Что мы знаем о бактериях

Когда моим детям еще не было трех лет, у нас с женой складывалось впечатление, что у них не прекращаются сопли или кашель: мы все время боролись с простудой или гриппом. Укачивать ночью температурящего ребёнка было привычным делом. Даже в игровой комнате для малышей, которая была в нашей церкви, мы видели прежде всего источник всяческих инфекций!

Но теперь мы считаем благословением то, что наши долгие бессонные ночи оказались нашими единственными трудностями. А ведь до того, как появились антибиотики и прививки, инфекции были основной причиной детской смертности; большинство семей теряло как минимум одного ребенка из-за скарлатины, дифтерии, пневмонии, кори или оспы.

Сейчас врачи знают, что эти болезни вызваны микробами – бактериями, грибками или вирусами1. Оно выяснили, что эти микроскопические агрессоры снабжены сложными механизмами для нападения на организм человека. Возникает вопрос: если Бог закончил творение за шесть дней и сказал, что все вышло «хорошо весьма», откуда же взялись микроорганизмы, вызывающие болезни?

Поиск ответа на этот вопрос может оказаться весьма важным для всего человечества. Выяснив, с какой целью Бог изначально сотворил микробы, мы сможем лучше понять, как они изменились впоследствии. Это поможет ученым отыскать новые революционные способы лечения инфекционных заболеваний.

Исходя из описания творения в Книге Бытия, следует, что изначально микробы были созданы Богом для выполнения каких-то полезных функций. Если это действительно так, следует ожидать, что и сегодня значительная часть бактерий должны выполнять свои «весьма хорошие» функции. Теперь мы знаем большое число таких примеров, предвиденных биологами-креационистами2.

Фантастика?..

Представьте себе футуристический город, где в автомобилях используются высокоэффективные химические двигатели, которые практически не загрязняют окружающую среду. По дороге домой ваш автомобиль присоединяется к воздушному мегатранспортному кораблю, усеянному сотнями других транспортных средств. Благодаря комбинированной мощности нескольких двигателей, подключающихся к пропеллерам корабля, этот мега-транспорт плавно перемещается – сквозь непогоду и всяческие опасности – к вашему дому.

После отсоединения от корабля вы паркуетесь на площадке, которая определяет размеры вашего автомобиля и формирует по его форме приподнятую платформу, надежно фиксируя ее в 20 футах (6 метрах) над землей.

Представьте ещё, что пока вы спите, над вашим двором пролетает воздушный зонд, который подключается к вашему дому и автомобилю, загружая обновленное программное обеспечение. А если ваша модель устарела, во двор наведаются крошечные механизмы, разберут ее на детали – и из этих деталей смонтируют новый роскошный автомобиль, который будет ждать вас утром на прежнем месте.

Escherichia coli (кишечная палочка) — это бактерия, обычно встречающаяся в нижней части кишечника. Большинство ее штаммов (разновидностей) безвредны и приносят пользу: например, вырабатывают витамин К2 и препятствуют проникновению в кишечник вредных бактерий. (с) Rocky Mountain Laboratories.

…Нет, – процессы в вашем кишечнике!

Футуристический город? Отнюдь нет. Это лишь некоторые вещи, которые бактерии ежедневно проделают в нашей пищеварительной системе. Оказывается, пищеварительная система человека является самой густонаселенной экосистемой на Земле, с сотнями видов обитателей – бактерий, грибков и вирусов, постоянно взаимодействующих друг с другом!3 Причём каждый вид представлен таким большим количеством «особей», что общее количество бактерий в вашем организме измеряется десятками триллионов, превышая число его клеток. Можно шутливо заметить, что количественно в каждом из нас больше бактерий, чем человека!

Полезные («хорошие») бактерии, живущие в кишечнике, обеспечивают вас питательными веществами, расщепляют отходы и берут участие в работе иммунной системы, которая предотвращает заражение организма вредными (болезнетворными) микроорганизмами. Более того: пищеварительная система новорожденного не сможет работать и развиваться правильно, если в ней не поселятся бактерии4. Как и у транспортных средств в описанном нами футуристическом городе, всё это множество бактерий снабжено тщательно продуманными механизмами для перемещения в динамической, постоянно меняющейся среде. Можно сделать вывод: они были специально созданы для того, чтобы жить там.

Микробы, микробы повсюду

«Черные курильщики» – На морском дне встречаются своеобразные вентиляционные отверстия (их называют «черными курильщиками»), через которые вместе с перегретой водой в океан выбрасываются различные токсичные вещества. Этими микроэлементами питаются многочисленные микробы, которые уникально созданы для того, чтобы противостоять сильной жаре и обходиться без солнечного света. Сами они являются основным источником пищи для целых групп организмов.

Микробы встречаются не только в организме человека, но и в любой среде на Земле – от атмосферных высот до подземных глубин, где они выживают, питаясь нефтью и горными породами. Процветают микробы и в горячих источниках, во льду и снегу, в сухом жарком климате пустынь, в кислотах и солевых растворах высокой концентрации, и даже в мыле и в резиновых пробках для бутылок.

Дружественные микробы

Хотя слово «бактерии» обычно вызывает у нас мысли о болезнях, большинство из них – безвредны. Учёные описали и изучили более 5 тысяч видов бактерий, но болезнетворными (патогенными) из них являются только около восьми процентов. Большинство из них тщательно идентифицированы – по очевидным причинам. Более того: по оценкам микробиологов, на Земле может существовать ещё миллионы других видов неопознанных бактерий. Таким образом, болезнетворные виды составляют лишь незначительную часть от всех видов бактерий.

Но если большинство микробов не вызывают болезни – то чем же они заняты?.. Опираясь на то же библейское свидетельство, что Бог создал всё «весьма хорошим», креационисты ничуть не удивлены тем, насколько много «весьма хороших» функций присуще бактериям в самых широких масштабах.

Подлёдные антарктические озера – Многочисленные микробы обитают даже в Антарктиде. Недавно выяснилось, что некоторые микроорганизмы обитают даже в озерах под континентальным ледяным покровом толщиной в 2 мили ( 3,2 км), куда не достигают воздух и свет. Вода в них находится под огромным давлением, и ее температура опускается ниже 14° F (–10° C).

Например, микробы – что весьма показательно – играют очень важную роль в распределении и восстановлении питательных веществ в нашем мире5. Каждому живому существу необходимы соединения углерода, кислорода, водорода и азот. И многие бактерии специализируются на продуцировании и переработке этих веществ в воздухе, воде и земле. Этот важный процесс, называемый биогеохимическим циклом, происходит в невообразимо огромном масштабе (см. раздел «Необходимость бактериальной матрицы»). Многие, очень многие микробы трудятся согласованно над выполнением этого цикл. Даже глубинные слои земной поверхности, ранее считавшиеся бесплодными, оказались гигантским химическим заводом, заполненным массой бактерий, биомасса которых превышает общую массу всех растений и животных, обитающих на поверхности.

Без миллионов различных микробов огромные ресурсы Земли оставались бы для нас бесполезными. Нам нужна помощь микроорганизмов, чтобы необходимые элементы попадали в наши тела. Мы не могли бы даже есть, ели бы у нас в желудке не было бактерий, способных разлагать пищу. Так Бог день за днем проявляет Свою бесконечную любовь и мудрость, заботясь о каждом живом существе даже на самом низком молекулярном уровне.

И не только люди, но и все живые существа остались бы без питательных веществ, если бы не было бактерий.

Рассмотрим лишь один пример – переработку микробами азота. В отличие от атмосферного кислорода, азот, который мы вдыхаем, бесполезен для людей и животных: химическая связь в его молекулах слишком сильна, чтобы мы могли его усваивать. Но некоторые бактерии и другие микроорганизмы обладают способностью разрывать молекулярные связи азота и делать его пригодным для живых существ.

Многие растения обладают специальными органами, прикрепленными к их корням, в которых размещаются эти азотолюбивые бактерии. Подобные – весьма распространенные – отношения между растениями и бактериями называются «мутуализм», что является формой симбиоза. Это отношения, при которых каждый партнер получает выгоду от сотрудничества с другим партнером.

Горячие кислотные источники – В горячих источниках, таких как в Йеллоустонском национальном парке, обитает целый ряд микробов, которые способны выдерживать температуру значительно выше 100° F (35° C) и воздействие кислот, достаточно мощных для растворения железа.

Ничто не живет в одиночестве

Все существа на Земле живут в тех или иных симбиотических отношениях, включая и простейшие одноклеточные организмы. Должно быть, Творец хочет, чтобы мы, изучая этот всепроникающий симбиоз, понимали бы, насколько сильно мы в своей жизни зависим от других – и, в наибольшей степени, от Него. С самого начала времен все разнообразнейшие земные обитатели были призваны жить и работать вместе; и мы продолжаем полагаться на них (и на Бога) ежедневно и ежеминутно.

Что же дают нам симбиотические отношения с микробами? Креационисты могут указать множество позитивных результатов такого симбиоза – от обеспечения питанием до влияния на размножение насекомых. Рассмотрим несколько интересных примеров.

На страже растений и животных

Микробы вовлечены в процесс защиты растений и животных от атак со стороны других организмов. Например, в начале 1900 годов от грибковой инфекции погибли почти все экземпляры величественного Американского каштана. При изучении немногих деревьев, которые пережили эту эпидемию, было обнаружено, что они заражены вирусом, который модифицировал грибок, делая его слабым и неустойчивым. Сегодня ученые разводят устойчивые каштаны, которые со временем смогут снова украсить американские леса.

Вполне вероятно, что Бог изначально создал определенные вирусы как часть иммунной системы растений.

Биолюминесценция

Еще одно интересное партнерство – это биолюминесцентные (производящие свет) бактерии, которые обитают внутри специальных органов у ряда существ – например, у гавайского кальмара бобтейла6. Биолюминесценция защищает его от хищников. Возможно, они принимают светящегося кальмара, проплывающего над ними, за лунный свет; а может, кальмар просто замечает их благодаря свету и плывет в другую сторону. Исследования показывают, что биолюминесцентные бактерии играют весьма важную роль в больших глубинах океана.

Не хватит места, чтобы описать даже малую часть тех симбиотических отношений, в которые вступают бактерии и другие микробы. Их немыслимое множество и удивительные функции, направленные на обеспечение жизни других существ, позволяют предположить: наш Творец – Бог живой (Псалом 83:3), Бог жизни – создал микробы, чтобы сформировать на Земле всеобъемлющую жизнеобеспечивающую биоматрицу.

Итак, внимательно и вдумчиво исследуя мир микробов, мы приходим к двум неизбежным выводам. Первый: Бог живой изначально задумал «наполнить землю» жизнью – о чем и свидетельствует всеобъемлющая биоматрица микробов, обеспечивающая жизнь растений, животных и людей. И второй: Творец сделал особый упор на отношениях созданных Им организмов между собой. Огромное множество живых существ взаимодействуют друг с другом так, как это задумал Бог, постоянно поддерживающий эти оношения.

«Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28).

Хороший дизайн стал плохим

Каким же образом некоторые из «весьма хороших» микробов стать «плохими»? Неужели Бог специально переделал их?.. Или они сами «испортились» со временем?..

После Грехопадения, когда совершенство мира было разрушено, могло произойти как минимум три изменения, или их комбинация:

1. Перемещение. Изначально микробы были созданы для выполнения полезных функций в ограниченных местах, но после Грехопадения они распространились в другие места и начали вызывать нарушения и болезни.
2. Модификация. Микробы физически модифицировались, чтобы стать патогенными7.
3. Неконтролируемый рост. Количество микробов было рассчитано так, чтобы они оставались в безопасном количестве, но затем эта численность была нарушена, стало возникать или недостаточное, или чрезмерное их количество, что и приводит к болезням и другим нарушениям некогда сбалансированной системы.

Писание косвенно указывает примеры полезных творений, которые стали плохими – шипы и сорняки. Дрожжи являются примером хорошей вещи, которая становится инвазивной и вредоносной, когда разрастается слишком быстро (см. 1 Коринфянам 5:6-8). В таком случае дрожжи способны вызывать тяжелые инфекционные заболевания, такие как молочница и кандидоз.

Давайте рассмотрим примеры других распространенных болезнетворных микробов.

Холера, сменившая место обитания

На примере холеры мы можем убедиться, что те микробы, которые изменились в результате Грехопадения и теперь вызывают болезни, изначально имели своей целью приносить пользу, а не вред.

Холера – это тяжелое инфекционное заболевание кишечника. Ее возбудитель попадает в организм людей с загрязненной водой или пищей. Холера приводит к сильной диарее, шоку и даже смерти; в своей наиболее опасной форме она может убить человека в течение трех часов после инфицирования – если не будут приняты срочные медицинские меры. Холера вызывается бактерией Vibrio cholera, которая вырабатывает токсины. Но показательно: большинство разновидностей Vibrio choleraрастут на поверхности практически всех обитающих в океане морских существ с панцирем, не причиняя своим хозяевам никакого вреда. Напротив, они выполняют важную работу: разлагают (после смерти этих существ) хитин – главный компонент экзоскелета (твердой внешней оболочки) крабов, креветок, лобстеров и многих других морских обитателей. Без помощи этих бактерий океаны и пляжи были бы замусорены миллиардами раковин. Разложение хитина также возвращает в океан такие ценные вещества как углерод и азот.

Поэтому креационисты логично полагают, что изначально задачей Vibrio choleraбыло именно разложение хитина в океане; после же Грехопадения Адама Бог позволил этим бактериям распространяться за пределы их обычного места пребывания.

Кроме того, болезнетворные разновидности Vibrio choleraмогли также генетически измениться после Грехопадения. Было обнаружено, что они обладают дополнительными молекулами ДНК (по-видимому, внедренные в них вирусами), которые позволяют бактерии производить токсин. У других разновидностей холеры нет этого ДНК, и они обычно не токсичны.

Модифицированная кишечная палочка

Еще одна бактерия, которая является модифицированной – это Escherichia coli. Как правило, у каждого человека в кишечнике обитают миллионы безвредных кишечных палочек, которые помогают поддерживать нормальную работу пищеварительного тракта. Кишечная палочка настолько тесно связана с человеческим организмом, что ее обнаружение в воде считается подтверждением обитания человека вблизи этих водных путей.

К сожалению, некоторые кишечные палочки были, по-видимому, заражены вирусами, которые внедрили в их ДНК свою собственную. Так, у одного из штаммов кишечной палочки8 есть дополнительная ДНК, которая вырабатывает опасный токсин. Если забрать эту ДНК (что стало возможным в лабораториях в последнее время), можно устранить большую часть болезнетворного потенциала данной бактерии. Поэтому креационисты считают, что болезнетворные способности этого штамма могли быть получены в результате модификации кишечной палочки.

Но зачем вообще кишечной палочке переносить токсин? Для какой цели такой токсин был создан? Однозначного ответа пока нет. Но мы, в частности, уже знаем, что этот штамм кишечной палочки может жить безвредно в кишечнике сельскохозяйственных животных, где, как было доказано, помогает организму противостоять возникновению онкологических заболеваний9.

В последние годы медики обнаружили также, что полезные разновидности кишечной палочки способны защищать наш кишечник от болезнетворных бактерий. Поэтому некоторые врачи назначают введение штамма кишечной палочки новорожденным в зонах бактериального риска, чтобы защитить детей от других разновидностей этой бактерии, вызывающих диарею10.

Смертельная перемена

Итак, большинство штаммов кишечной палочки – безвредны; штамм, который вызывает серьезное заболевание в результате отравления пищей, содержит дополнительную ДНК, которая вырабатывает токсин, не обнаруженный у других, безвредных штаммов. Креационисты предполагают, что этот штамм мог приобрести болезнетворную способность подвергнувшись когда-то атаке вирусов, которые модифицировали оригинальную ДНК бактерии.

Новые терапевтические идеи

Концепция, согласно которой здоровье организма зависит от присутствия полезных бактерий, составляет основу возникшей в ХХ веке новой области медицины, которая предлагает новаторский метод: лечение и профилактику пробиотиками – пищевыми продуктами и биологически активными добавками, содержащими живые микрокультуры. В настоящее время существует несколько легкодоступных продуктов, которые могут помочь увеличить количество полезных бактерий в кишечнике.

Кроме того, в 1986 году возникла так называемая гигиеническая гипотеза (или гипотеза депривации микроорганизмами), основанная на той же концепции. Предполагается – и подтверждается многочисленными исследованиями, – что людям в определенном смысле полезно подвергаться воздействию микробов с раннего возраста. Если такое воздействие уменьшается, соответственно увеличивается риск развития таких неинфекционных заболеваний, как аллергия, бронхиальная астма, колит и т. д.

Священное Писание свидетельствует, что колючки и сорняки, появившиеся в результате Грехопадения, когда-то имели «хорошие» функции, не приносившие вреда никому. Рассматривая этот пример, христиане делают вывод, что все Божьи создания когда-то обладали только полезными, «добрыми» функциями; и это знание в ряде случаев может быть использовано для борьбы с болезнями.

Один из исследователей-креационистов, исходя из этой идеи, изучает способы использования определенных бактерий для борьбы с раком.11

Данное направление медицины представляет собой очень важную и крайне многообещающую область для новых исследований. Оно проистекает непосредственно из нашего понимания Божьего благодатного творения, которому Творец позволяет сохранять многие благие качества даже в падшем мире.

Необходимость бактериальной матрицы

Бактерии находятся повсюду, усердно поддерживая жизнь, хотя мы редко замечаем и ценим это. Бог создал микробы, помимо прочего, чтобы сделать для нас доступными те необходимые вещества, которые сами мы усвоить не в состоянии. Бактериальная матрица трудится круглосуточно, обеспечивая живые организмы многими жизненно важными компонентами.

Продуцирование кислорода: Цианобактерии, обитающие в океанах, активно вырабатывают кислород, делая его доступным для живых организмов. Являясь, судя по всему, самым распространенным организмом на Земле, эти микроорганизмы выделяют больше кислорода, чем все зеленые растения вместе взятые.

Фиксация азота: Наша атмосфера богата азотом; но этот азот, содержащийся в воздухе, непригоден для использования организмами: атомные связи в его молекулах очень прочные, и разорвать их трудно. Бактерии рода Rhizobium, которые живут в растениях и вокруг них, преобразуют (фиксируют) азот, делая его пригодным для растений; а через растения (т. е. опосредованно от этих азотфиксирующих бактерий) азот получают и большинство животных.

Переработка углерода: Многие бактерии перерабатывают углерод – необходимый строительный блок жизни. Одна из обязанностей определенных видов микробов состоит в том, чтобы разрушать мертвые растительные ткани и панцири морских существ. Без этих бактерий наши леса были бы завалены ветками и листьями, а океаны – переполнены экзоскелетами.

«Поедание» скал: Многие важные питательные вещества поступают в почву из выветрившихся камней. Группа бактерий, известных как литотрофы, ускоряют этот процесс, питаясь минералами, содержащимися в скальных породах. Разрушаясь, камни обогащают почву, принося пользу растениям, которые мы потребляем в пищу.

Формирование осадков: Некоторые бактерий (Pseudomonas syringae) даже являются одной из причин дождя и снега! Они становятся ядрами, вокруг которых кристаллизуются снежинки или конденсируются капли дождя. Это недавнее открытие подтверждает концепцию биоматрицы, согласно которой микробы способствуют всем жизненным циклам по всей Земле.

Примечания:

1 На самом деле, вирусы представляют собой совершенно отдельную группу (неклеточных инфекционных агентов); но для простоты изложения в этом тексте мы не будем отделять их от микробов.
2 Только около 8% выявленных бактерий являются болезнетворными. Биологи-креационисты предсказывали и обосновали это: см. A. Gillen, «The Genesis of Germs» (Green Forest, AR: Master Books, 2007); J. Francis, «The Role of Virulence Factors in the Establishment of Beneficial Ecological Relationships of Vibrio cholera and Vibrio fischeri», Occasional Papers of the BSG 8 (2006); Francis and Wood, «The CT Toxin of Vibrio cholera, Its Structure, Function, and Origin», Occasional Papers of the BSG 11 (2008); J. Francis and T. Wood, «Cholera Toxin and the Origin of Cholera Disease», Stadium Integrale 16 (2009): 88.
3 Steve Gill et al., «Metagenomic Analysis of the Human Distal Gut Microbiome», Science 312 (2006): 1355–1359
4 Недавние исследования показали также, что у животных, которые развиваются без кишечных бактерий, происходит уменьшение размера сердца: Peter Turnbaugh et al., «The Human Microbiome Project», Nature 449 (2007): 804–810.
5 См. J.W. Francis, «The Organosubstrate of Life: A Creationist Perspective of Microbes and Viruses», Proceedings of the Fifth International Conference on Creationism, 2003.
6 E.G. Ruby, «Lessons from a Cooperative Bacterial-Animal Association: The Vibrio Fischeri- Euprymna Scolopes Light Organ Symbiosis», Annual Review of Microbiology 50 (1996): 591–624.
7 Мы не можем сказать, сделал ли эти изменения непосредственно Бог, или они произошли в результате изменившейся среды обитания в падшем мире после Грехопадения.
8 Штамм бактерий – это группа, подобная подвиду. Кишечная палочка представляет собой единый биологический вид, но у нее есть много подвидов или штаммов, которые немного отличаются друг от друга. Безвредный штамм кишечной палочки, который обнаружен в кишечнике сельскохозяйственных животных, но является токсичным для человека, обозначается как E. coli O157:H7. Штамм, вводимый новорожденным, – это E.coli AO 34/86.
9 Карл Циммер, «Микрокосм E. coli и новая наука о жизни», Альпина нон-фикшн, 2016 (New York, NY: Pantheon, 2008).
10 См. пункт 8.
11 Luke Kim, «Bacterial Attenuation and Its Link to Innate Oncolytic Potention», Answers Research Journal 1 (2008): 117–122.

Френсис Джо answersingenesis.org, перевод scienceandapologetics.com

Д-р Френсис Джо возглавляет факультет биологических и физических наук и факультет математики в учебном заведении Master’s College, там же он — профессор биологических наук.