Искусству прощать необходимо учиться. А это не так-то просто. И наиболее часто встречаемое из препятствий, которые следует преодолеть на этом пути – непонимание самой сути прощения. Уж очень широко распространены пять основных заблуждений на этот счет.
Заблуждение первое. Простить – значит сказать: «а, ладно, ничего страшного; проехали». Как это – ничего страшного? Вероломство, ложь, предательство, измена, насилие – разве это не страшно? Нужно признать: насколько благочестивым ни казалось бы со стороны такое решение, оно просто не работает. Эффект – тот же, что и при игнорировании проблемы: ты продолжаешь тащить на себе бремя чужой вины.
Иисус, прощая грешников, отнюдь не утверждал, что грех – это не страшно или маловажно. «Я не осуждаю тебя», – говорил Он. Но при этом добавлял: «иди и впредь не греши» (От Иоанна 8:11). Ведь и государь в притче не сказал, что долг был незначителен. Он просто взял расходы за нанесенный ущерб на себя. Прощение – это не «ничего страшного», это «ты мне больше ничего не должен».
Второе заблуждение: прощение – это чувство. Нужно пождать, пока вы ощутите, что готовы простить. Но и это – утопия. Само по себе, без каких-либо усилий с вашей стороны, подобное ощущение никогда не появится. Или же вы думаете, что у Иисуса, когда он, истекая кровью, задыхался на кресте, было настроение всех простить? Прощение – это принятое волевое решение.
Заблуждение номер три. Простить – значит забыть и больше не обращать внимания. Ну, уж нет! Может так статься, что вы до конца жизни будете помнить о нанесенной вам обиде. Прощение не есть забвение. Прощение – это память. Но память не о той боли, которую причинили вам, а о том, что сделал для вас Иисус, несмотря на причиняемую вашим грехом боль. Независимо от того, помним ли мы о нанесенной нам обиде, или забыли ее – мы прощаем, помня, что нам прощено гораздо больше.
Четвертое заблуждение. Простить – значит снова начать доверять. Трудно придумать идею наивнее этой. Прощают – раз и навсегда. Доверие же восстанавливается годами. Поверьте, есть достаточно людей, на которых я был зол, но простил. Но доверия моего они так и не заслужили. А в большинстве своем и не пытались, и даже не предполагали, что должны были. Но мне-то что с того? Я отпустил себя из этой ловушки.
Самым, пожалуй, распространенным является заблуждение пятое. Для прощения необходимо, чтобы обидчик осознал вину и попросил о прощении. Но, прощая, я отпускаю на волю не его, а самого себя, и это совершенно не зависит от того, попросят ли у меня прощения. Более того – прощение вообще не требует участия прощаемого. Просто люди склонны заблуждаться на этот счет, не видя разницы между прощением и примирением.
Безусловно, примирение – это то, к чему мы должны стремиться при любой возможности. Но без участия второй стороны, без покаяния, примирение невозможно. Поэтому, заповедуя: «будьте в мире со всеми людьми», – апостол добавляет: «если возможно с вашей стороны» (Римлянам 12:18).
Так, Господь уже простил нас, заплатив цену нашего греха на голгофском кресте. Но для примирения требуется наше покаяние, наше к Нему обращение. И те, кто уже с Ним примирился, призваны распространять призыв к примирению: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Коринфянам 5:18-20).
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!