Великий китайский стратег и мыслитель, VI века до н. э. Сунь-цзы утверждал: «Стратегия без тактики – самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – просто суета перед поражением». Говоря о практической стороне богословия супружества, не следует ограничиваться вопросами кризисного менеджмента. Важно не забывать о роли брачных отношений в стратегическом аспекте Божьего замысла.
Создатель ввел человека, Свой образ и Свое подобие, в сотворенный мир, дабы тот владычествовал над ним. Чтобы играл роль Божьего домоправителя. Роль непосредственного присутствия Творца в творении. Именно для этого человеку была дана заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28). И потому стратегическая цель супружества – воспитание богоугодного потомства. Вот как об этом говорит пророк: «Не Бог ли сделал их одним целым? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему» (Малахия 2:15 МБО).
Богоугодное потомство – вот стратегическое предназначение нашего единства в браке. Заповедь владычества не ограничивается только лишь нашим поколением. Какими благочестивыми ни были бы наши взаимоотношения, каких бы плодов не приносили бы наши труд и служение сегодня, чего бы мы в этой жизни нажили – дом, дача, машина, собачка, кошечка – ничего из этого мы не возьмем с собою в вечность. Из всего, что нам вверено под солнцем, только дети являются абсолютной и непреходящей ценностью Царства Божьего. Пойдут ли они за нами? Заложим ли мы в них надежное основание веры?
Приоритетная ответственность родителей и учителей – формирование мировоззрения ребенка. И наибольшее влияние на формирование мировоззрения оказывают идеи, относящиеся к сфере происхождения, Если, к примеру, нам с детства внушают, что все сущее – порождение случайности, почему мы должны подчиняться каким-либо законам? Да, пока у стоящего рядом (будь то родители, полиция, начальство и т. п.) дубинка увесистей, приходится покоряться. Но стоит держателю дубинки отлучиться – вместе с его запахом улетучивается и нравственный долг.
Случайность не ведает этических категорий, она не бывает ни хорошей, ни плохой. С какой же стати я должен вести себя каким-либо особенным образом? Послушание старшим – лишь вынужденное подчинение произволу родителей, злоупотребляющих зависимым положением ребенка. Но пройдет несколько лет, и подросшее дитя освободится от ненавистного бремени. Причем – без каких-либо обязательств по отношению к этим тиранам!
Или, скажем, если мы произошли от обезьяны, с какой стати нужно почитать своих родителей или учителей? Ведь они же на целый шаг ближе к обезьяне, чем мы!
Но если мы здесь согласно какому-то замыслу, то, согласитесь, этот замысел нам лучше знать. В противном случае мы проживаем жизнь впустую, не соответствуя собственному предназначению. А именно несоответствие предназначению Библия и называет словом «грех».
«Откуда я взялся?» – самый первый философский вопрос, который задает ребенок. Можете помечать в календаре день, когда он его задал, и устраивать праздник. Ребенок начал осознавать себя как личность! Перепуганные родители либо тут же заваливают своего отпрыска сведениями из области медицины, либо начинают знакомить с шедеврами из фольклора об аистах и капусте. Ребенок же пытается разобраться в мировоззренческих категориях. Кто я такой? Зачем я здесь? Где мое место в этом мире? Каково мое предназначение? Ибо предназначение определяется происхождением.
Все люди живут в том же самом мире и видят одни и те же факты. Но в зависимости от того, каково их мировоззрение, из одних и тех же фактов они делают совершенно разные выводы. Именно наше мировоззрение предопределяет то, как мы будем наблюдаемые факты истолковывать. Потому-то в свободном обществе (существующем по воле граждан, властью граждан и на благо граждан) граждане должны иметь равный и свободный доступ к различным толкованием фактов. В том числе – в школьных учебниках, издаваемых на налоги этих самых граждан. Но всегда ли это так?
Вот, к примеру, слова одного из наиболее выдающихся ученых ХХ века, нобелевского лауреата, основателя квантовой механики Макса Планка (1858–1947):
«Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга. Обе – религия и естественная наука – требуют для своего обоснования веры в Бога, но для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) – в конце всего мышления. Для религии он представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания… Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!»
А вот – слова другого небезызвестного естествоиспытателя: «Вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным… Это учение отвратительно». Это – выдержки из самого последнего труда Чарльза Дарвина «Воспоминания о развитии моего ума и характера».
Итак, двое авторитетных ученых (как минимум авторитет Планка никогда и ни кем не подвергался сомнению) изучают один и тот же мир. Но, исходя из разных мировоззренческих предпосылок, приходят они к диаметрально противоположным выводам.
Казалось бы, в свете положений здравого смысла и конституционного права в учебниках по естествознанию должны отражаться обе интерпретации. Но не тут-то было! К христианским идеям (пока еще) более-менее снисходительно относятся в вопросах литературы, этики, эстетики, культурологи и даже истории. Но не вздумайте привносить идею Бога в «святая святых» образования – кабинеты физики, химии или биологии! Происхождение – вопрос сакральный, и таинство атеистической догмы не может быть осквернено намеками на разумный замысел в природе!
Пусть все научные доводы в пользу эволюционизма рассыпаются как карточный домик. Пусть ложь, пропагандируемая учебниками общеизвестна. (Как, например – изображения эмбриончиков-рекапитулянтов, плода фантазии Эрнста Геккеля, которую он сам, еще в 1868 г., признал умышленной фальсификацией). Пусть свидетельств разумного замысла в мироздании – хоть отбавляй. В финансируемой налогоплательщиками государственной системе образования никто не смеет посягать на монополию атеистического подхода в естествознании. Даже – эти самые налогоплательщики. Ведь именно естественные науки обосновывают ответ на самый главный мировоззренческий вопрос – «Откуда я взялся?».
Через школьные программы по естествознанию в сознании следующих поколений граждан монопольно насаждаются мировоззренческие убеждения, альтернативные библейским. Такое положение вещей сводит на нет любые сиюминутные достижения в области христианской миссии. Недаром специалист по практическому дарвинизму Адольф Гитлер заявлял: кто контролирует учебники, тот контролирует нацию. Более того, само название его программной книги «Моя борьба» – не что иное, как прямая отсылка к подзаголовку дарвиновского труда «Сохранение привилегированных рас в борьбе за жизнь».
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», – говорит Господь (Лука 11:23, Матфей 12:30). Сегодня подавляющее большинство учителей, родителей и, главное, чиновников от образования уверены, что принцип отделения церкви от государства означает не свободу выражения всеми гражданами, христианами в том числе, своих убеждений, а, наоборот, запрет на это. Сформировался миф, что атеистическое образование, якобы, религиозно нейтрально. И миф этот оказался куда более живучим, чем породившая его система.
Постсоветская реальность воплотила в жизнь мечту персонажа сатиры Клайва Льюиса «Баламут предлагает тост», опытного беса-искусителя, отвечающего за систему образования: «Нам больше не придется пестовать в людях самодовольство и невежество. Сами управятся. Конечно, выйдет это лишь в том случае, если все школы будут казенными». Для послевоенной Англии эта притча стала предостережением, у нас же все было наяву. Недаром же в свое время был столь популярен гимн «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью».
Тоталитарная государственная система образования лишает детей индивидуальности, приучает их мыслить одинаково, действовать одинаково, не выделяться, не высовываться, быть как все. Никакие учебники не признаются, кроме официально одобренных – тех, что излагают научные факты исключительно с атеистических, материалистических, гуманистических, дарвинистских позиций.
Каждый школьный учитель естествознания, сам того не осознавая, служит миссионером этих богоборческих вероучений. Писание утверждает: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», называя первозданного человека первым, а Христа – последним Адамом (1 Коринфянам 15:22,45). В этой связи Канон 109 (118) Карфагенского собора 419 г. гласит: «Кто говорит, что Адам был создан смертным, так что умер бы, согрешил бы он или нет – да будет анафема». Так что для того, чтобы развить у ребенка иммунитет к вере в Последнего Адама нужно совсем немного – сформировать в нем мировоззрение, при котором в ответе на вопрос «Откуда я взялся?» не будет места для первого Адама.
Вид чиновника, заявляющего, что никакая система кроме контролируемой государством, неспособна обеспечить должного уровня образования, вызывает смешанные чувства. Во-первых, с какой стати я должен верить этому человеку в том, чему и как следует учить моих детей? Они – самое ценное из всего, что вверено мне в этой жизни Богом. И принадлежат они Богу, а не государству. Не министерство образования, а мы в ответе перед Создателем за их воспитание. Во-вторых же, я, возможно, еще поверил бы, что чиновник этот настолько пропитался социалистическими идеями, что верит в безупречность государственной системы образования, если бы не знал, что как раз его-то дети учились в частной школе, причем – за рубежом.
Не стоит питать иллюзий относительно роли Воскресной школы (ВШ) в формировании мировоззренческого фундамента у наших детей. Феномен «ДВР» (дети верующих родителей, впоследствии оставляющие церковь) – тому подтверждение. Воскресные школы, созданные в XVIII в. с целью обучения беспризорных детей чтению и письму на материале библейских текстов, сегодня зачастую превращаются в подразделения поместных церквей, где детей развлекают библейскими историями, чтобы те не мешали родителям во время богослужений.
Хотя во многих ВШ опытные педагоги добросовестно преподают детям Библию, и нередки случаи, когда дети, начавшие посещать ВШ, приводят ко Христу своих родителей, подавляющее большинство ВШ остаются в этом отношении слабым звеном. Они пренебрегают рассмотрением библейских аспектов происхождения мира, происхождения жизни и происхождения человека с позиции естественных наук – тех самых, что, отвечая на вопрос «Откуда я взялся?», закладывают фундамент мировоззрения ребенка.
Один час раскрашивания зверюшек на мультяшном изображении ковчега не в состоянии компенсировать целую неделю навязывания ребенку в общеобразовательной школе атеистических идей о «реальном мире». В итоге, ребенок не в состоянии понять сущность конфликта между знаниями, получаемыми в ВШ и в общеобразовательной школе. Библейские представления, формируемые в ВШ, разрушаются изучением «реального мира» на школьных уроках естествознания с исключительно материалистической точки зрения.
В соответствии со Священным Писанием только родители, и никто иной, несут ответственность за формирование у детей веры/мировоззрения (см. Второзаконие 6:6-7, Притчи 22:6, Ефесянам 6:4 и проч.). Назрела острая нужда оснащать родителей альтернативными учебными пособиями по естествознанию, которые позволили бы им помогать своим детям усваивать школьный материал гораздо лучше неверующих сверстников, и при этом – на твердой основе истин Священного Писания. Назрела нужда оснащать учителей-христиан учебными материалами, которые помогали бы им уже сейчас интегрировать библейские истины в содержание школьных уроков или факультативных занятий. Назрела нужда оснастить школьников пособиями, которые вооружали бы их необходимыми знаниями для формирования собственного мировоззрения, а также для миссионерского свидетельства своим сверстникам и даже – своим учителям.
Порой приходится сталкиваться с недоуменным вопросом: почему в Десяти заповедях особое внимание уделено почитанию родителей детьми («Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием» – Ефесянам 6:2), а о долге родителей относительно воспитания детей ничего не говорится? Ведь детям положено, при полном почтении к отцу и матери, со временем оставлять их (Бытие 2:24). Родители же детей не оставляют. Неужели же воспитание детей в познании Бога менее важно, чем почтение к родителям, следующее из этого воспитания? Чтобы устранить это недоразумение, следует вспомнить, что хотя Декалог и занимал у евреев приоритетное положение среди 613-и заповедей Закона Моисеева, но все же – не самое приоритетное.
Во время дискуссии о власти Иисуса один из книжников спросил Его: какая из всех заповедей главнее? И когда Христос напомнил ему об истинно главной заповеди, тот сразу же согласился: «Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (От Марка 12:32-34).
Да и как же было не согласиться? Ведь именно эта заповедь читалась в синагоге каждую неделю! Только слова Иисуса суть не сама заповедь, а всего лишь ссылка на нее. Ведь разделения Библии на главы и стихи тогда еще не существовало, и чтобы сослаться на какой-либо текст, нужно было процитировать часть из него. Полный же текст этой наиглавнейшей заповеди таков:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).
Итак, самым первым и отправным положением главной заповеди является то, что есть только один Господь – Господь Бог Израилев. Далее заповедуется любить Его всей своей сущностью и хранить Его слова в своем сердце. И сразу же после этого идет требование всегда («сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая») назидать в этом детей своих! Лишь после дело доходит до внешних, видимых проявлений исполнения заповеди – «знака на руку» (т. е. все, что делаешь, следует делать исходя из этого принципа), «повязки над глазами» (все, что видишь, должно воспринимать исключительно с точки зрения этих отношений), начертания на косяках дома (на этом должен строиться весь семейный уклад) и на воротах (жизнь твоей семьи должна быть свидетельством остальному миру).
Наставление детей в любви к Богу является принципиальной и неотъемлемой частью наиглавнейшей Божьей заповеди. И стратегическая ответственность за это возлагается не на правительство, не на систему образования и даже не на церковь или воскресную школу. Это – исключительная обязанность родителей по отношению к детям: «воспитывайте их в учении и наставлении Господа» (Ефесянам 6:4 МБО).
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», – учит мудрый Соломон (Притчи 22:6). Сегодня нам всем – и педагогам и родителям – крайне важно вновь и вновь напоминать себе: наши дети принадлежат Богу, а не государству. Мы, а не чиновники из министерства образования, в ответе за то, что и как наши дети изучают. Если же мы не формируем мировоззрение наших детей, за нас это делают другие.
Сергей Головин scienceandapologetics.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!