Еврейский взгляд на двойную природу Мессии: Великий Сын Давида и тайна Бога Мессии

Великий Сын Давида

Вера древнего Израиля началась с одного человека, Авраама, и его семьи. Эта семья затем выросла в племя и наконец стала народом. Когда эти люди нашли себе родину в Ханаане, они начали организовываться как нация. А нации нужен правящий лидер — царь.

Народ потребовал своего собственного царя по-своему, без подчинения воле Божьей. Это привело к образованию царства с неправильной основой силы и власти, и неправильному царю. Первая установленная народом монархия, под властью царя Саула, была обречена на провал. Тем не менее, идея царства и царя для народа Израиля была первоначальным планом Писания ещё до создания мира (см. Мф. 25:34).

Правительство царства Давида

Это Царство началось с Божьего выбора, с царя Давида. В течение многих лет были разногласия и война между имеющим “политическое” основание царством Саула и имеющим “духовное” основание царством Давида. В конечном итоге царство Давида взяло верх, и состоялся первый этап утверждения предопределённой Богом монархии. Бог обещал Давиду, что его царство и его трон будут стоять вечно (2 Цар. 7:13-17; Пс. 88:3-4; 88:19-20).

Концепция вечной и утверждённой Богом империи с центром в Иерусалиме стала центральной осью веры древнего Израиля. Это основа того, что мы называем сегодня “Божьим Царством”. Это идеальное царство должно было управляться идеальным царём. Он олицетворял бы идеальные ценности этого идеального мира. Этот “помазанный” Богом царь упоминался как Мессия или Машиах (что значит “помазанник” на иврите). Этот Мессия был изображён как “великий” сын Давида.

Отправной точкой Нового Завета является то, что Иешуа — Сын Давида, и Его царство — продолжение царства Давида (Мф. 1:1). Эта связь между Давидом и Иешуа очень важна. Мессианское Царство было обещано Давиду и его семени. Если Иешуа не связан с Давидом, Он не может быть Мессией. Еврейскому народу, как правило, трудно увидеть продолжение царства Давида в Иешуа, а христианам трудно увидеть обратную историческую связь царства Иешуа с царством Давида.

Исаия и видение царства

Хотя Давид и был праведным и вдохновлённым мужем Божьим, он не был идеальным и не мог удовлетворить всем требованиям к идеальному Мессии. Была некоторая надежда на то, что его сын Соломон достигнет этого высшего идеала Мессии, но он в конце концов впал в ещё большие грехи, чем его отец.

Хотя надежда на мессианского царя и царство сохранялась в народе Израиля, царство и его цари страдали от постоянных проблем. Некоторые пророки Израиля (такие как Илия) начали обличать народ в его грехах, а другие пророки (как Исаия) видели новое и улучшенное царство на высшем духовном уровне. Во 2-й главе книги Исаии изображён мир, в котором царит мир между народами и происходит духовное пробуждение, со столицей в Иерусалиме.

Исаия видел не только духовное усовершенствование царства Давида, но и особенного царя, который будет править этим царством. Этого царя будут звать Эммануэль (Ис. 7:14; 8:7), Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец Вечности и Князь Мира (Царь Шалома, Ис. 9:6). Этот особенный “Сын” не покончит с царством Давида, а наоборот расширит и укрепит его:

“Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою…” (Ис. 9:7)

Исаия видел в этом мессианском царе сына Давида, и больше, чем сына Давида.

“И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его.” (Ис. 11:1)

Исаия открывает, что он будет физическим потомком Давида.

“И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия.” (Ис. 11:2)

Исаия открывает, что у него будет сверхъестественное помазание, неизвестное ещё в то время никому.

Итак, Бог вначале дал основное правление царством Давиду. Затем, через пророка Исаию, Бог обещал дополнительные духовные измерения этого царства и его царя, великого Сына Давида.

Мессианский ребе

За последние сто лет хасидское течение ортодоксального иудаизма выработало понимание своего главного раввина (называемого “ребе”) как мессианской фигуры со сверхъестественным помазанием. Ребе — это больше, чем просто раввинистический лидер. Он цадик — настолько святой и праведный человек, что часть его святости и праведности передаётся его последователям, которые ассоциируют и идентифицируют себя с ним. Он рассматривается как своего рода лестница, соединяющая человека и Бога.

В некоторых литературных источниках Любавического движения подразумевается, что Ребе Шнеерсон имел помазание из Ис. 11:2, и потому был не просто обычным смертным человеком. В Бреслевском движении заявляют про искупительную и сверхъестественную силу в повторении имени их ребе, Нахмана, снова и снова в мантроподобной фразе “На Нах Нахман Мэуман“.

Любавические и Бреслевские хасиды рассматривают своих ребе как потомков Царя Давида и таким образом как Мессий Бэхазака (“с силой Мессии”). Этот титул относится к кому-то на позиции Мессии, кто является потенциальным Мессией: Мессией в стадии становления. (Любавическое движение даже заявляло, что 53 глава книги Исаии говорит об их ребе, когда он болел перед своей смертью.)

То есть идея о том, что Мессия является сыном Давида, и более, чем сыном Давида, не чужда ни для еврейского мира, ни для пророков, ни даже для некоторых течений раввинистического иудаизма. Это то, о чём говорил Иешуа, спросив: “Как Мессия может быть одновременно и сыном Давида, и Господом Давида?” (см. Мф. 22:42-45; Лк. 20:41-44). Это противоречие между идеями о том, что Мессия является одновременно и человеком, и больше, чем человеком (сыном Давида и больше, чем сыном Давида) было серьёзным вопросом, который оставался нерешённым до конца периода Закона и Пророков.

Видение Исаии о Мессии было серьёзным шагом вперёд в пророческом откровении о Царстве Давида. Понимание Мессии в Новом Завете — это следующий скачок вперёд в том же пророческом потоке. Здесь раскрывается полнота сверхъестественной и божественной природы Мессии.

Очень интересно то, что даже новозаветнее откровение о божественной природе Мессии объясняется через указание на личность из Закона и Пророков — не Царя Давида, а личности, известной под именем “Ангел Господень”. Вот несколько примеров:

  • В Быт. 18 Авраама посещает небесный муж, и с одной стороны он называется ангелом Божьим, а с другой, Самим Яхвэ.
  • В Быт. 32 ангел, который борется всю ночь с Иаковом называется и человеком, и Богом (Эль Шаддай).
  • В Исх. 3 тот, кто был внутри горящего куста и говорил с Моисеем, называется ангелом, но также и Самим Богом Яхвэ.
  • В Исх. 14 тот же самый Бог/Ангел появляется внутри огненного и облачного столпа и ведёт детей Израиля через Красное море и в их странствованиях по пустыне.
  • В Исх. 24 Моисей и Аарон вместе с семьюдесятью старейшинами Израиля видят Бога Израиля в образе человека на горе и едят с Ним.
  • В Нав. 5 та же личность, что была в горящем кусте, встречает Иисуса Навина перед Иерихонской битвой. Он называется вождём воинства Господня, тем не менее Иисус Навин падает на колени и поклоняется Ему, снимая свою обувь, как Моисей перед горящим кустом.
  • В Иез. 1 в видении Иезекииля над сводом огня славы был трон с сидящим на нём “как бы человеком”. И снова, это откровение о Боге, который является людям в образе человека.
  • В Зах. 2-3 этот ангел Господень появляется перед Первосвященником Иисусом. В Зах. 2:10 Он говорит, что Он — Яхвэ, а в 11 стихе, что Яхвэ послал его.
  • В Дан. 7 этот Божественный Мессия предстал пред Ветхим Днями. Ему дана вечная власть над всеми народами, и эти народы поклоняются Ему.
  • В Дан. 10 Божественный ангел Господень появляется в огне и свете и рассказывает Даниилу, что произойдёт в последнее время.

Примечание: на иврите подобная форма фразы “ангел Господень” называется смихут. Это слово состоит из двух существительных, подобно тому, как в английском образуются слова наподобие bookend, campfire. Буквально это звучит как “Ангел-Господь” без предлогов (передающих падежи, которые в русском образуются с помощью изменения окончания слова — прим. пер.), как и в английском в таких же словах. И это может значить и “ангел Господень”, и “Иегова Ангел”.

Тайна Мессии

Как эта личность может одновременно быть и Божьим посланником, и в то же время называться Самим Яхвэ? Эта тайна безусловно мучила раввинов. Их мнения разделились. Талмуд (трактат Шавуот 35:72) говорит, что имя этих личностей было Кодеш (святой), что значит, что они были Божественны. С другой стороны, Мидраш, согласно Раши, говорит, что все они были Холь (не святые), что значит, что они были просто людьми или ангелами. Эта тайна не была раскрыта ни в Законе и Пророках, ни в раввинистической литературе.

Новый Завет начинается в Евангелии от Матфея с описания Иешуа как Сына Давида. А заканчивается в Откровении, описывая Иешуа как Божественного Ангела Господня (Откр. 1:8; 1:11-17). Это описание Иешуа практически идентично описанию ангела Яхвэ в Дан. 10.

Иешуа — Божественный Ангел Господень, который являлся всем праотцам. Мы реагируем на божественность Мессии Иешуа так же, как наши патриархи и пророки реагировали на божественность Ангела Яхвэ. Наши праотцы поклонялись Ему и заключали с Ним завет. Он одновременно и посланник Бога, и проявление Бога.

Две тысячи лет назад этот Божественный Ангел родился среди людей как сын Давида, обрезанный на восьмой день. Таким образом исполнилось пророчество о чудесном рождении Эммануила (Иммануэльс нами Бог) из Ис. 7:14.

Полное откровение о Мессии соединяет в себе одновременно два различных образа из Закона и Пророков — Царя из рода Давида и Божественного Ангела. (На иврите слово “царь” — это мэлэх, а “ангел” — малах.) Ключевое слово здесь — “одновременно”.

Итак, Бог вначале дал фундаментальное управление царством Давиду. Затем через Исаию Бог даёт пророчества о дополнительных, духовных измерениях этого Царства и его Царя, великого Сына Давида.

Многие из загадок Библии решаются через понимание того факта, что Бог совмещает две различные, кажущиеся противоречащими друг другу, вещи: брак мужчины и женщины (Быт. 2; Еф. 5), примирение Израиля и Церкви (Иез. 37; Рим. 11), отдавание кесарю кесаревого и Богу Божьего (Мф. 22:21), объединение небес и земли (Быт, 1; Еф. 1:10).

В случае Мессии Иешуа у нас есть великая тайна (1 Тим. 3:16) человека и Бога одновременно. В Быт. 1:26-28 утверждается, что человек был создан по образу и подобию Бога. Только в Иешуа мы видим человека, который полностью стал образом Бога, и Бога, который полностью вошёл в образ человека.

Ашер Интрейтер tikkun.tv, перевод Анна Иващенко ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!