В 1990 году аспирант из коммунистического Китая, воспитанный в духе атеистического эволюционизма, задал мне вопрос: «Почему я должен верить в библейского Бога, в истинность Библии, и в то, что Бог справедлив, если Китай никогда не получал библейской истины о Боге?» По сути, этот молодой человек спрашивал: «Почему я должен верить в вашего библейского Бога?» и «Почему я должен верить в Библию вашего Бога?»
Ноа Вебстер (Noah Webster, 1758-1843, американский лексикограф и языковед, создатель первого американского словаря английского языка) в 1828 году определил слово «apologetic» как «защиту словами или аргументами», прослеживая этимологию этого английского слова к греческому apologemai. Однако что представляет собой библейская апологетика? Как современные христиане могут логически, опираясь на достаточные доказательства, отвечать тем, кто подвергает сомнению истину, открытую Богом? Ограничивается ли апологетика исключительно «защитой» истины? Когда верующим уместно проявлять инициативу в передаче истины?
Более точное определение библейской апологетики: наука изучения, демонстрации, документирования и коммуникации того, почему вера в Бога имеет смысл. Она отвечает на фундаментальный вопрос: «Почему я должен верить Богу?»
Что может дать правильное изучение апологетики восприимчивому христианину?
Апологетика учит, что существуют достаточные доказательства. Бог предоставил объективную истину через общее и специальное откровение, чтобы доказать, что Он является и Творцом, и Богом. Апологетам часто задают вопрос: «Можете ли вы предоставить доказательства существования Бога?» Но сравните этот вопрос с другим: «Если вы предоставите доказательства существования Бога, каждый ли, кто увидит эти доказательства, будет достаточно честен, чтобы признать их?» Согласно Библии, ответ на первый вопрос — «Да», а на второй — «Нет». Почему? Разница между этими двумя ответами выражена в лаконичной фразе Павла «безответны» (anapologêtous в греческом, буквально «без защиты») в Послании к Римлянам 1:19-20. В частности, те, кто отказывается «одобрить» открытые Богом доказательства, сами «безответны» за неприятие Божьего доказательства. Соответственно, апологетика должна реалистично уравновешивать представление доказательств с предрасположенностью неубежденных людей подавлять или отвергать эту истину.
Апологетика учит, что те, кто отвергает истину, обладают искаженным мышлением. Проблема даже серьезнее, чем просто неоправданный скептицизм, поскольку противодействие свидетельству творения (что Бог — наш Творец) запускает встроенное последствие: искажение человеческих способностей анализировать истину, смысл и моральные ценности. Бог «предал» неверующих «превратному уму» (Римлянам 1:28). Это усложняет использование рациональной апологетики: доказательств и логики недостаточно, чтобы «убедить» большинство неверующих.
Послание Павла к Римлянам подчеркивает эту критически важную истину: все люди должны быть благодарны Богу за их сотворение и, следовательно, логически должны прославлять Его как своего Творца. Однако люди естественным образом предрасположены игнорировать, подавлять и даже отвергать твердые доказательства творческой роли Бога. Поэтому, если это необоснованное отвержение Бога каким-то образом не исправлено, люди автоматически получают ужасное последствие, называемое «превратным умом» (Римлянам 1:28). «Превратный» ум функционирует неправильно, когда оценивает истинное и ложное, правильное и неправильное, хорошее и плохое. Как же тогда апологетика может помочь «защитить» Божью истину от таких ментальных дисфункций?
Рассмотрим вопрос: каков высший мотив для служения апологетики?
Апологетика больше связана с почитанием Бога, чем с победой в споре. С точки зрения Писания, основная цель апологетики — не «выиграть дело» подобно судебному исполнителю, поскольку «присяжные» могут быть безнадежно коррумпированы или отвлечены. Скорее, апологетика — это прежде всего наука почитания Господа через тщательное изучение и затем точную передачу Его открытой истины (библейской, научной, исторической и т.д.), особенно тех истин, которые подвергаются сомнению, противодействию или искажению, в конечном счете доверяя Богу осуществить Свое благо с переданными истинами (Исаия 55:10-11; Псалом 18:2-15; Римлянам 10:14-18). Другими словами, пусть Бог управляет результатами.
Петр дает известное программное заявление для каждого библейского апологета:
«Но святите Господа Бога в сердцах ваших; и будьте всегда готовы дать ответ [или логический ответ, греч. apologian] каждому, требующему у вас отчета [или логики, греч. logon] в вашем уповании [или уверенности, греч. elpidos], с кротостью и страхом» (1 Петра 3:15).
Заметьте, что святить Бога — это первый приоритет; предоставление готового ответа вторично и последующе. Это имеет смысл, поскольку наша высшая любовь и лояльность должны быть направлены к Богу; наша обязанность служить ближнему в любви следует далее (Матфея 22:39). Святить Бога включает признание Христа как Творца и по праву превосходящего (Колоссянам 1:16-18), поэтому библейская апологетика должна каким-то образом всегда связываться со Христом.
Апологетика означает любить Бога в первую очередь, людей — во вторую. Таким образом, апологетика — это прежде всего труд любви и верности Богу, Творцу, и во вторую очередь — труд любви и обучения от имени людей, творений. Конечно, настоящая апологетика правильно признает авторитет Писания, как это делал Христос (сравните Иоанна 14:6 с 17:17). Апологетика отдает приоритет всему Писанию в целом (2 Тимофею 3:16) и мессианским пророчествам в частности (1 Тимофею 3:15; 1 Петра 1:10-12), поскольку само Евангелие спасения дважды квалифицируется фразой «по Писанию» (1 Коринфянам 15:3-4). Эти принципы критически важны, поскольку практика неадекватной апологетики проистекает из опоры на неадекватные принципы.
Помните свою аудиторию. Апологетика на человеческом уровне также должна «знать свою аудиторию». Рассмотрим следующую цитату: «Вау! Вы выглядите действительно старым!» Для детсадовца, который пытается казаться взрослым, это комплимент. Но для матери детсадовца, которой немного за тридцать, это отнюдь не комплимент! (Упс.) Аудитория имеет значение. В апологетике, как и во всякой коммуникации, критически важно ответить на вопрос: Кто моя аудитория? Также, является ли непосредственная аудитория единственной аудиторией? Апологетические коммуникации, письменные или устные, могут включать более одной аудитории. Фактически, вся жизнь христианина (после обращения) является апологетическим посланием, с самим Богом как первичной аудиторией. Однако есть и другая аудитория, также невидимая смертным глазам: ангелы (1 Петра 1:12). Тем не менее, аудитории, о которых мы больше всего думаем, когда говорим или пишем апологетически, — это люди: верующие, которым нужно укрепление веры, и неверующие, у которых другие проблемы.
Используйте тщательную логику. Остерегайтесь подразумеваемых предположений. «Что было первым: курица или яйцо?» Обратите внимание, что вопрос предполагает, что Бог не создал первую курицу с полностью сформированным яичником, содержащим яйца. Остерегайтесь ложных дихотомий (также называемых «ошибками или-или»). Например, «Ответьте ‘да’ или ‘нет’: вы перестали бить свою жену?» Или, «Кардинал красный, да или нет?» (Да, если самец; нет, если самка.)
Контекст имеет значение. Помните три секрета успеха риэлторов: местоположение, местоположение, местоположение. Это понимание применимо ко многим аргументам о Писании: контекст важен! Неспособность оценить контекст Писания обычно приводит к интерпретационной неудаче. Можно быть уверенным: необоснованные предположения изобилуют, когда критики пытаются критиковать библейские тексты. Внимательно изучайте фактические слова, предоставленные Богом (Деяния 17:11; 2 Тимофею 2:15). Бог целенаправленно дал Библию, чтобы открыть нам истину.
Творение, правильно понятое, прославляет Бога. Бог промыслительно предоставил огромный инвентарь общего откровения: «небеса проповедуют славу Божию…» Изучение, анализ и объяснение этого инвентаря информации — постоянное усилие, которое ICR (Институт креационных исследований) предпринимает на протяжении последних четырех десятилетий. И некоторые сложные вопросы оправдывают междисциплинарное изучение в интерпретации библейского текста, эмпирической науке, судебной науке, истории, древней лингвистике и т.д.
Истина существует, и ее достаточно — но что это, и кто предоставит ее тем, у кого есть честные вопросы и ошибочные представления? Подготовка и предоставление этих разумных ответов — задача библейской апологетики.
И да, аспирант из Китая, воспитанный в атеистической эволюции, получил свой ответ в 1990 году и сразу же стал верующим во Христа.
ХНАЦ (По материалам оригинальной статьи: Understanding Effective Biblical Apologetics), scienceandapologetics.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!