Наука или пропаганда

«Когда твердые представления о миропорядке и цели человеческого существования, складывавшиеся тысячелетиями в рамках религиозного мышления, рухнули, открываются беспредельные возможности для успеха любых спекулятивных построений, лишь бы они удовлетворяли трем требованиям:

  • не допускали ни тени сомнения в своей истинности,
  • охватывали все явления природы и
  • обходились только «реальными» понятиями.

Вакуум нужно было заполнять. Чем в большей мере отвечала теория перечисленным требованиям, тем выше были ее шансы занять место изгнанной богословской мудрости и стать знаменем победившего движения… Дарвинская теория естественного отбора оказалась со всех точек зрения идеальной», – так описал сложившуюся ситуацию математик, философ и богослов Виктор Тростников (1928-2017).

Уже само использование понятия «теория» указывало на лукавость такой замены. Ведь, как мы помним, при должном подходе к научному исследованию далеко не всякая идея удостаивается чести получить статус теории.

Исходным, индуктивным этапом научного исследования является накопление, систематизация и обобщение наблюдаемых фактов. Второй этап – абдуктивный. Выдвигаются предположения о возможных связях и отношениях между наблюденными данными. Из всех выдвинутых предположений выбираются те, что соответствуют критерию состоятельности (то есть не содержат внутренних противоречий). Наиболее правдоподобные из них именуются гипотезами.

После наступает третий, преимущественно дедуктивный этап – проверка гипотезы на соответствие прочим наблюдаемым фактам. Как правило, проверка гипотезы включает в себя проведение новых наблюдений и измерений. Лишь после того, как гипотеза пройдет проверку, ей присваивается статус теории.

Таков научный метод: сперва – фаты, потом – гипотезы, и лишь после – теория. Идеологическая пропаганда, со своей стороны, следует совершенно иным путем. Первым делом выдвигается идея, предлагающее простое и всеохватывающее объяснение. А после начинается поиск фактов, которые могли бы быть подоганны для ее поддержания. Те же факты, что идее противоречат, отвергаются, как не заслуживающие внимания, либо вовсе ложные. Ибо сама идея – незыблема.

Так, присваивая статус теории идее умозрительной и по определению недоказуемой, «научное мировоззрение» вместо признанных критериев научности (наблюдаемость, повторяемость, фальсифицируемость, способность к прогнозированию) автоматически вводит совершенно иной критерий: соответствие провозглашаемой идеологии. Все факты (как реальные, так и вымышленные), что соответствуют этому критерию, автоматически получают статус научных. Те же, что в идеологические догматы «научной картины мира» не вписываются, считаются ненаучными по умолчанию.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!