают общее «почему?», «кто?» «что?», «как?» и «при каких обстоятельствах?» Перефразируя Анну Рузвельт, закончу цитатой для размышления:

«Ответственные (вместо «великие») умы обсуждают идеи, средние обсуждают события, а мелкие — людей».


 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!