Приданое на ноги

Зачастую мы изучаем Писание, как некий закодированный текст, подлежащий расшифровыванию, и не замечаем реальных человеческих отношений, стоящих за описанными событиями. Возьмем, к примеру, такой фрагмент:

«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоанна 12:1-5).

Иоанн пишет свое Евангелие на пару десятилетий позже выхода в свет синоптических жизнеописаний Иисуса. Зачастую он не повторяет событий, уже описанных Марком, Матфеем и Лукой, а дополняет их. В частности, Иоанн не пересказывает историю помазания Иисуса в доме фарисея Симона Прокаженного некой безымянной грешницей (Матфея 26:6-13, Марка 14:3-9, Луки 7:36-50), которую некоторые без особых на то оснований отождествляют с Марией Магдалиной. Вместо этого он описывает похожее событие, но произошедшее в другом доме. У Лазаря и его сестер Марфы и Марии – друзей Иисуса, у которых Он гостил неоднократно. Ни одно из ранее написанных Евангелий этого случая не упоминает. Возможно, чтобы не смущать никого из его участников, которые на тот момент могли все еще жить неподалеку от тогда еще не разрушенного Иерусалима.

Настоящие дружеские отношения складываются годами. Зачастую – завязываются еще в детстве. Так что, скорее всего, семья Иисуса была близка с семьей Лазаря и регулярно останавливалась у них, приходя в Иерусалим на праздники. Теперь же главой дома был сам Лазарь, а в его отсутствие – Марфа. Их родители, видимо, уже почили. Таким образом, Мария была самой младшей в доме. А это значит, что единственным ценным имуществом в доме, которым она могла распорядиться самостоятельно, было ее приданое. Им-то, своим приданным, она и помазала ноги Иисусу.

Что же побудило ее так поступить? Единственно правильный и абсолютно точный ответ: мы не знаем. Писание говорит, как расценивает ее поступок Иисус: «Она сберегла это на день погребения Моего» (Иоанна 12:7). Но о ее собственных мотивах ничего не сообщается. О них мы можем лишь гадать.

Кого видели в Иисусе современники? Молодого, но перспективного и уже весьма влиятельного раввина. Наверняка в будущем Ему пророчили роль основателя богословской школы или даже члена высшего духовного совета. У Него для этого было все необходимое кроме одного – он не был женат. Так что, в каком бы направлении ни предстояло бы развиваться Его земной карьере, женитьба должна была бы стать ее неотъемлемой частью.

Вступать в брак и иметь детей считалось первой обязанностью иудея во исполнение первой из 613-и заповедей Закона: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28). Согласно школе Шаммая, супругам полагалось иметь как минимум двух сыновей, а по учению Гиллеля – одного сына и одну дочь, ибо сказано: «Мужчину и женщину сотворил» (Бытие 1:27) [1].

В соответствии с традицией, жениться полагалось в восемнадцатилетнем возрасте [2]. Однако не единичны были случаи, когда влиятельные раввины откладывали женитьбу до более позднего времени (подобно тому, как сегодня не торопятся обзаводиться семьей те, кто сперва стремится сделать академическую карьеру). Например, Гамалиил II (80 – 115, внук Гамалиила Старшего – того самого, у ног которого воспитывался апостол Павел – Деяния 22:3) был авторитетным учителем задолго до своей свадьбы [3]. А его современник Шимон бен Аззай и вовсе отказывался от женитьбы, говоря: «Душа моя жаждет Торы. Пусть другие плодятся и размножаются» [4].

Тем не менее, положение в любом выборном органе от бейт-дина (совета местной общины) до Великого Синедриона, требовало наличие семьи: «В Синедрион не назначают того, у кого нет детей, чтобы он был милосерден к людям» [5]. Браки же заключались в первую очередь между семьями, состоящими в наиболее близких доверительных отношениях. Так что согласитесь: если бы Мария втайне мечтала, что Иисус в качестве будущей супруги выберет именно ее, у нее были бы на то все основания. И, опять же, согласитесь, что тогда совсем иной смысл принимают адресованные Иисусу слова Марфы: тебе, что ли, дела нет, что девица с тебя глаз не спускает? Равно как и ответ Иисуса: ты заботишься не о том, о чем следует (От Луки 10:38-42).

После же того, как Иисус воскресил из мертвых ее брата, причем, на четвертый день, когда признаки разложения были уже очевидны, – Мария поняла: Тот, Кто все эти годы был другом их семьи, имеет власть даже над смертью. Он – не просто молодой способный учитель. У Него – совсем иное предназначение.

Помазывая собственным приданым ноги Господа, девушка продемонстрировала отказ не только от своих матримониальных ожиданий в отношении Учителя, но и от вступления в брачные отношения с кем бы то ни было кроме Него. Оставьте ее, – говорит Иисус, – у вас нет ни малейшего представления о том, что она только что сделала…

Так это, или нет – кто знает? Но для более глубокого понимания библейских событий следует не забывать, что их участники – живые люди со своими чаяниями, опасениями и ожиданиями, нам зачастую неведомыми. Это была их непосредственная жизнь, а не сценарная постановка в церковном представлении.

1. Мишна, Йевамот 6:6, ср. Вавилонский Талмуд, Йевамот 64a.
2. Мишна, Пиркей Авот 5:21 (5:24).
3. Мишна, Берахот 2:5.
4. Вавилонский Талмуд, Йевамот 63b.
5. Вавилонский Талмуд, Санхедрин 36b.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!