Лекарство от одиночества

Нет сомнений, что Илия был выдающимся мужем Божьим. Об Иоанне Крестителе было возвещено, что он будет предшествовать Господу «в духе и силе Илии» (Лук.1:17). Видевшие Божью силу в учении и служении Иисуса задавались вопросом: не Илия ли Он? Тем не менее, Писание утверждает: «Илия был человек, подобный нам» (Иакова 5:17). А потому, как и у всякого человека, у пророка бывали периоды слабости и отчаяния.

Помните, как Илия силою Господа вышел победителем из духовной брани, когда ему противостояли ни много, ни мало – 450 пророков Ваала плюс группа поддержки в 400 пророков Астарты? Или – как дерзновенно провозгласил он окончание им же самим тремя годами ранее призванной засухи? И что же дальше? Божий избранник в панике бежит от женской угрозы! Он настолько перепуган, аж желает расстаться с жизнью, за которую, собственно говоря, так боится!

«Иезавель послала к Илии вестника, чтобы сказать: Пусть боги сурово накажут меня, если завтра к этому времени я не сделаю с тобой того же, что ты сделал с пророками. Он испугался и бежал, спасая свою жизнь. Добравшись до Вирсавии, что в земле Иудеи, он оставил там слугу, а сам ушел в пустыню на расстояние в день пути. Он пришел, сел под одиноким дроковым кустом и молился о смерти. “Довольно уже, Господи, – говорил он, – забери мою жизнь, ведь я не лучше своих предков”» (3Царств 19:2-4 МБО).

Доводилось ли вам, столкнувшись с непреодолимыми трудностями, взывать к Господу, моля, чтобы происходящее просто раз – и прекратилось? Развеялось, как ночной кошмар при пробуждении? Доводилось желать если не смерти, то пришествия Христа подобно Deus ex machina в античном театре – с немедленным окончанием кошмара, прекращением страданий и праведным судом над нечестивыми?

Непревзойденный фильм Нормана Джуисона «Скрипач на крыше» снят по мотивам произведений киевского писателя Шолома Алейхема. Рассказывают, как режиссер рыдал, павши на камеру, когда снимал сцену, в которой беженцы оставляют свое селение – покидают дома, где родились, делали первые шаги, учились читать Писание, играли свадьбы, растили детей, прощались с близкими… И вот, на фоне скорбной колонны медленно удаляющихся изгнанников, молодой человек подходит к наставнику с вопросом: «Равви, ведь Мессия ведь все равно придет. Почему бы Ему не прийти прямо сейчас?». И тот отвечает: «Что ж, теперь будем ждать Его в другом месте».

Не знаю как вам, а мне довелось пережить подобное минимум дважды. Но всякий раз у меня было, к кому подойти. Было, кому излить свою скорбь. Было, от кого получить утешение. Проблема возникает не от недостатка веры в Бога, а от того, что в такие моменты мы утрачиваем связь с Божьими людьми, пытаемся преодолеть невзгоды в одиночку, самостоятельно.

«Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые пренебрегают. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что день Его возвращения уже приближается», – призывает Писание (Евреям 10:25 МБО). Не позволяйте себе оставаться в одиночестве!

Илия же испугался и побежал, спасая свою жизнь (3Царств 19:3). Слово, чаще всего переводимое, как «испугался» означает «увидел, посмотрел». В Синодальном переводе – буквально: «Увидев это, он встал и пошел». До этого пророк безмятежно жил в Сарепте, пригороде Сидона – прямо под носом у Иезавели. Он видел неимоверные чудеса, какие творит через него Бог. И вдруг, убегает неведомо куда.

Пробежав 150 километров, Илия оставил слугу – последнего, кто мог быть рядом. Мы не знаем, по какой причине они расстались. Может, пророк не захотел обременять верного спутника. А, может, тот сам, как молодой Иоанн Марк, служивши Павлу и Варнаве в их миссионерском путешествии, заявил, что на такое не подвизался и хочет домой (Деяния 13:13, 15:37-38). Так или иначе, дальше Илия отправился один. Он шел еще целый день, пока не оказался посреди пустыни.

Кто из нас под тяжестью проблем не хотел остаться один? Не хотел выкрикнуть всякому, кто проявляет участие: «Оставьте меня, дайте спокойно помереть!»? Не желал, забившись с головой под одеяло, тихонько скулить и ждать, когда это все закончится? Вот и Илия «лег и уснул под ракитой. И видит: ангел коснулся его и говорит ему: «Встань, поешь». Смотрит — у него в изголовье лепешка, испеченная на углях, и кувшин с водою. Он поел, попил, лег опять» (3 Царств 19:5,6 РБО).

Во сне ли было это видение или наяву – не ясно. Но любой психолог скажет: это – первый шаг для выхода из депрессии: хватит лежать, жалея и изводя себя. Встань, поешь. Соберись. «И снова посланец Господа коснулся его и сказал: “Встань, поешь – неблизкий путь тебе предстоит”» (19:7).

Услышав эти слова, Илия решил, что убежал от Иезавели недостаточно далеко. «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (19:8-10).

Пророк по-прежнему ведом своими страхами. Его желание – уйти как можно дальше и спрятаться как можно глубже. Пещера – идеально подходящее место! Бог же вопрошает: «Что ты здесь делаешь?». «Один я у Тебя остался, – отвечает беглец, – как Ты обойдешься без меня, случись что со мною?»

Постойте! Что значит – один? Или Авдий, главный управляющий царского двора, не переспрашивал Илию перед конфронтацией с пророками Ваала: «Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою?» (18:13). Как минимум есть еще сотня верных Господу людей, о которых пророку известно! Но наверняка есть и те, о которых тот не в курсе. То, что ты сам по себе, что не с ними – не Божья проблема, а твоя. Ты просто остался один, ты убежал от остальных, отделился от народа Божьего.

Почему мы зачастую избегаем общения с Божьими людьми? Бытует мнение, что раз у нас проблемы, лучше в собрание святых не ходить, подождать, пока все не разрешится. Но, позвольте: куда еще идти с проблемами, если не к Божьему народу? С кем еще советоваться? Разумеется, находиться в одиночестве удобно – никто не дает непрошенных советов, не указывает на мою неправоту. Ну, прям – по Писанию: я – сам себе бог, сам решаю, что хорошо, а что – плохо.

Как же Илие было комфортно при подготовке к служению у потока Хорафа. Вокруг – засуха и голод, а у тебя – родниковая вода и адресная доставка шаурмы орнитодронами дважды день. Как там было уютно, спокойно и тихо. Никто не давал советов, никто ничего не просил, ни с кем не нужно было спорить! А как только начинается служение, становится хлопотно и некомфортно. Возникает необходимость что-то решать, преодолевать какие-то трудности… Но в уединении своего предназначения не исполнить. «Не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18). Любой ретрит (отход) дается для подготовки к лучшему служению. Цель отхода – перегруппироваться, чтобы с обновленными силами вступить в схватку.

Как уютно, несмотря на все ограничения, было на самоизоляции во время карантина! Включил компьютер, поназидался, и дальше хлопочешь по хозяйству до следующего созвона через неделю. А как комфортно мне было прятаться за границей от войны! Ни бомбежек, ни бессонных ночей в укрытии. Когда ты сам по себе, ни с кем делиться и не нужно. Лелеешь иллюзию, что ты один такой уникальный, и проблемы твои – уникальные. Сходишь в воскресенье в чужую церковь – и никому ничего не должен. Наоборот – все заботливые, учтивые. Гостю – максимум внимания, а чужая забота – лучший пластырь на рану жалости к себе.

Однако, как приятно ни было бы бывать в церквах, где к тебе, как к гостю, проявляют повышенный интерес, подлинно твоя община – та, которой принадлежишь. Та, где тебя знают. Где принимают таким, каков ты есть, но и к тому, каким ты должен стать, не безразличны. Где обличение если и делается, то не чтобы причинить боль, а чтобы разделить и совместно преодолеть ее. В родной общине для выражения любви, поддержки, сострадания порой и говорить-то ничего не нужно – все понятно без слов. Но еще важнее то, что в своем кругу ты как нигде знаешь, понимаешь и чувствуешь нужды других, имеешь возможность принять в них участие.

Не сетуйте, если не смогли найти такую общину для себя. Станьте такой общиной для тех, кто рядом! Лучшее лекарство от одиночества – не ждать, пока кто-то позаботится о тебе, а самому начать проявлять заботу. Все, что мы пережили, мы пережили не зря. Господь вел нас через испытания, чтобы мы могли поделиться опытом преодоления с теми, кто сталкивается с такими же проблемами. Если у вас, скажем, распалась семья, Господь помог вам пережить это, чтобы впоследствии вы могли помочь тем, чья семейная жизнь также оказалась разбита. Если вы потеряли близкого человека, Господь будет использовать вашу трагедию, помогая через вас тому, кто переживает подобное. Если вам пришлось бросить свои дома, Господь будет через вас поддерживать тех, кто также остался без ничего. Потери, болезни, катастрофы, эпидемии – через все это Бог готовит нас для служения.

Социальные сети никогда не заменят реального общения. Не то, что братских объятий – даже молчаливого присутствия не заменят. Через Интернет мы можем лишь обмениваться информацией. Вот и живем в мире, где информации все больше, а смысла все меньше.

Кто не помнит апостольского обетования: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28)? Вот только часто мы забываем, что в Божьем домостроительстве благо – это не мое личное благоденствие, а созидание Его Царства. И если мы действительно любим Его, если отвечаем на Его призыв, все наши невзгоды будут совокупно действовать для достижения этой цели. Ибо далее сказано: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:29-31).

Видите? Наше предопределение – быть прославленными через уподобление Христу. Предопределением же Христовым было отнюдь не беззаботное благоденствие: «собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян 4:27,28).

Вот, и нас Писание призывает: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:1-3).

«Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Не просто изделие (по-гречески – скэуос), а творение, шедевр (по-гречески – пойэма, отсюда происходит слово «поема»). Будем же во всем уподобляться Тому, кто «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45).

В одиночку, вроде как, спокойнее. Да и делиться, когда ты сам по себе, ни с кем не нужно. Но есть еще один аспект – основной из тех, что создают иллюзию преимуществ уединенного бытия: наедине с собой не нужно меняться. Я – сам себе эталон! Я – самый лучший я из присутствующих. Да что там из присутствующих – другого такого меня, лучшего, чем я, во всем свете не сыскать! Рецепт Соломона: «Как железо острит железо, так острит человек человека» (Прит.27:17 МБО) – не для меня. Острить я и сам прекрасно умею!

Сегодня самый популярный вид изображений – «сэлфи». Согласитесь, звучит куда привлекательнее, чем «нарциссизм». Но апостол предупреждает: «Мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2Кор.10:12). Только взаимно притираясь в сообществе верующих, мы можем помогать друг другу в надлежащем сопоставлении себя самих с незыблемым эталоном подобия Христу.

И все же Господь – Бог благодати. Он ведь мог поручить человеку вырастить прекрасный сад, говоря: «Если справишься – дам тебе во владычество». Но Господь Сам насаждает его и помещает туда ничего еще не сделавшего и ничем не заслужившего этой чести человека. Не говорит Он и Израилю: «Вот вам Закон. Как научитесь исполнять – выведу вас из рабства». Напротив, Всемогущий сперва освобождает Израиль, а уже потом предлагает ему войти в отношения завета. И Сына Своего Он послал умереть за нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

Вот и бегущему от своего предназначения Илие Он мог явиться в могучем ветре, в сокрушающем горы и дробящем скалы грозном сотрясении земли, во всепоглощающем огне… Это было бы вполне ожидаемо. Но к растерянному и подавленному пророку Создатель обращается по-особенному (3Цар.19:12) – как «веяние тихого ветра» (РСП). Как «тонкий звук тишины» (РБО). Как «мягкий шепот» (МБО), «нежный звук» (ВБПЦ). Как «тихий лагідний голос» (Огіенко), «тихесенький, лагідний вітрець» (Хоменко).

Всевышний не ругает Илию, не стремится запугать, не пытается манипулировать им. Он не упрекает пророка: «Что разлегся? А ну, встал и пошел!» Нежнейшим шепотом Создатель задает Илие тот же самый вопрос: «Что ты здесь делаешь?» (19:13). Тот же вновь сетует: «Остался лишь я один, и они пытаются убить и меня» (19:14). Давай, я буду Твоим неприкосновенным запасом, а? А то как Ты без меня справляться будешь?

Разворачивайся, – тихо говорит Господь, – и возвращайся обратно. Слова «дальняя дорого перед тобою» означали вовсе не длину дистанции, на которую тебе следовало отбежать, а величину твоего призвания, значимость предназначенного тебе пути. И в одиночестве тебе его не исполнить. Но с чего ты взял, что ты один? Об Авдии и о ста пророках при нем тебе уже известно. Однако ты, ведь, знаешь далеко не все! «Я сохранил в Израиле семь тысяч человек, колени которых не склонились перед Ваалом и которые не целовали его статуи» (19:18). Иди назад! Смотри вперед! Помни: ты – предтеча. «Пойди обратно своею дорогою чрез пустыню… Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (19:15,16). Наибольшее в твоей жизни – быть предтечей, приготовить путь для того, кто придет после.

Господь ведь не зря дает нам жизнь с избытком. Предназначение избытка – делиться им. Делиться с другими – лучшее средство от депрессии, уныния, упадка. «Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”» (Деяния 20:35). Лекарство от одиночества не в возможности получить что-то еще, а в способности разделить то, что имеешь.

Служители, волонтеры, родители, учители – все мы лишь тогда делаем свое дело должным образом, когда готовим себе смену, передавая не только нажитое, но и пережитое. Притча о талантах учит: все, что вложил в нас Господь – инвестиция не в нас, а в Царство. Наша задача – преумножить Его вложение и передать дальше! Стать проводниками Его благодати.

«Илия был человек, подобный нам» (Иак.5:17). Он не был идеален. Он совершал ошибки, действовал опрометчиво, предавался унынию. Что же делало его выдающимся мужем Божьим? Как минимум на три аспекта мы можем обратить внимание.

Во-первых, он слушал Бога. Господь сказал: «Пойди», и «пошел он оттуда» (3 Царств 19:15,19). Бог не всегда говорит с нами вербально. Мы можем услышать Его через книги, через фильмы, путем размышления, посредством общения с другими людьми. В нашем распоряжении – целый арсенал средств божественной коммуникации, наипервейшие из которых – Библия, водительство Святого Духа и сообщество единомышленников, поклоняющихся Христу. Наше дело – быть готовыми услышать и послушаться.

Во-вторых, Илия целенаправленно готовил себе преемника. Подобно тому, как родители взращивают детей, чтобы потом отпустить, Илия подготавливал Елисея, своего ученика, к самостоятельному служению. Исследователи считают, что Елисей пробыл рядом с Илией около двух лет.

Раньше я думал, что готовить преемников необходимо затем, чтобы они выполняли работу за меня, а я при них был бы эдаким главначпупсом – главным начальником по управлению согласованием (с). Но рано или поздно ученик, достигнув зрелости, сообщал, что Господь призывает его на какое-либо другое служение. И каждый раз это становилось для меня таким тяжелым ударом! «Предатель! – мысленно возмущался я, – Я всего себя вложил в этого неблагодарного, и вот – он меня бросает! Придется искать другого помощника, более верного».

А они-то как раз и были верны. Но не мне, а Христу. И уходили они, как правило, не в мир, а на служение, на которое их призывал Господь, к которому и готовил. Кто-то впоследствии создавал апологетические миссии в других регионах и даже странах, кто-то организовывал служение сиротам, кто-то становился предпринимателем… Несколько раз мне пришлось пережить такое «предательство», прежде чем мне открылось, что главный продукт, который производит наша миссия – это не книги и не семинары, а люди. Люди, которые будут преумножать полученное.

Код нашей миссии – «222». Под этим числом подразумевается текст 2 Тимофею 2:2: «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Оказалось, что важнее всего не то, что мы делаем, а то, кого мы взращиваем. Ученики, дети, внуки, коллеги, соседи – каждый, в кого мы вкладываем себя, становится Божьей инвестицией в Царство. Нам надлежит целенаправленно прилагать усилия, чтобы каждый, идущий за нами, становился сильнее нас. Им надлежит расти, а нам умаляться.

В-третьих, Илия вовремя отошел в сторону. Порой духовный лидер является ловким манипулятором, лишь имитирующим преемственность. Так, известный нам по евангельской истории Анна, 21 год официально исполнявший должность первосвященника (с 6 г. до н.э. по 15 г. н.э.), еще почти полстолетия (до 63 г.) продолжал править через пятерых своих сыновей и зятя Каиафу, поочередно занимавших этот пост. Все это время он практически единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. В Писании Анна, уже второе десятилетие, как вышедший в отставку, по-прежнему зовется первосвященником и упоминается прежде Каиафы, официально занимающего эту должность (Лк 3:2, Деян 4:6). Именно к нему первым делом, а уже потом – к Каиафе, повели Иисуса после ареста (Ин 18:13-24).

Печально бывает видеть церкви, в которых созидавшие их верные и любящие Бога пасторы-миссионеры уже давно взрастили новое поколение служителей, но никак не решатся отойти в сторону, предоставляя им больше свободы – больше инициативы и ответственности. Такие отношения болезненны для всей общины и нередко заканчиваются огорчением и разрывом. Обретение учениками самостоятельности должно вызывать радостную гордость за них, а не сожаление о себе.

В истории олимпийских игр известны случаи, когда более сильные команды не выигрывали забег лишь потому, что самые быстрые атлеты оказывались неспособны своевременно передать эстафетную палочку.

Впрочем, и от преемника тоже зависит немало. Писание утверждает, что служитель Божий должен быть не только учителем, но и учиться самому (Римлянам 2:21). Елисей был готов учиться. «Илия отправился в путь и ему повстречался Елисей, сын Шафата. Он пахал свое поле на двенадцати воловьих упряжках, а сам шел за последней, двенадцатой упряжкой. Поравнявшись с ним, Илия набросил на него свою мантию. Елисей оставил волов и побежал вслед за Илией» (3Цар.19:19,20). Мантия пророка служила аналогом эстафетной палочки.

Елисей отнюдь не был праздным человеком, сидящим на печи в ожидании чуда. Он пошел за пророком не потому что ему было нечего больше делать и не скуки ради. Преемник Илии был преуспевающим фермером, зажиточным хозяином. У него было 24 вола и, как минимум, 11 наемных работников. Но, главная его черта заключалась в том, что у него были правильные жизненные приоритеты. Навыкам куда проще научиться, чем правильному расположению сердца.

Одна из распространенных проблем современного христианского образования – отсутствие у студентов надлежащей мотивации. Мы зачастую пытаемся влить как можно больше информации в духовно неокрепших младенцев, надеясь, что знание преобразит их. Но знание лишь надмевает. В итоге – много информированных, мало трансформированных. Наше дело – не призывать обученных, а обучать призванных. Наш главный критерий при подборе партнеров – «им должно быть не наплевать». Прочее – дело наживное.

Лишь тот, «кому не наплевать», будет готов оставить доходное занятие и устремиться навстречу своему призванию, подобно Елисею. «Елисей вернулся, взял своих двух волов, зарезал их и сварил мясо, пустив ярмо на дрова. Он устроил трапезу для всех, кто там был, а потом пошел за Илией и стал его слугой» (19:21). Этот прощальный ужин стал для всех свидетельством его точки невозвращения, водоразделом между работой и призванием. Ибо работа – это то, на что ты живешь. Призвание же – то, ради чего ты живешь.

«Бери вершину, получишь и середину», – учил Григорий Сковорода. Елисей, ученик Илии, не удовлетворялся серединой, не был согласен на уровень посредственности – он стремился к максимуму. «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9). Что ж, просить у Бога двойную долю того, что имеет другой, может лишь тот, кто отдал Богу все, что имеет сам!

Елисей принял эстафету. «Он подобрал плащ, который упал с Илии, пошел назад и встал на берегу Иордана. Он взял тот упавший плащ и ударил им по воде. – Где сейчас Господь, Бог Илии? – сказал он. Когда он ударил по воде, она разомкнулась вправо и влево, и он переправился через реку. Ученики пророков из Иерихона, которые видели его, сказали: – Дух Илии перешел на Елисея. Они вышли ему навстречу и поклонились до земли» (4Цар.2:13-15).

Писание упоминает более десятка неимоверных чудес, сотворенных Господом через Илию и, тем не менее, утверждает: «Илия был человек, подобный нам» (Иакова 5:17). Бог использует обыкновенных людей необыкновенным образом. Самое же большое достижение пророка в том, что он подготовил путь тому, кто пошел за ним.

Просьба Елисея была удовлетворена – через него Бог сотворил вдвое больше чудес, чем через Илию. Тем не менее, именно Илия назван величайшим из пророков. Подготовив путь для того, кто пойдет вослед, пророк стал прообразом предтечи Христа – того, кто «будет велик пред Господом… и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:15-17).

Самое эффективное лекарство от одиночества – делиться тем, что дает нам Господь. В конце концов, мы и обладаем-то по настоящему лишь тем, что отдаем. Все, что мы накапливаем в своей жизни, пройдет вместе с нашей жизнью. Все, что мы накапливаем в этом мире, пройдет вместе с этим миром. Лишь то, чем мы делимся, преумножится. Лишь то, что мы отдаем во славу Господа, останется в вечности и имеет подлинную ценность для Царства.

Сергей Головин scienceandapologetics.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!